показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Опрос
  • Вы потеряли рабочее место, потому что оно понадобилось соотечественнику, недавно приехавшему из Карабаха и купившему российское гражданство. Вы:

    Посмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Пн
28
Май
'07

Из истории армяно-католиков на Северном Кавказе

А.И. Селицкий, к. и. н., доцент кафедры археологии, этнологии, древней и средневековой истории Кубанского государственного университета, председатель КРОО “Польский национально-культурный центр “Единство”, г. Краснодар.

Предыстория Армянской Католической церкви начинается в XII в., когда в ходе крестовых походов установились тесные религиозные и военные контакты между армян-скими христианами Киликии в Малой Азии и западноевропейскими крестоносцами. Кили-кийское государство в этот период играло такую значительную роль, что киликийский князь Левон II Великолепный (из дома Рубенидов) получил царскую корону как от германского императора и папы римского, так и от византийского императора . В 1198 г. состоялась торжественная коронация киликийского правителя, во время которой посланец папы Целестина III, кардинал Конрад фон Виттельсбах, возложил на Левона корону, а армянский католикос помазал его на царство. Тогда же между киликийскими армянами и Святым Престолом была заключена уния .

В 1293 г. католикосат (высший орган церковной власти в Армянской церкви) был перемещен в столицу Киликийского царства – Сис. В этот период учащаются контакты армянских католикосов и римских пап, идет всеобъемлющее проникновение западноевропейских порядков во многие сферы жизни Киликии . Многие литургические обычаи и облачения, до сих пор остающиеся в употреблении как в Армянской Католической, так и в Армянской Апостольской церквах, восходят к этому времени. В 1289–1305 гг. киликийским царем был Хетум II, способствовавший сближению армянского духовенства с Римом и даже ставший впоследствии францисканским монахом под именем «брат Иоанн». В 1307 г. в Сисе состоялся собор, на котором армянское духовенство приняло решения Халки-донского и всех семи Вселенских соборов .

В XIII в. начинается миссионерская активность Римско-католической церкви на Кавказе, в том числе и в сердце исторической Армении. Основными причинами подъема миссионерского рвения стало возникновение нищенствующих орденов, прежде всего до-миниканцев и францисканцев, появление итальянских (венецианских и генуэзских) колоний в Причерноморье, а также общее взаимопроникновение Востока и Запада в эпоху крестовых походов. Вслед за периодом миссий, в XIV в. начинают возникать католические епископства в Крыму и на Кавказе. Братья-доминиканцы смогли основать римско-католическую епархию в Нахичевани . Они пользовались латинским обрядом, переведя его на армянский язык. Особая роль в миссионерской деятельности среди армян принадлежит так называемым «братьям унии» (fraters unitores), основанной в 1320 г. и ныне уже не существующей армянской монашеской общине, связанной с доминиканцами .
Важнейшими миссионерскими католическими центрами были генуэзские колонии в Северном Причерноморье. Часто именно здесь готовили проповедников среди армян, обучая их армянского языку.

Крымские колонии стали местом миграции для многих выходцев из Армении, подвергавшейся с XI в. жестоким нашествиям со стороны византийцев, сельджуков, а затем и татаро-монгол. Количество армянского населения было так значительно, что во второй половине XV в. в главном центре генуэзской колонизации Северного Причерноморья – Каффе (Феодосии) – они составляли уже две трети населения и даже имели здесь своего армянского епископа . Среди крымских армян активно рас-пространялся католицизм. По свидетельству современника, В. Кондараки, написавшему «Универсальное описание Крыма», в католицизм переходили в основном самые богатые и честолюбивые из армян . Вероятно, армянская аристократия жаждала преимуществ и равноправия в генуэзских колониях, где господствовали итальянцы-католики.

