/Журнал “Развитие личности” № 2 / 2007/ Проблема этнического самосознания армян на протяжении всего ХХ века нашла свое широкое отражение как в психологии, так и в других отраслях знаний, заинтересованных в изучении менталитета разных народов (этнология, культурная антропология, социология). Армяне являются нацией, подготовленной своей историей к эффективной адаптации в иноэтнической среде. Это послужило дополнительной причиной ускоренной эмиграции, из Армении и в недавнее время — начиная с 1988 года.
Надо сказать, что армяне хорошо адаптируются в разных культурах, при этом, сохраняя психологическую сепарацию, они ассимилируются в зависимости от «характеристик взаимодействующих культур» [1]. В то же время феноменология титульного этноса состоит в том, что в Армении этнический состав по сути однороден — 96% армян, остальные — этнические меньшинства: русские, курды, езиды, греки, евреи, ассирийцы.
После развала Советского Союза заметно меняются и отношения молодежи во всех бывших странах Союза. По отношению к «братьям» (бывшим республикам) в обиход входит слово «иностранцы» — в ранг святынь вводятся ранее позабытые национальные символы и архетипы. Сегодня в Армении во многих школах происходит чуть ли не принудительная смена языка с русского на армянский и начинается усиленная «охота за русизмами и русистами». По сути, крушится каркас творческой интеллигенции, которая ускоренными темпами эмигрирует в Россию и на Запад.
В нашей работе мы пытаемся охватить часть армянской молодежи, которая ввиду тех или иных причин оказалась за пределами своей исторической Родины (в основном первое и второе поколение мигрантов), а также молодежь, проживающую в самой Армении.
Армяне являются нацией с особым этническим самосознанием, которое очень трудно исследовать. Это обусловлено не только вследствие уходящей в глубь веков многострадальной истории, но и вследствие разнообразия форм этнического самосознания у разных слоев армян, многими социокультурными детерминантами. Армяне — одна из самых разбросанных по всему миру наций, численность которой за рубежом в несколько раз превышает численность в самой Армении. Историческая тенденция к миграции и аккультурации армян сохраняется по сей день. Примечательно, что зачастую именно на чужбине армяне становятся довольно известными деятелями культуры, предпринимателями, политиками, первооткрывателями, спортсменами. Чего только стоят такие известные имена в одной России, как премьер-министр Российской империи М.Т. Лорис-Меликов, композитор Д. Тухманов, специалист-энергетик О. Мелик-Пашаев, ученый-востоковед И. Орбели, коммерсант И.Лазарев, художник-маринист И.К. Айвазовский, актер Д. Харатьян и многие другие.
Этническое самосознание любого этноса во многом определяется его историческим прошлым. В исследовании армянской молодежи многие исторические мотивы до сих пор оказываются чрезвычайно актуальными. Армянская молодежь продолжает во многом придерживаться исторических традиций и устоев армянского этноса. Это выражается не только в актуализации представлений об общей исторической судьбе (представление о геноциде армян имеют практически все) в последние 10—15 лет, но и в своеобразном приписывании положительных особенностей армянского этноса его представителям и, соответственно, определенному ингрупповому фаворитизму.
В рамках исследования в России мы изучили армянскую молодежь в Москве и Пятигорске. Выбор городов был не случаен: если Пятигорск является одним из основных городов на Северном Кавказе, где армяне исторически присутствовали в большом количестве, то Москва является своеобразным стыком «новых» и «старых» иммигрантов.
Пятигорск представляет собой небольшой город, где компактно проживает много национальностей (евреи, дагестанцы, ингуши и т.д.), где армянская община является одной из самых многочисленных. Расселение армян в городе также преимущественно компактно — армяне в основном живут в районе Горопост, и лишь немногие новоприбывшие селятся в центре города и в других районах. Надо отметить, что армянское население города преимущественно представляет собой второе или третье поколение иммигрантов.
Армянская молодежь в Пятигорске отмечает эту проблему намного реже, по всей видимости, вследствие особенностей компактного проживания армян и взаимной сплоченности и интеграции. В Пятигорске армянская молодежь хранит некоторые следы этнического романтизма, который зачастую встречается у армян на Западе и выражается в наличии общенациональной идеи объединения армян и признания Турцией геноцида армян.
В Москве мы наблюдали иную ситуацию. Здесь выявляется разнородность армянской общины как по культурно-демографическому, так и по социальному фактору. В Москве наблюдается усиленная миграция армян в последние 10—15 лет. В этот же период количество браков армян с русскими увеличилось в три раза, что, естественно, не могло не повлечь за собой ускорение ассимиляционных процессов. По последним сведениям, в Москве проживает около 700 000 армян. Большинство прибывших в последние годы армян занято в сфере предпринимательства и малой коммерции. Большой процент в Москве составляют армяне, которые уже ассимилировались и сменили фамилии (у многих окончание фамилии -ян сменилось на -ов).
