показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Опрос
  • Союз армян России должен

    Посмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Сб
7
Июн
'08

Мигранты: этническое самосознание армянской молодежи вне исторической Родины

/Журнал “Развитие личности” № 2 / 2007/ Проблема этнического самосознания армян на протяжении всего ХХ века нашла свое широкое отражение как в психологии, так и в других отраслях знаний, заинтересованных в изучении менталитета разных народов (этнология, культурная антропология, социология). Армяне являются нацией, подготовленной своей историей к эффективной адаптации в иноэтнической среде. Это послужило дополнительной причиной ускоренной эмиграции, из Армении и в недавнее время — начиная с 1988 года.

Надо сказать, что армяне хорошо адаптируются в разных культурах, при этом, сохраняя психологическую сепарацию, они ассимилируются в зависимости от «характеристик взаимодействующих культур» [1]. В то же время феноменология титульного этноса состоит в том, что в Армении этнический состав по сути однороден — 96% армян, остальные — этнические меньшинства: русские, курды, езиды, греки, евреи, ассирийцы.

  • Распад СССР и его последствия в Армении
  • После развала Советского Союза заметно меняются и отношения молодежи во всех бывших странах Союза. По отношению к «братьям» (бывшим республикам) в обиход входит слово «иностранцы» — в ранг святынь вводятся ранее позабытые национальные символы и архетипы. Сегодня в Армении во многих школах происходит чуть ли не принудительная смена языка с русского на армянский и начинается усиленная «охота за русизмами и русистами». По сути, крушится каркас творческой интеллигенции, которая ускоренными темпами эмигрирует в Россию и на Запад.
    В нашей работе мы пытаемся охватить часть армянской молодежи, которая ввиду тех или иных причин оказалась за пределами своей исторической Родины (в основном первое и второе поколение мигрантов), а также молодежь, проживающую в самой Армении.

  • Тенденция к миграции и аккультурации у армян
  • Армяне являются нацией с особым этническим самосознанием, которое очень трудно исследовать. Это обусловлено не только вследствие уходящей в глубь веков многострадальной истории, но и вследствие разнообразия форм этнического самосознания у разных слоев армян, многими социокультурными детерминантами. Армяне — одна из самых разбросанных по всему миру наций, численность которой за рубежом в несколько раз превышает численность в самой Армении. Историческая тенденция к миграции и аккультурации армян сохраняется по сей день. Примечательно, что зачастую именно на чужбине армяне становятся довольно известными деятелями культуры, предпринимателями, политиками, первооткрывателями, спортсменами. Чего только стоят такие известные имена в одной России, как премьер-министр Российской империи М.Т. Лорис-Меликов, композитор Д. Тухманов, специалист-энергетик О. Мелик-Пашаев, ученый-востоковед И. Орбели, коммерсант И.Лазарев, художник-маринист И.К. Айвазовский, актер Д. Харатьян и многие другие.

  • Историческое прошлое армян и этническое самосознание
  • Этническое самосознание любого этноса во многом определяется его историческим прошлым. В исследовании армянской молодежи многие исторические мотивы до сих пор оказываются чрезвычайно актуальными. Армянская молодежь продолжает во многом придерживаться исторических традиций и устоев армянского этноса. Это выражается не только в актуализации представлений об общей исторической судьбе (представление о геноциде армян имеют практически все) в последние 10—15 лет, но и в своеобразном приписывании положительных особенностей армянского этноса его представителям и, соответственно, определенному ингрупповому фаворитизму.

  • Особенности миграции армян Пятигорска и Москвы
  • В рамках исследования в России мы изучили армянскую молодежь в Москве и Пятигорске. Выбор городов был не случаен: если Пятигорск является одним из основных городов на Северном Кавказе, где армяне исторически присутствовали в большом количестве, то Москва является своеобразным стыком «новых» и «старых» иммигрантов.
    Пятигорск представляет собой небольшой город, где компактно проживает много национальностей (евреи, дагестанцы, ингуши и т.д.), где армянская община является одной из самых многочисленных. Расселение армян в городе также преимущественно компактно — армяне в основном живут в районе Горопост, и лишь немногие новоприбывшие селятся в центре города и в других районах. Надо отметить, что армянское население города преимущественно представляет собой второе или третье поколение иммигрантов.
    Армянская молодежь в Пятигорске отмечает эту проблему намного реже, по всей видимости, вследствие особенностей компактного проживания армян и взаимной сплоченности и интеграции. В Пятигорске армянская молодежь хранит некоторые следы этнического романтизма, который зачастую встречается у армян на Западе и выражается в наличии общенациональной идеи объединения армян и признания Турцией геноцида армян.
    В Москве мы наблюдали иную ситуацию. Здесь выявляется разнородность армянской общины как по культурно-демографическому, так и по социальному фактору. В Москве наблюдается усиленная миграция армян в последние 10—15 лет. В этот же период количество браков армян с русскими увеличилось в три раза, что, естественно, не могло не повлечь за собой ускорение ассимиляционных процессов. По последним сведениям, в Москве проживает около 700 000 армян. Большинство прибывших в последние годы армян занято в сфере предпринимательства и малой коммерции. Большой процент в Москве составляют армяне, которые уже ассимилировались и сменили фамилии (у многих окончание фамилии -ян сменилось на -ов).