Крымские армяне сумели сохранить христианскую веру и после перехода этих земель под власть мусульманских правителей в последней четверти XV в. Именно отсюда, из этой «Приморской Армении», многие армяне-мигранты попадали в Европу (в частности в Речь Посполитую), а также на Северный Кавказ.
Несмотря на наметившееся сближение Армянской церкви и Рима в XIII–XIV вв., среди армянского народа была сильна партия восточных армян, не приветствовавших унии с римским папой. Так, девизом монахов Великой Армении стало высказывание: «Мы готовы пойти лучше в ад с нашими отцами, чем в рай с латинянами» . После падения в 1375 г. Киликийского царства, завоеванного войсками египетских мамлюков, начинается новая страница в истории Армянской церкви. В 1439 г. состоялся Ферраро-Флорентийский собор, в котором принял участие и армянский католикос Константин VI. На соборе была обнародована булла папы Евгения IV „Exsultate Deo” о воссоединении Армянской Апостольской церкви с Римом. Данный декрет не дал немедленных результатов, хотя и послужил догматическим основанием для будущей Армянской Католической Церкви .

В 1441 г. часть армянских духовных деятелей, обвинив Киликийский католикосат в проримских и прогреческих симпатиях, в принятии халкидонской вероисповедной формулы и в обрядовых новшествах, восстановила первенствующее значение Эчмиадзина как центр армянского католикосата и духовной столицы всех армян. При этом киликийские католикосы в Сисе не намеревались сдавать свои позиции и продолжали претендовать на лидирующую роль в Армянской церкви .

В 1461 г. в Константинополе по решению османского султана Мехмеда II был создан Армянский патриархат, предстоятель которого стал этнархом всей армянской нации («армянского миллета»), а также получил церковную власть не только над армянами, но и над иными христианами-нехалкедонитами (халдеями, несторианами, коптами и др.) . Такие действия были связаны с практикой османского правительства, признававшего существование национальностей на основе конфессиональной принадлежности. Армянских подданных османские власти рассматривали по религиозному признаку, то есть по при-надлежности к их «церкви».

Пока армянскими патриархами были терпимые люди, проблем не возникало. Но когда сторонники крайней позиции занимали патриарший престол, противостояние между «апостольскими армянами» и «римлянами» или «франками» (то есть армяно-католиками) проявлялось во всей своей неприглядности, иногда ведя к физическому преследованию и уничтожению армяно-католических лидеров.

В 1701 г. Константинопольский армянский патриарх Ефрем активно начал преследовать армяно-католиков на территории Османской империи. Их обвиняли во «франкизации», то есть в религиозной и культурной денационализации. Так как в империи отсутст-вовали католические церкви армянского обряда, армяно-католики были вынуждены посещать латинские церкви, где служили неармянские (западноевропейские) священники, что, безусловно, отдаляло их от древней национальной традиции.

В 1740 г. несколько епископов Армянской церкви собрались в Алеппо и избрали архиепископа Алеппо Авраама Ардживяна (1679–1749) католикосом Киликии. В следую-щем году новоизбранный католикос выступил за унию с Римско-католической церковью и получил от папы паллий (знак епископского достоинства в виде ленты через плечо).

В 1742 г. папа Бенедикт XIV установил Армянский католический патриархат Киликии, передав под его юрисдикцию армяно-католиков в южных провинциях Османской империи . В то время как армяно-католики, жившие севернее, по-прежнему окормлялись латинским апостолическим викарием в Константинополе. Авраам Ардживян в качестве патриарха принял имя Авраам Петр I и из-за преследований был вынужден обосноваться в Ливане. Заметим, что все, кто наследовал ему, также вводили в свой церковный титул имя Петр .

Однако власти Османской империи не спешили признать Армянский католический патриархат Киликии. Только в 1829 г. после подписания Адрианопольского договора, под давлением Франции и Австрии, армяно-католики получили статус «нации» («католическо-го миллета») и были изъяты из юрисдикции Константинопольского армянского патриарха, а в 1830 г. папа Пий VIII установил армянскую католическую архиепископскую кафедру в Константинополе. В 1846 г. Константинопольский армянский архиепископ был наделен правами гражданского управления.

Ненормальное положение вещей, при котором армян-ский католический архиепископ в Константинополе представлял гражданскую и церков-ную власть, а армянский католический патриарх – духовный лидер церкви – находился в Ливане, было устранено в 1867 г., когда папа Пий IX объединил два престола и перевел резиденцию патриарха в Константинополь .

Учиненная в конце Первой мировой войны турками резня нанесла жестокий урон армянской католической общине в Османской империи: погибли 7 епископов, 130 свя-щенников, 47 монахинь и более 100 000 мирян . В связи с резким уменьшением армян-ской общины в Турции, Армяно-католический Синод, собравшийся в Риме в 1928 г., постановил вновь перенести патриархат в Ливан (в Бейрут), а Константинополю (Стамбулу) дать статус архиепископии .

