«Оппоненты» церкви
Однако духовная жизнь Западной Европы, разуме-ется, не исчерпывалась только христианством. Духов-ная культура, созданная в средние века, поражает многослойностью и разнообразием. Догматы церкви оспаривались еретиками - ка-тарами (в переводе с греческого слово «катары» озна-чает «чистые»), альбигойцами, вальденсами, которые считали земной мир творением не Бога, а дьявола, обителью зла. Отрицая его ценность, еретики отверга-ли установления общества, государства и церкви, при-зывали к духовному совершенствованию и полному преодолению плотских желаний. В XII-XIII вв. ереси достигли такого размаха, охватив и низы, и верхи общества, что церковь учредила инквизиционные су-ды - священные трибуналы, подчиненные папе рим-скому. Иные идеалы, отличающиеся от тех, которые про-поведовала и церковь, и еретики, развивались в сред-ние века благодаря народной культуре и светской ли-тературе. Хранителями народной культуры (не только в За-падной Европе, но и в Византии, и в России) были бро-дячие актеры - жонглеры (скоморохи). Церковь еще в первые века своего существования осудила массовые зрелища за их греховность, за «неприличную» для христианина веселость, но не смогла искоренить их полностью. Народ долго хранил в памяти древние языческие праздники, которые по времени часто совпадали с христианскими: на Рождество и на Масленицу (перед Великим постом) по улицам деревень и городов ходи-ли ряженые, на площадях устраивались танцы, состя-зания и игры. Большой популярностью пользовались «праздники дураков», пародирующие церковную службу. Тогда низшее духовенство прямо в церкви, надев на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Все самое свя-тое для средневекового человека подвергалось осме-янию. Как же относились к этому представители высшего духовенства? Нельзя сказать, чтобы церковь поощряла такие явления, но в целом отношение к тра-дициям народной культуры было гораздо более терпи-мым, чем, скажем, к еретическим учениям. Церковь видела в этих взрывах необузданного, «мирского» веселья неизбежный и даже необходимый выход энергии. Устная народная культура проникала в пись-менную подчас в почти неискаженном виде. Цер-ковь, боровшаяся с язычеством, тем не менее со-хранила образцы древнего мифологического эпоса. Ирландские монахи записывали старинные кельт-ские саги (эпические сказания о богах и героях); в 1000 г. была записана англосаксонская поэма «Беовульф»; в XII-XIII вв. - исландский эпос «Стар-шая Эдда». Эпос продолжал развиваться в Западной Европе, приобретая новые, феодально-рыцарские черты. Французская «Песнь о Роланде» и испанская «Песнь о моем Сиде» воспевали вполне светские идеалы: муже-ство, верность долгу и патриотизм воинов. В письменной литературе светская тематика по-явилась достаточно рано, уже в XII в. Эту эпоху неко-торые историки называют средневековым ренессан-сом. На юге Франции, в Провансе, в то время расцветала изысканная поэзия трубадуров, прославлявших любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни и красоту земного мира. Оттуда светская лирика распро-странилась в другие страны Европы. Одновременно зарождался рыцарский роман. «Ро-ман о Тристане и Изольде», одно из самых известных произведений этого жанра, описывает любовь «силь-нее смерти», которая преодолевает все препятствия, даже традиционные представления о грехе. Светское начало в целом, конечно, не разрушало в ту эпоху христианского мировосприятия; но в системе ценностей западноевропейского средневековья земные идеалы неуклонно завоевывали свое место.
- Владычица, дадите ли ответ?
Вот мой вопрос... Все смерть поглотит пастью.
Умрем: я - скоро, вы - чрез много лет.
(Ведь к жизни не подвержен я пристрастью;
Затем, что к вам горю напрасной страстью.)
Умрет ли и любовь за нами вслед?
Мир будет предан хладному ненастью?
- О нет, Тибо! Любовь бессмертна. Нет!Вы шутите, страша такой напастью...
Но коль умрем мы с вами (да, к несчастью),
Любовь, как прежде, будет мучить свет
И прежней в мире пользоваться властью.
Из любовной лирики Тибо, графа Шампанского, XIII в.
Глава 5. Европа на пороге нового времени
Когда закончилось средневековье?
Трудно точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда средние века сменились новым временем? Для многих историков границей является английская буржуазная революция, во вре-мя которой была разрушена старая политическая сис-тема и открылся свободный путь для развития капита-лизма. Но закат средневековья начался гораздо рань-ше - с XV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. Географические открытия раздви-нули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира. В XV в. стали закладываться основы буржуазно-го производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. На-ступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля связывала теперь целые континенты. В религии, литературе и искусстве происходили из-менения, разрушавшие средневековую систему цен-ностей. Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традицион-ные представления сохранялись гораздо дольше, чем в сознании писателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы дать отпор но-вым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековое средство - инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, в Цент-ральной Европе) произошел возврат к крепостничест-ву. Феодальная система проявляла достаточно боль-шую жизнестойкость. Каждая европейская страна из-живала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее с XV в. кардинальные изменения ох-ватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлитель-ность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к новому времени, или ранним новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной запад-ноевропейской цивилизации.
