показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Опрос
  • Вы потеряли рабочее место, потому что оно понадобилось соотечественнику, недавно приехавшему из Карабаха и купившему российское гражданство. Вы:

    • Отдаете соотечественнику ключи от квартиры и машины и уезжаете собственноручно поднимать экономику Карабаха. (28%, 34 Голосов)
    • Вступаете в какую-нибудь общественную организацию - все равно заняться теперь нечем... (7%, 8 Голосов)
    • Поджидаете соотечественника с кирпичем в подворотне, чтобы объяснить, что Карабаху очень нужны рабочие руки. (22%, 27 Голосов)
    • Жалуетесь в соответствующие инстанции, чтобы наказали чиновника. (17%, 20 Голосов)
    • Тихо уходите с работы, проклиная продажных российских чиновников. (16%, 19 Голосов)
    • С радостью забрасываете свой российский диплом в чулан и вдохновенно берете в руки метлу: хорошо, что теперь в вашем городе будет жить и работать еще один наш соплеменник! (11%, 13 Голосов)

    Всего проголосовало: 121

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Вс
10
Май
'09

Из истории черкесогаев Богарсуковых

Дом купцов Богарсуковых. Краснодар, угол ул. Гимназическаой-Коммунаров. Ныне - музей.Переселение в Россию и актуализация идентичности

Одной из армянских этнических групп Северо-Западного Кавказа являются «горские» или «закубанские» армяне, получившие в исторической науке наименование «черкесогаи». История черкесогаев представляет интерес для исследователей взаимоотношений христианского и мусульманского населения Кавказа, потому что, длительно проживая в «черкесской» среде, армяне не выделялись ничем от окружающего адыгского населения (ни лингвистически, ни культурой), кроме конфессиональной принадлежности.
Историография вопросов и проблем, связанных с изучением данной группы, подробно рассмотрена известными армавирскими историками В.Б. Виноградовым и С.Н. Ктиторовым (1), поэтому мы данный аспект опускаем.

В фокусе нашего внимания эпизоды из истории известной семьи промышленников и предпринимателей черкесогаев Богарсуковых, связанные с их переселением на территорию Российской империи. Процесс переселения был знаковой ситуацией, когда при пересечении границы актуализируются идентичности. Российское завоевание Кавказа подразумевало «культурное освоение» территории и горских обществ: «письменная» культура навязывала бесписьменной свои формирующиеся понятия и категории, в том числе и этнического характера. Конечно, в случае с черкесогаями ситуация особенная: с одной стороны горские армяне, хоть и не все, но владели армянской грамотой, с другой стороны – они использовали в качестве разговорного языка «черкесский» (в каждом случае разный диалект адыгейского). Переход из одной социальной системы в другую сопровождался процессами «называния», «поименования» бытия, в том числе и определением таких статусных категорий как «дворянство» и «национальная» принадлежность.

Источниковая база исследования – документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК).
Закубанские армяне Богарсуковы (Багарсуковы, Богорсуки и т.д. в зависимости от орфографии документа) разновременно предпринимали несколько попыток переселиться из Закубанья на территорию Черноморского казачьего войска.

Первая из них (из известных нам по документам) относится к 1.03.1843 года. В документе Черноморской кордонной линии читаем: «Закубанские Армяне Дударук Чагупов, Хапак и Борок Багарсуковы жительствующие на Атакуме близ Абина изъявляют желание переселиться к нам из за Кубани для чего намерены при постоянных с нашим краем сношениях, перевести постепенно (не заметным для черкес образом) свое состояние в разном имуществе заключающесь. Они имеют билеты от Начальника 1 отдела Черноморской береговой линии Контр-Адмирала Серебрякова от 15 сентября 1842 года, первый Дударук за № 1106 и последний Ханах за № 1107 выданные на один год для свободного посещения укреплений береговой линии и прочих на Кубани и за Кубанью…(Абинское, Ольгинское, Мостовое) и для пропуска их Дударука и Ханаха при Ольгинском и Мостовом на нашу сторону и обратно…» (2; 32). Действительно ли в этом случае закубанские армяне желали переселиться или им было необходимо иметь возможность беспрепятственного курсирования через российско-черкесскую границу неизвестно. Переселение не состоялось, торговые же коммуникации осуществлялись – 17 ноября того же 1843 г. из Екатеринодарского Частного Карантина сообщали Наказному Атаману Черноморского казачьего войска Заводовскому: «Препровожденные…15 сего Ноября …Закубанцы из Армян Дударук Чугунов и Ханок Багарсуков с…6 пудов воском…здоровыми, а воск очищен. Армяне эти жительствуют за Кубанью на реке Афите в ауле Афит. 14 Ноября выехали оттуда к Славянскому посту, где переправлены из за Кубани» (2; 164).То, что Богарсуковы, как и многие другие закубанские христиане (армяне и греки) занимались торговлей (см., например, наши работы (3)) находит подтверждение и в дальнейших документах. В книге Начальника Ольгинского Тетдепона о взысканных пошлинах с переходящих границу людей от 8 мая 1846 г. читаем: «Записано на приход взысканные с Закубанского Армянина Борока Богурсукова за перевозимый им пушной товар чрез Ольгинскую Карантинную Заставу на правый берег Реки Кубани Всего примерно девяносто пудов, полагая за каждый пуд по 3 коп. серебром..» (4; 57об.). В той же книге от 22 мая того же года аналогичная запись, но армянин называется более конкретно «абинским», фамилия пишется «Богорсуков» и перевозит он «примерно 40 пудов» (4; 58об.). В октябре того же 1843 г. тот же человек, но именуемый как «Борях Богорсуков», переправлял товары уже через Екатеринодарский меновой двор (4; 18).