Идея унии Армянской церкви с Римом развивалась не только в границах Османской империи, но и в других странах, где проживали армяне. Многочисленная армянская диаспора Крыма и Речи Посполитой играла огромную роль в развитии культурных и эко-номических связей кавказских народов с указанными регионами . В 1630 г. армянское епископство во Львове (существовало с XIV в.) вошло в унию со Святым Престолом. Львовский армянский епископ Николай Торосович получил титул митрополита армяно-католиков Речи Посполитой, Молдавии и Валахии. Он и его преемники провели в своей церкви ряд реформ и способствовали распространению унии среди армян Речи Посполи-той . Этому немало способствовали иезуиты и театинцы. Армянское католическое архиепископство во Львове просуществовало до 1944 г., а после этого часть армяно-католиков переселилась в Польшу, основав приходы в Гливице, Кракове и Гданьске .

В Российской империи крупные армяно-католические общины появились во второй половине XVIII в. в ходе завоевания Крыма и трех разделов Речи Посполитой. Из Крыма указом Екатерины II (1778 г.) 12,6 тысяч армян были переселены в низовья Дона, где ос-новали г. Новый Нахичевань (ныне в черте г. Ростов-на-Дону) и другие поселения . В архивных документах второй половины XVIII – начала XIX в. упоминаются армянские ка-толические приходы в Крыму, в Одессе, в Николаеве, а также в Астрахани, откуда армяно-католики переселились в Моздок и Кизляр. Стоит отметить, что католический приход в Астрахани был основан первоначально именно армяно-католиками, для них же была по-строена и существующая поныне церковь .

В 1809 г. для армяно-католиков Российской империи был назначении специальный апостольский викарий – епископ-суффраган латинской Каменецкой епархии Иосиф Кшиштофович, который уже в 1810 г. был рукоположен в сан епископа львовским армяно-католическим архиепископом Я. Сымоновичем. Однако у Армяно-католической церкви в России были значительные сложности, связанные, прежде всего, с незнанием священни-ками армянского обряда. После смерти И. Кшиштофовича в 1816 г. возобновить регулярное управление этим апостольским викариатом из Каменца или перенести его в Тифлис не удалось. Сама епархия просуществовала до 1828 г. Некоторые армяно-католические приходы со временем стали латинскими и вошли в Могилевскую митрополию, а после образования в 1848 г. Тираспольской епархии, те армянские приходы, которые находились на ее территории, вошли в ее состав.

Значительное число армяно-католиков оказалось и на Северном Кавказе. Традиционно выделяют несколько волн армянской миграции на Северный Кавказ . Одной из наиболее ранних волн армянских переселенцев были черкесские армяне (черкесогаи), появившиеся на Северном Кавказе в период с XI до XVII в. и прославившиеся как актив-ные торговые и культурные посредники между Восточной Европой и Кавказом. Прибытие следующих волн армянских мигрантов было связано с внешней политикой России на Кавказе.

Так, по мере завоевания русскими войсками кавказских земель в конце XVIII – нача-ле XIX в., увеличивалось количество армян перебирающихся на Северный Кавказ из бывших владений Персии (например, из Карабаха). Российское правительство было за-интересовано в заселении покоренных земель христианскими подданными. После Кав-казской войны с территории Османской империи стали переселяться амшенские и трапезундские армяне. Потоки армян-мигрантов увеличились после начала политики геноцида, особенно активно проводившейся турецкими властями с конца XIX в.

Среди многочисленных переселенцев были и армяно-католики. В XIX – начале XX в. кроме Моздока и Кизляра армяно-католики уже проживали в Грозном, Владикавказе, Пятигорске, Темир-Хан-Шуре, Екатеринодаре, Новороссийске и других местах. Армяне знали молитвы на родном языке, но со временем становились членами многонациональ-ных католических приходов. В костёлах латинского обряда часто служили священники-армяне.

После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Россия получила закавказские земли между Карсом и Батуми, на которых существовала созданная в 1850 г. армяно-католическая епархия Артвин. Однако ее деятельность в России так и не была легализо-вана. Российские власти переподчинили приходы Артвина латинской епархии в Тираспо-ле. Такое положение вещей не было признано Римом и только в 1912 г. факт временного подчинения армяно-католиков России Тираспольской епархии был признан .