Основным методом нашего исследования явился проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (Мухина В.С.) [2]. Методика состоит из 44 черно-белых тематических картинок, на которых представлены ситуации диалога респондента с представителем «своего» и «чужого» этноса. Предполагается, что, давая ответы, респондент должен идентифицировать себя с изображенным персонажем.
Армянская молодежь, при своей способности быстро адаптироваться к иноэтническому окружению и в большинстве своем являющаяся бикультурной (т.е. свободно владея русским языком и будучи знакома с русским культурным наследием), зачастую испытывает недостаток знаний своей культуры. Это объясняется тем, что армянские институты в Москве не могут обеспечить достаточное количество информации и удовлетворить потребность в культурной идентификации.
Армянская молодежь — иммигранты второго поколения — в Пятигорске во многом переживает своеобразное этническое возрождение: ясно просматривается тенденция знать родной язык и культуру, отправлять религиозные традиции и обряды, а также следовать многим старым обычаям. Это возрождение во многом может быть связано с новым притоком иммигрантов в Пятигорск в последние годы и желанием установить основу для ингруппового фаворитизма. Используя терминологию Л. Гумилева, можно заявить, что число пассионариев в этой среде неуклонно растет [3].
Как показали результаты исследования, в межличностных взаимоотношениях принципиальной разницы между ответами, данными представителю «своего» и «чужого» этноса, не наблюдалось ни в Пятигорске, ни в Москве. Нередки случаи, когда респондент вообще отказывался отвечать раздельно на представителей своего и чужого этноса, мотивируя это тем, что ответы будут идентичны в обоих случаях. Это объясняется во многом тесным межэтническим взаимодействием и своеобразным умением «понимать» чужой этнос (этническая толерантность).
Исследование показало следующее:
Армянская молодежь, которая проживает на исконной Родине, обнаруживает традиционные ценностные ориентации, сохраняющиеся из поколения в поколение. Это, прежде всего приверженность к семье и домашнему очагу, очень ярко выраженный традиционализм — приверженность обычаям. Особенностью традиционных армян являются выраженное стремление к реализации притязания на признание: культивируются конкурентоспособность, стремление к достижению цели.
Армянская молодежь, проживающая в условиях миграции в отношении особенностей этнического самосознания, может быть разделена на две категории: 1 — мигранты первого поколения; 2 — мигранты второго поколения.
Мигранты первого поколения находятся в состоянии культурного шока: адаптация происходит через вхождение в культурные институты — работа, друзья, семья. В период адаптации есть угроза крушения надежд, есть риск занять маргинальную позицию. Эта категория молодежи ищет связи друг с другом, наблюдается выраженное капсулирование, ингрупповой фаворитизм.
Мигранты второго поколения приспособлены к жизни в среде иного титульного принимающего этноса. Они интегрированы к русскому стилю жизни, при сохранении (формальном и неформальном) национальных особенностей исторической Родины (для армян это не только Армения, но и Сирия, Турция и др. страны). Эта категория армян обладает социальной активностью и стремлением к консолидации всего армянского народа (национальная идея).
Несомненно, этническое самосознание армянской молодежи остается под влиянием двух тенденций — сохранения своей этнической самобытности и идентичности и ассимиляции. Наше исследование показывает: аккультурационная опция интеграции и приобретения сразу двух этнических идентичностей является той переменной, которая позволяет армянской молодежи находить компромисс в сложной ситуации культурного выбора. Огромный потенциал, заложенный двумя культурами, предоставляет зачастую несравненно большие возможности для плодотворной самореализации в рамках обеих культур. Старая армянская пословица гласит, сколько языков человек знает, столькими людьми он является. Можно сказать, во сколько культур человек интегрирован, столько возможностей личностного роста у него есть.
Итак, как отмечает М. Александропулос: «Древняя большая история живет в этой маленькой стране, которая смотрит не только назад; она трудится, идет вперед неся с собой бесценный груз, который не может доверить никому другому…» [4]. «Армянский патриот боготворит свою национальную культуру — неотъемлемую часть духовной жизни на протяжении веков, — и особенно язык и письменность, подчас оставшиеся у него единственной духовной связью с Родиной» [5].
______________________________
[1]Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,1999. С. 287
[2]Мухина В.С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений //Развитие личности. 2002. №2. С. 117—135.
[3]Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Л., 1988.
[4]Александропулос М. Путешествие в Армению. М., 1985. С. 20.
[5]Там же. С. 7.
//Микаел ВАРДАНЯН
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.