  • Метод исследования
  • Основным методом нашего исследования явился проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (Мухина В.С.) [2]. Методика состоит из 44 черно-белых тематических картинок, на которых представлены ситуации диалога респондента с представителем «своего» и «чужого» этноса. Предполагается, что, давая ответы, респондент должен идентифицировать себя с изображенным персонажем.

  • Адаптация армянской молодежи в иноэтнической среде
  • Армянская молодежь, при своей способности быстро адаптироваться к иноэтническому окружению и в большинстве своем являющаяся бикультурной (т.е. свободно владея русским языком и будучи знакома с русским культурным наследием), зачастую испытывает недостаток знаний своей культуры. Это объясняется тем, что армянские институты в Москве не могут обеспечить достаточное количество информации и удовлетворить потребность в культурной идентификации.
    Армянская молодежь — иммигранты второго поколения — в Пятигорске во многом переживает своеобразное этническое возрождение: ясно просматривается тенденция знать родной язык и культуру, отправлять религиозные традиции и обряды, а также следовать многим старым обычаям. Это возрождение во многом может быть связано с новым притоком иммигрантов в Пятигорск в последние годы и желанием установить основу для ингруппового фаворитизма. Используя терминологию Л. Гумилева, можно заявить, что число пассионариев в этой среде неуклонно растет [3].

  • Результаты исследования в Москве и в Пятигорске
  • Как показали результаты исследования, в межличностных взаимоотношениях принципиальной разницы между ответами, данными представителю «своего» и «чужого» этноса, не наблюдалось ни в Пятигорске, ни в Москве. Нередки случаи, когда респондент вообще отказывался отвечать раздельно на представителей своего и чужого этноса, мотивируя это тем, что ответы будут идентичны в обоих случаях. Это объясняется во многом тесным межэтническим взаимодействием и своеобразным умением «понимать» чужой этнос (этническая толерантность).

  • Особенности этнического самосознания армянской молодежи в Армении
  • Исследование показало следующее:
    Армянская молодежь, которая проживает на исконной Родине, обнаруживает традиционные ценностные ориентации, сохраняющиеся из поколения в поколение. Это, прежде всего приверженность к семье и домашнему очагу, очень ярко выраженный традиционализм — приверженность обычаям. Особенностью традиционных армян являются выраженное стремление к реализации притязания на признание: культивируются конкурентоспособность, стремление к достижению цели.
    Армянская молодежь, проживающая в условиях миграции в отношении особенностей этнического самосознания, может быть разделена на две категории: 1 — мигранты первого поколения; 2 — мигранты второго поколения.

  • Различия между мигрантами первого и второго поколения
  • Мигранты первого поколения находятся в состоянии культурного шока: адаптация происходит через вхождение в культурные институты — работа, друзья, семья. В период адаптации есть угроза крушения надежд, есть риск занять маргинальную позицию. Эта категория молодежи ищет связи друг с другом, наблюдается выраженное капсулирование, ингрупповой фаворитизм.
    Мигранты второго поколения приспособлены к жизни в среде иного титульного принимающего этноса. Они интегрированы к русскому стилю жизни, при сохранении (формальном и неформальном) национальных особенностей исторической Родины (для армян это не только Армения, но и Сирия, Турция и др. страны). Эта категория армян обладает социальной активностью и стремлением к консолидации всего армянского народа (национальная идея).

  • Две тенденции в этническом самосознании армянской молодежи
  • Несомненно, этническое самосознание армянской молодежи остается под влиянием двух тенденций — сохранения своей этнической самобытности и идентичности и ассимиляции. Наше исследование показывает: аккультурационная опция интеграции и приобретения сразу двух этнических идентичностей является той переменной, которая позволяет армянской молодежи находить компромисс в сложной ситуации культурного выбора. Огромный потенциал, заложенный двумя культурами, предоставляет зачастую несравненно большие возможности для плодотворной самореализации в рамках обеих культур. Старая армянская пословица гласит, сколько языков человек знает, столькими людьми он является. Можно сказать, во сколько культур человек интегрирован, столько возможностей личностного роста у него есть.
    Итак, как отмечает М. Александропулос: «Древняя большая история живет в этой маленькой стране, которая смотрит не только назад; она трудится, идет вперед неся с собой бесценный груз, который не может доверить никому другому…» [4]. «Армянский патриот боготворит свою национальную культуру — неотъемлемую часть духовной жизни на протяжении веков, — и особенно язык и письменность, подчас оставшиеся у него единственной духовной связью с Родиной» [5].
    ______________________________
    [1]Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,1999. С. 287
    [2]Мухина В.С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений //Развитие личности. 2002. №2. С. 117—135.
    [3]Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Л., 1988.
    [4]Александропулос М. Путешествие в Армению. М., 1985. С. 20.
    [5]Там же. С. 7.

    //Микаел ВАРДАНЯН

    Оставить комментарий

    Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.