Сохранились интересные данные об армяно-католиках (и/или католиках-армянах) на Кубани. По данным метрических книг Екатеринодарского римско-католического костёла, содержащих сведения о прихожанах и священниках с 1861 по 1922 г., значительное количество армян-католиков прибыло в Екатеринодар из Артвина Батумской области. Кроме того, многие семьи переезжали из Персии и Турции, сохраняя статус персидско- или турецко-подданных . Заметим, что с образованием Екатеринодарского римско-католического прихода, к которому были приписаны католики Темрюка, Майкопа, Крымской, Тихорецкой и других станиц Кубанской области, армяно-католики стали его прихожанами, хотя первоначально не всегда имели возможность получать религиозное окормление по армянскому обряду.

К концу XIX в. на Кубани увеличивается количество свя-щенников, знающих армянскую литургию и совершающих службы как по латинскому, так и по армянскому обряду. С 1907 г. в Екатеринодар уже назначались особые викарные священники для католиков армянского обряда. В 1909 г. в Российской империи была создана Апостольская администратура для католиков армянского обряда, которая в 1917 г. насчи-тывала 47 священников, 45 храмов, 15 часовен и 66 618 верующих .

Приведем имена тех священников, которые упоминались в сохранившихся метрических книгах Екатеринодара (Краснодара) и о которых есть данные в других источниках. Так, наиболее весомый вклад в развитие местной римско-католической общины внес священник-армянин – почетный каноник, окружной капеллан войск Кубанской области (в 1879–1896 гг.), администратор (настоятель, заведующий) Екатеринодарской римско-католической приходской церкви (в 1880–1900, 1903–1904 гг.) отец Иосиф Канумов . С его именем связана постройка и освящение в 1893 г. римско-католического костёла в Екатеринодаре по ул. Графской, дом 14 . Он же, несмотря на негласный запрет властей, поддержал освящение в 1899 г. молитвенного дома в Новороссийске. Здесь служил викарный священник Екатеринодарского костёла (с 1896 г.) – армянин Михаил Ягулов, в ведение которого также находилось окормление католиков соседних с Новороссийском станиц Мефодьевка, Глебовка, Павловка, сел Кириловка и Владимировка . Нарушение негласного запрета властей не могло остаться незамеченным. И, если освященную часовня решили оставить, то Иосиф Канунов получил наказание: «заключение на два года в мо-настырь» .

В 1910 г. Екатеринодар стал центром Екатеринодарской армяно-католической ку-рации, в пастырском попечении которой находились армяно-католики всего Северного Кавказа, Астрахани, Воронежа, Пензы, Ростова-на-Дону, Саратова, Самары и Царицына. Армяно-католики Крымска имели собственную часовню, также входившую в состав Ека-теринодарской курации . Куратом армяно-католиков стал Тер Акоп Бакаратиан, исполнявший свои обязанности с 1910 по 1915 гг. Кроме него службу по армянскому обряду на обширной территории Северного Кавказа вели Тер Арутюн Костанян, Тер Стефан Зака-риан, Тер Овсен Гавриил Нахапетов и другие.

С конца 1915 г. куратом армяно-католиков Екатеринодара становится патер Эммануил Машур, одновременно ставший в начале 1920-х гг. настоятелем Краснодарского костёла . Характерно, что в Екатеринодаре службы и по армянскому, и по латинскому обрядам проходят в одном и том же здании римско-католического костёла, а прихожане разных национальностей часто вступали в смешанные браки.
После Октябрьской революции была основана Апостольская администратура для армяно-католиков на территории Советской России. Армяно-католики находились в Кры-му, Москве, Краснодаре и в других городах. Уже в 1916 г. вышел Альманах этой админи-стратуры, содержащий перечень приходов. Следует отметить, что эта апостольская ад-министратура канонически мыслилась как часть Артвинской епархии, хотя и была припи-сана к римско-католической Тираспольской епархии в Папском Ежегоднике за 1922 г.

Одним из первых апостольских администраторов для армяно-католиков с рези-денцией в Тифлисе стал Тер Саркис Тер-Абраамиан (Вартапет). В 1903 г. он перебрался из Артвинской епархии в Тираспольскую и был викарием в Ростове-на-Дону, а в 1917 г. уже упомянут как апостольский администратор, преследуемый ГПУ и атакованный в советской прессе .