Вторая попытка переселения в Россию состоялась в 1845 году. Мы приведем выдержки из прошения на имя Наместника Кавказского графа Воронцова, свидетельствующие об актуализации идентификационных статусов черкесогаев.

«…Воронцову
[от] Закубанских Армян Бороха Борасукова, Дударука Джаунова и Джалаувши Каспарова

Прошение

Отцы наши хотя рожденные и воспитанные закубанью, но чуждые свойственного горцам своевойства и безначалия, вполне постигали благие цели Русского Правительства, а по потому не только сами охотно служили видам онаго, но еще старались по возможности склонять к тому горцев, у коих вообще пользовались они известностию и уважением, а особенно предки из нас Бороха Борсукова, которые более 200 лет тому назад приобретя на речке Абине землю богатую лесами и угодиями, на расстоянии более 20 верст спокойно сами владели ею, как неприкосновенною собственностью и которою владеет на таких правах Борох Борсук с двумя братьями своими Асланом и Пшемафом. Следуя доброму примеру родителей, мы явили опыты наизвестной преданности нашей русскому Правительству постоянно стремясь обратить на себя внимание правительства как личными услугами так…воздерживать горцев от неприязненных действий противу Русских и склонить их к дружбе с ними…будучи уполномочены от многих заКубанских Армянских семейств таким же обетом…[просят] 1. ..дозволить нам выбрать по правую сторону Кубани место, на котором мы, в случае притеснения со стороны горцев, имели бы полное право во всякое время переселиться с тем. Чтобы дозволено было нам, не записываясь в сословие Черноморского казачьего войска или какое либо другое, пользоваться всеми выгодами той земли, а сверх того невозбранно владеть нам и потомкам нашим крестьянами находящимися у нас во владении Закубанью; 2. [Бороху Борсуку и братьям его Аслану и Пшемафу вернуть их земли, если те перейдут под власть России]…
на подлинном написано Закубанский Армянин Борок Боронов сын Борсуков своеручно. Закубанский Армянин Дударук Михачлов сын Джагупов и Джеловши Симонов сын Каспаров, а вместо их неграмотных…подписал Армянский священник Iосиф Хосров. 21 сентября 1845 года. Екатеринодар» (5; 22-24об.).

К этому прошению приложены списки «Закубанским Армянам», желавшим переселиться в Россию, мы выберем из них только Богарсуковых и приведем здесь, потому что нам важно будет в дальнейшем по посемейным спискам попытаться представить структуру семьи и численность рода. «..1. Аслан Борсугов, жена его Козал. 2. Борох Борсугов жена его Срма, у них сыновей четверо, дочерей две. 3.Пшемаф Борсугов, жена его Анна, у них сыновей 3, дочь одна. Мать их вдова Катерин. У них крестьян четыре двора – двенадцать мужчин и двенадцать женщин. 4. Двоюродного брата сын Хапач, жена, у них сыновей два, дочерей две. Крестьян у них два двора трое мужчин и пять женщин. 5. Джугз и Шомав Борсуговы, Крестьян их один двор четверо мужчин и две женщины. 6. Хатук и цуг Борсуговы. Их сестра вдова, ея дочь. 7. Мустафа Борсугов, его жена, у них сыновей двое…12. Амырза Борсугов, его жена, у них сын, его жена, у них дочерей две, сына сын, дочерей две…На подлинном написано: Закубанский армянин Барок Барин сын Богурсуков…» (5; 25-26, 27об). Но переселение и в этот раз не состоялось в виду невозможности выполнения всех требований просителей. В феврале 1846 года данный вопрос обсуждался Заводовским и Рашпилем, но положительно (с точки зрения черкесогаев) решен не был.

Третья попытка произошла в том же 1846 г. Приводим выдержку из очередного документа.

«Переписка Управления Черноморской Кордонной Линии. По 2ому отделению.

О переселении За Кубанских Армян Богорсуковых и Черкеса Ротока с семействами с р. Абин между рр. Аушец и Кунипс.
Начато 15.10.1846 - кончено 15.10.1846 гг.
На 10 листах.

