Рефераты. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Единство или многообразие Европы?

Третья доля земли зовется, братья, Европой.

Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом,

Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.

Средневековый поэт-монах Эккехарт, X в.

Западноевропейская цивилизация, какой мы зна-ем ее сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сло-жилась не сразу. На первых порах Западная Европа состояла из ря-да разобщенных и довольно неустойчивых варвар-ских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко от-личавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто при-нял христианство, продолжали верить в своих старых богов. И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Кар-ле Великом (годы правления 768--814), который ак-тивно вел завоевательную политику, оно превра-тилось в огромную империю, объединившую различ-ные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке. Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непроч-ным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Ве-ликого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, вклю-чавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии. Еще одна попытка утвердить преемственность За-падной Европы от Римской державы была предприня-та германским королем Оттоном I (годы правления 936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая «Римская Империя», включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Рим-ской империей. Это позволило германским императо-рам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хо-зяевами Италии. Священная Римская империя была, по сути, доста-точно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Евро-пы - выделению самостоятельных национальных го-сударств. Это был длительный и мучительный про-цесс, сопровождавшийся войнами и переделами гра-ниц, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья. И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы-полнили свою объединяющую роль, которая прояви-лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро-пейской цивилизации с ее великим предшественни-ком - Римом. Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим-ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па-ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно-стью вероисповедания. Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие цивилизационные основы: наследие античности и варвар-ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур-ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации. Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх-ронность помогали выправлять связи и даже само со-седство с теми странами, в которых быстрее зарожда-лись новые тенденции. Различные европейские стра-ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом - одна из причин ее динамичности и долголетия. Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика была разру-шена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованная государственность была уничто-жена. Попытки возродить Римскую империю при всем их значении не удались. Внутри отдельных ко-ролевств государственная власть долгое время оста-валась довольно слабой.

Глава 2. Государство и церковь

После того как христианство в 313 г. было при-знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со-братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ-стве Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутрен-няя организация. На вселенских соборах - высших «съездах» духовенства - разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укреп-ляло идейное единство церкви. Начиная с VI в. в Западной Европе стали появлять-ся монастыри. Первый был основан святым Бенедик-том (ок. 480 - ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монасты-рей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри бы-ли на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готови-ли священнослужителей; особое значение придава-лось переписыванию рукописей, и в результате благо-даря усилиям монахов до наших дней дошли и богос-ловские труды, и множество произведений античной литературы.

Идеал теократии

Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зави-села ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской ци-вилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыбле-мость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354-430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем». История человечества для Августина - это посто-янная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников - себялюбцев, забываю-щих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной, В земной жизни, где оба «града» су-ществуют вместе и праведники смешаны с грешника-ми, только церковь в какой-то степени близка к воп-лощению Града Божьего. Поэтому именно ей Авгус-тин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и не-насытна в своем стремлении к господству и обогаще-нию. Следовательно, светская власть должна беспре-кословно подчиняться духовному руководству церк-ви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь из-брала иной путь во взаимоотношениях с государ-ством. По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превра-щался в центр западного христианства. «Вечный го-род», несмотря на все пережитые катастрофы, сохра-нил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV - начале V в. римские епископы присвоили 'себе право назы-ваться папами, т. е. главами церкви, и воспринима-лись как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, станови-лись вотчиной Святого Петра, а сам папа - их свет-ским правителем. В результате несколько позже, в VIII в., образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского эк-зархата. Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десяти-на - налог, которым облагалось все европейское на-селение. Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим го-сударем» - папой.

Церковь и мирская власть

Вполне естественно, что на этом этапе она пред-ставляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. В неспо-койную эпоху варварских нашествий папы активно вмешивались в мирские дела. Например, Григорий Великий (годы правления 590-604), человек власт-ный и энергичный, взял в свои руки защиту Рима от нашествия лангобардов, снабжал население продо-вольствием.

...В хаосе варварских нашествий епископы и мона-хи... стали универсальными руководителями разва-ливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую, вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продоволь-ствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную...

Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Светская власть, когда это было необходимо, ис-пользовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь воз-родить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стреми-лась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотноше-ния церкви и государства в Западной Европе включа-ли в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации. После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начи-ная с Оттона I императоры Священной Римской импе-рии стали по своему выбору назначать епископов и са-мих пап. Епископы и настоятели монастырей получа-ли от знати владения и иногда даже несли военную службу. Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за «очищение», за осво-бождение от влияния государственной власти. На-ибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрок-ратическая система. Папы римские активно вмешива-лись в дела европейских государств, а подчас и в лич-ную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиоз-ные войны во имя освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказоч-ные богатства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.