В 1928 г. должна была состояться епископская хиротония уже упоминавшегося Тер Акоп сын Даниила Бакаратиана (1872? – 1936), апостольского администратора для армя-но-католиков в СССР с резиденцией в Тифлисе. Однако этого не произошло. В 1930 г. по инициативе советских властей состоялся закавказский съезд армяно-католиков в Тифлисе, на котором под давлением и шантажом ГПУ участники съезда лишили Тер Акопа Бакаратиана полномочий апостольского администратора под предлогом того, что он очернял перед Святым Престолом действия советской власти в религиозной сфере. После этого советские органы власти запретили Бакаратиану духовное служение и в том же году арестовали в Тифлисе, отправили в московскую тюрьму, а затем – в Соловецкий лагерь, где он и скончался в феврале 1936 г.

Преемник Тер Акопа Бакаратиана – отец Дионисий Калатозов, упоминаемый в метрических книгах Екатеринодарского костёла в качестве викарного священника уже в 1906–1907 гг., умер от болезни в августе 1931 г. После этого с сентября 1931 г. апостоль-ским администратором стал отец Карапет Дилургян (1861? – после 1940), с 1916 г. окормлявший армян-католиков в Москве, а на момент своего назначения в 1931 г. находившийся в Краснодаре. В 1934 г. Дилургян безрезультатно добивался у советской власти согласия хотя бы на временное направления ксёндзов-армян для отправления рели-гиозных треб в городах Ленинакан и Степанаван в Армении. В июне 1936 г. он был арестован в Краснодаре и после трёх месяцев следствия в октябре того же года приговорен (в возрасте 75 лет) к трём годам ссылки в населенный пункт Лоино, в болотистую и нездоровую местность в Кировском крае, к северо-востоку от Кирова (совр. Вятка).

Тем временем в конце 1937 г. католический костёл в Краснодаре был закрыт, а здание переоборудовано под жилые квартиры . После отбытия наказания (начало 1940 г.) отец Карапет Дилургян вернулся в Краснодар, но без права духовного служения. Однако вскоре бы вынужден направиться в Очамчире в Абхазии. В подобной ситуации, то есть без постоянного места жительства и права на работу, находились в то же время шесть других ксёндзов армянского обряда .

Множество других армяно-католических священников и верующих пострадало в эти годы. В 1937 г. арестован и приговорен к смертной казни священник Акоп Термажера-Тихоян, в том же году в Сандормохе (Карелия) был расстрелян содержавшийся прежде в Соловецком лагере отец Степан Эроян, арестованный в Армении. Во время допроса на Соловках в 1932 г., он твердо хранил верность Римско-католической церкви. Когда в 1940 г. под советской властью оказалась армяно-католическая митрополия во Львове, примерно половина прихожан (около 2500 человек) были отправлены в Сибирь .

После долгих лет гонений в начале 1990-х гг. начинается процесс возрождения Армянской католической церкви на территории бывшего СССР. После обретения Арме-нией в 1991 г. независимости вновь возникли общины армяно-католиков. 13 июля 1991 г. папская курия учредила ординариат для армяно-католиков в Восточной Европе в Гюмри (Армения). В ноябре 1992 г. в Риме собрался Синод армяно-католических епископов, он рассмотрел нужды Церкви в новой ситуации. В июне 1997 г. он снова собрался в Риме для подготовки нового устава Армянской Католической Церкви .

На сегодняшний день наиболее многочисленные общины армяно-католиков существуют в Бейруте (Ливан) и Алеппо (Сирия). На Ближнем Востоке существует 7 армяно-католических епархий (в Ливане, Сирии, Египте, Ираке, Иране и Турции) и 2 патриарших экзархата (в Дамаске и Иерусалиме). Армянская католическая диаспора организационно разделена на 3 епархии (Франции, Аргентины и Украины), 3 ординариата (Греции, Румы-нии и Восточной Европы – с центром в Гюмри, Армения, – под юрисдикцией ординариата Восточной Европы находятся армяно-католики России), а также 2 апостольских экзархата (США и Канады, Латинской Америки). Общая численность верующих – около 370 тыс. человек.

Комментарии отключены.