Алла Тер-Саркисянц
Донские армяне: тенденции этнокультурного развития.
Проживающие ныне компактно на территории Ростовской области РФ донские армяне представляют собой группу армянского народа, исторически ставшую его диаспорой уже дважды. Почти до середины XI в. предки их были жителями средневекового Армянского царства и преимущественно его столицы — крупного города Ани. Но после завоевания его сначала Византией, а затем в 1064 г. тюрками-сельджуками, полностью разорившими и разграбившими его, оттуда хлынул поток армянских беженцев. Большинство их направилось сразу в Крым, с которым армяне, судя по историческим источникам, были знакомы с давних времен; другая часть осела сначала недалеко от Астрахани, а в 1330 г. также переселилась в Крым(1).
Еще через полвека, жившие до этого в Киликийском армянском государстве, образованном в 1080 г. на побережье Средиземного моря, многие потомки анийских беженцев, после падения этого государства в 1375 г., тоже пополнили армянскую диаспору в Крыму. Диаспорой на Дону эта группа армянского народа стала с 1779 г., когда указом Екатерины II было организовано переселение из Крымского ханства 18407 греков и 12598 армян. Целью такой акции было не только экономическое ослабление ханства (в 1783 г. его земли были включены в состав Российской империи), но и заселение южнороссийских степей людьми, имеющими большой опыт в земледелии, торговле и ремеслах. После полуторагодичного мучительного перехода, унесшего почти треть человеческих жизней, в основном стариков и детей, к концу 1779 г. армянские переселенцы дошли до низовий Дона, где им отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Св. Димитрия Ростовского и разрешено было основать один город и пять селений. Правительство согласилось на выдвинутые переселенцами условия предоставить им определенные льготы и привилегии, в частности, освобождение от государственных податей и служб на 10 лет, от воинской повинности на 100 лет, разрешались строительство церквей и проведение в них церковных обрядов в соответствии с их собственными законами и традициями, свободная торговля внутри и вне государства; армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда(2).
Из вышедших из Крыма 12,6 тыс. армянских переселенцев подавляющее большинство — 11,4 тыс. были жителями крымских городов Кафы (5511 чел.), Карасубазара (2809 чел.), Бахчисарая (1375 чел.), Гезлева (1304 чел.), Акмечети (259 чел.) и др.(3).
Они основали на Дону город Нор Нахичеван (Новый Нахичеван), позднее — Нахичевань-на-Дону. Сельские переселенцы (их число составило 1,2 тыс. чел.) в окрестностях города основали пять селений — Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Сапы и Несветай, сохранив названия оставленных в Крыму сел.
Колония получила возможность решать свои внутренние проблемы самостоятельно: всем управлял магистрат во главе с городским головой. В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония получила собственный герб с изображением пчел и улея, символизирующий трудолюбие армянского народа, а также печать и собственный суд. Языком делопроизводства на ее территории был армянский.
В городе быстро развивались промышленность и торговля, росло число школ, было открыто уездное училище. При выстроенном монастыре Сурб Хач (с аналогичным названием монастырь был оставлен армянами в Старом Крыму) в 1790 г. была открыта первая на юге России типография, а также основана школа-пансионат для детей неимущих армян. Позднее в городе открылись мужская и женская гимназии, еще несколько школ, училище благородных девиц, театр, Общество любителей театрального искусства, церкви, духовная семинария, приют для кавказских армян, Общество попечительства над бедными армянами, был создан музей, разбиты городские парки, проведен водопровод. Таким образом, вскоре после своего основания Нор Нахичеван стал заметным культурным и экономическим центром на юге России. В начале XX в. в городе было несколько периодических изданий: в 1906 г. выходила газета «Нор кянк» («Новая жизнь»), в 1907 г. ее сменила газета «Мер дзайн» («Наш голос»), в 1910—1914 гг. печаталась газета «Луис» («Свет»), в 1914—1916 гг. — еженедельник «Гахут» («Колония»). Кроме того, местные армяне активно сотрудничали с русскими газетами Ростова-на-Дону, а в ряде случаев были их основателями и редакторами. Известно, что новонахичеванские армяне оказали значительную материальную помощь российскому правительству во время русско-персидских и русско-турецких войн конца XVIII — начала XIX в., а также во время войны с Наполеоном. Они поддерживали связи не только с Арменией, но и с армянскими колониями разных стран Запада и Востока, содействуя тем самым развитию внешних торгово-экономических связей этих стран с Россией4.
Позднее, с экономическим усилением Ростова, наиболее влиятельные армянские промышленники и купцы переселились в этот город. Со временем Ростов и Нахичеван, образовав крупный промышленный и культурный центр, слились, а в декабре 1928 г. постановлением Административной комиссии при Президиуме ВЦИК СССР г. Нахичевань-на- Дону был присоединен к Ростову-на-Дону, а затем переименован в его Пролетарский район(5). С тех пор историческое название города исчезло.
Во время начавшихся в 1930-х гг. массовых репрессий сильно пострадала местная интеллигенция, были уничтожены многие историко-архитектурные памятники, в частности, было разрушено шесть из семи армянских храмов (наряду с православными церквами, мечетью и синагогой). Постепенно стало сокращаться число армянских учебных заведений (еще до войны их было 15, в том числе Армянский педагогический техникум), перестал функционировать Армянский театр, и город начал утрачивать свою роль важного очага армянской культуры в этом регионе(6).
Со времени основания армянскими переселенцами пяти селений в 1779 г. и на протяжении всего XIX в. численность сельских армян возросла более чем в 8 раз — с 1541 чел. в 1793 г. до 13 106 чел. в 1900 г.7. В 1920-х гг. выходцами из сел Крым и Чалтырь были образованы три новых, созданных как трудовые коммуны, селения — Ленинакан, Красный Крым и Ленинаван. В начале 1926 г. в соответствии с желанием населения все армянские села были выделены из состава Аксайского р-на Ростовской обл. в отдельный Армянский национальный район, получивший в 1928 г. название Мясниковский (по имени видного государственного деятеля, уроженца этих