...На Западе произошел тот единственный, зна-чимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полно-стью.
К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.
Европа и мир: рождение глобальной цивилизации
XV век стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями. Долгое время За-пад жил относительно замкнуто. Связи с Востоком и Россией ограничивались в основном торговлей. По-пытка массированного прорыва на Восток была пред-принята в XI-XIII вв., в эпоху крестовых походов. Однако это столкновение с Востоком закончилось не-удачей: Европа была вынуждена отступить; все земли, захваченные крестоносцами, снова перешли к мусуль-манам. В XV в. ситуация полностью изменилась: Европа стремительно развивалась. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценных металлах. Куп-цов и путешественников манили наполовину фантас-тические, наполовину правдивые рассказы о несмет-ных богатствах и чудесах Востока. Европейские море-плаватели уже накопили достаточно большой опыт в навигации, поэтому длительные и трудные экспеди-ции стали вполне возможны. Первыми на поиск сказочных сокровищ Индии устремились португальцы, а несколько позже - ис-панцы. Целый ряд экспедиций шел вдоль побережья Африки. В 1456 г. португальские корабли добрались до Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, пор-тугальцы одновременно посылали корабли в откры-тый океан, на запад и юго-запад. В результате на кар-тах появились неизвестные раньше Азорские острова и остров Мадейра. В 1492 г. свершилось великое собы-тие - X. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испа-нию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв но-вый континент - Америку. Открытия следовали одно за другим: в 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смут-ное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки (Конкиста). В XVII в. была открыта Австра-лия. Английские путешественники и их соперники - голландцы - настойчиво искали путь к Молуккским островам вокруг Америки и Азии. На карте мира оставалось все меньше белых пятен. С нее стали ис-чезать фантастические страны, их место заняли вполне реальные, только что открытые земли. Из-менилось представление о форме земли: кругосвет-ное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пу-ти теперь пролегли через океаны, связывая между со-бой континенты. Так благодаря Великим географиче-ским открытиям были созданы основы для формиро-вания глобальной цивилизации. Не только жажда познания влекла европейца в не-ведомые страны; не менее сильны были жажда золота и стремление распространить идеалы христианства. Один из участников Великих географических откры-тий сформулировал свои задачи следующим образом: «Бог, слава и золото».
Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять побоище среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. ...Единственная и истин-ная причина того, почему христиане разорили и уничтожили множество ни в чем не повинных лю-дей, - это желание захватить их золото.
Бартоломе дг Лас Касас, 1474-1566, «апостол» индейцев.
Сталкиваясь с другими цивилизациями, европей-цы руководствовались именно этими целями. Поэтому встреча различных культурных миров принесла насе-лению вновь открытых земель мало хорошего. Племе-на майя, ацтеков и инков, жившие в Америке, уже имели свою государственность, но по уровню цивили-зованности неизмеримо отставали от Европы. В про-цессе колонизации, которая продолжалась пример-но до середины XVII в., эти древние цивилизации по-гибли. Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали вво-зиться негры. Начиная с 1501 г. португальцы вели на-стоящую охоту на них, нередко вступая в союз с мест-ными вождями. Португалия, а вслед за ней Голлан-дия, Англия и Франция реанимировали, казалось бы, давно отжившее явление - работорговлю. Числен-ность населения Африканского континента резко сократилась, особенно в западных его районах; распа-дались сложившиеся внутри континента торговые свя-зи, замедлялось социально-экономическое и полити-ческое развитие. Несколько иначе сложились в ту эпоху отношения Запада с древними высокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии. Китай и особенно Япония просто «закрыли» свои страны, практически полностью запретив въезд ино-странцам. В течение некоторого времени, пока сохра-нялся определенный баланс сил между этими стра-нами и Западом, европейцам приходилось мириться с такой ситуацией. Гораздо большего успеха португаль-ские, а потом английские, голландские и француз-ские купцы добились в политически раздробленной Индии, где приходила в упадок некогда сильная дер-жава Моголов. Европейские торговые компании проч-но утвердились там к середине XVII в., постепенно добившись и политического влияния, что во мно-гом определило дальнейшую судьбу древней цивили-зации. Первая стадия европеизации мира протекала в на-сильственных и подчас страшных формах, грозивших гибелью самобытным культурам и целым народам. Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важные последствия. Смес-тились торговые центры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение, уступая место Голлан-дии, а позже - Англии. Приток золота вызвал рево-люцию цен. Усложнились финансовая система и банковское дело. Новые рынки сбыта дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а, в конечном счете - складыванию капиталистических отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7