К новым небесам и новой земле
В XVI-XVII вв. привычная средневековая карти-на мира стала разрушаться. Свой вклад в этот процесс внесли Великие географические открытия. Но глав-ное - научная мысль Европы переживала невидан-ный взлет. Перелом, происшедший на исходе средневековья, произвел своего рода революцию в умах. Мир рас-крылся перед человеком в иных красках, в ином измерении. Многие традиционные представления о нем были опровергнуты наукой; способность челове-ческого разума проникнуть в самые недоступные, ка-залось бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рыв-ка, который произошел в технике и в естественных науках. Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным пу-тем доказали, что Земля имеет форму шара; использо-вание компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы пре-ломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI - первой половине XVII в. по-явились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, от-крыв то, что раньше было невидимо глазу. Ручной труд стал вытесняться машинным, например, в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга. Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентри-ческая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Рань-ше центром мира считалась неподвижная Земля с об-ращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка от-счета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина ми-ра стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвер-дили его последователи - итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642). Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего, надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с цер-ковью. Конфликты с ней часто заканчивались для уче-ных трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которо-го сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заста-вили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг. Огромное влияние естествознание оказало на фило-софию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была раз-ной. Подчас она граничила со страхом; открывавшая-ся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Влез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека, ка-завшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыс-лящим тростником. Но возникали и другие, более оптимистичные те-ории. Были философы, для которых успехи науки яв-лялись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироз-дания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных на-ук, вводя их в философию. Мир представлялся ему ог-ромным механизмом, движение которого определено Богом - «великим геометром», как называл его Де-карт. Английский ученый и политик Френсис Бэкон (1561-1626) в своем знаменитом труде «Новый Орга-нон» доказывал, что окружающий мир, природу сле-дует изучать, доверяя только опыту, научному экспе-рименту. Ему же принадлежит идея, которой сужде-но было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные от-ношения. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI-XVII вв. не-вероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механи-ческих» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает че-ловеку наука, станут едва ли не аксиомами в созна-нии европейцев.
Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Западная Европа - первая цивилизация, в кото-рой зародились, обрели силу и в конце концов одержа-ли победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг - от фе-одализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло-ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. рас-пространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укреп-ления связей и экономической зависимости стран друг от друга.
Капитализм в городе и в деревне
Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, со-стоящая в основном из купцов, ростовщиков и цехо-вых мастеров. Все они располагали капиталами (са-мый быстрый путь к их приобретению открывался че-рез торгово-ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производст-во. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на сме-ну цеху стала приходить мануфактура - крупное производство, основанное в отличие от цеха на внут-реннем разделении труда и наемном труде. Обслужи-вались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства. Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, ма-териалы, оборудование) и гораздо более распростра-ненная - рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня - главный оплот феода-лизма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей зем-ли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как прави-ло, через переход на аренду, что означало отмену фик-сированных платежей и прав на наследственное дер-жание. В деревне в роли предпринимателей могли вы-ступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы, так произошло, например, в Англии, где но-вые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь прода-жей шерсти. Но, как правило, землевладельцы пред-почитали сохранять старые порядки. От быстроты проникновения буржуазных отноше-ний в деревню, гораздо более консервативную, чем го-род, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. В ту эпоху появился новый «герой времени», пред-приимчивый, энергичный человек, способный выдер-жать жесткую конкуренцию, создать капитал в бук-вальном смысле из ничего. Развитие капитализма сопровождалось техниче-ским прогрессом, разрушением традиционных корпо-ративных связей, складыванием единых рынков - национальных и общеевропейского. Но в XV-XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отно-шений, еще достаточно сильных и не желающих усту-пать свое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставались возможности для движе-ния вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Порту-галия, Германия.
Монолог власти
В переходную эпоху резко изменилась расстановка сил между властью и обществом. Их диалог стал сме-няться диктатом короля. Королевская власть добивается максимума центра-лизации и самостоятельности по отношению к общест-ву. Создаются огромный бюрократический аппарат (особенно во Франции), постоянное войско, находя-щееся на государственной службе. Король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжается финан-сами. Сословные собрания или перестают созываться вообще, или оказываются в полной зависимости от власти. Такой вид монархии получил название абсолют-ной. Ее появление было возможным лишь в особой си-туации, когда буржуазия, выделившаяся из городско-го сословия, вступала в соперничество с дворянством. Это увеличивало маневренность власти, расширяло пространство ее свободы. Кроме того, складывание единого внутреннего рынка требовало централизации, ликвидации феодальных смут. Как правило, монархи стремились поддерживать некий баланс сил в обществе, лавируя между противо-борствующими социальными слоями, но оставаясь при этом формой власти дворянства. От избранной тактики нередко зависело и процветание страны, и долголетие самой монархии. Так, во Франции Генрих IV (1589-1610), с одной стороны, стремился поддержать разорявшееся кресть-янство (понизил налоги, освободил от недоимок, за-претил продавать за долги скот и орудия труда), с дру-гой - поощрял создание мануфактур и торговлю. По-литика оздоровления экономики страны и соблюдения баланса сил продолжалась и при кардинале Ришелье (фактически правил страной с 1624 по 1642 г.). В более сложном положении оказалась абсолютная монархия в Англии, где втягивание деревни в буржу-азные отношения было особенно бурным и приводило к большим потрясениям. В этой ситуации Тюдоры поддерживали новые процессы (давали льготы куп-цам, поощряли колониальные захваты, законами про-тив бродяг обеспечивали дешевизну наемной рабочей силы), но одновременно пытались приостановить их. Защищая цехи, они тормозили рост мануфактур, за-прещали огораживания, которые нанесли урон сель-скому хозяйству и подрывали социальную стабиль-ность в стране. В итоге стремление государства регули-ровать экономику довольно быстро закончилось кризисом власти и революцией. Иной пример дает нам Испания, где абсолютная монархия оставалась крайне консервативной, не под-держивала ремесло и торговлю, а, наоборот, душила города налогами, ориентируясь преимущественно на дворянство. В результате появлявшиеся уже в Испа-нии мануфактуры зачахли, торговля сокращалась, экономика приходила в упадок, и Испания, несмотря на огромный приток золота из колоний, превратилась в одну из самых отсталых стран Европы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7