1846 года октября 15 дня. Мы нижеподписавшиеся ныне жительствующие в районе Шапсугов на р. Абине, Закубанские Армяне Аслан Богорсук, Борок Богорсук, Пшемаф Богорсук и Гапак Богорсук и простой вольный шапсуг Сейн Роток, движимые искреннею приверженностию и неизменною преданностию к Русским, возымели намерение переселиться со всеми нашими семействами, крестьянами и достоянием в ближайшее соседство к Черноморской Кордонной линии, дабы удалясь из среды разномыслящих Шапсугских обществ, независимо и безопасно действовать и служить для пользы Русского правительства. Почему избрали мы для нового нашего поселения участок земли, представляющий достаточные удобства к обитанию, лежащий при военной Абинской дороге между рр. Аушецем и Кунипсом, ближе к сему последнему. Избранный нами участок земли лежит впусте и удален от мест, населенных Шапсугами. Мы объявляем теперь о семействах наших следующее:

Аслан Богорсук – у меня жена, детей нет. Борок Богорсук – у меня жена и семеро детей, из коих 4 мужеска и 3 женска пола. Пшемаф Богорсук – у меня жена и пятеро детей, из коих 4 мужеска и 1 женска пола. Мы трое родные братья. У нас общее хозяйство и обще принадлежащие нам крестьяне сорок душ из коих 15 мужеска и 25 женска пола.

Гапак Богорсук – у меня жена и четверо детей, из коих 3 мужеска и 1 женска пола. У меня 10 душ крестьян, из коих 5 мужеска и 5 женска пола…

Мы вышеозначенные Закубанские Армяне Аслан, Борок, Пшемаф и Гапак Богорсуки объявляем теперь, что как мы, так и предки наши до сего времени пользовались между Шапсугами всеми правами и преимуществами местному дворянству предоставленными. Фамилия наша издревле дворянством, духовенством и народом тако же точно была почитаема как и известная дворянская шапсугская фамилия Абат. Мы ныне перенося наше водворение в ближайшее к Черноморской Кордонной линии место поставляем себе в следующие обязанности в отношение к Русским: 1) искренно и нелицемерно желаем утвердить и запечетлеть давнюю уже преданность нашу к Русскому правительству присягою на верноподданство Его величеству Государю Императору Всероссийскому. Почему усердно просим примя от нас сказанную присягу в залог прочного благосостояния нам и детям нашим 2) Будем оказывать Услуги Русскому начальству во всех возможных для нас случаях и всеми возможными средствами; в особенности же будем стараться предуведомлять начальство о всяких неприязненных со стороны горцев против русских преднамерениях и предприятиях; 3) Будем стараться посредством торговли способствовать сближению Горцев с Русскими.

Доходный дом бр. Богарсуковых, строившийся с 1913 г. под гостиницу, театр и магазины. Армавир, 1930-е гг. www.armavirskiy.narod.ruВ замену того со стороны Русского начальства просим милостивого к нам внимания, покровительства и в потребных случаях защиты, и вообще – чтобы жить нам при таких вольностях и льготах при все мирные Черкесы живут за Кубанью. А дабы предполагаемое поселение наше вполне и постоянно соответствовало изъясненному обязательству с нашей стороны, то мы на будущее время будем приглашать к себе подобных нам переселенцев не иначе как из людей благомыслящих и добросовестных, из коих о каждом своевременно будем доводить до сведения начальства. [подписи по-армянски]. (6; 17-20об.). Войсковое начальство в лице Рашпиля не препятствовало такому переселению, но оно по каким-то причинам все же не произошло.

Но, для нас представляется важным рассмотреть, какие идентичности были упомянуты в вышеуказанных прошениях:

1. Территориальная идентичность: а) как характеристика этнической категории «армянин» в форме прилагательного – «закубанский» или «Закубанец из Армян», а также боле локальный «абинский»; б) маркирующая место проживания в Черкессии – «жительствующие на Атакуме близ Абина», «жительствуют за Кубанью на реке Афите в ауле Афит», «жительствующие в районе Шапсугов на р. Абине»; в) как родины – «отцы наши рожденные и воспитанные закубанью».

2. Фамильная идентичность: вне зависимости от орфографии документа сохраняется единая форма «фамилии» – Богарсуковы, Багарсуковы, Богурсуковы, Борсуковы, Борсуки, Борасуковы, Борсуговы. Такие разночтения связаны с тем, что в XIX веке фамилии только формировались как в крестьянской среде, так и на вновь присоединенных территориях.

3. Сословная идентичность: а) дворянская идентичность – «мы, так и предки наши до сего времени пользовались между Шапсугами всеми правами и преимуществами местному дворянству предоставленными. Фамилия наша издревле дворянством, духовенством и народом тако же точно была почитаема как и известная дворянская шапсугская фамилия Абат»; б) идентичность высшего сословия – «невозбранно владеть нам и потомкам нашим крестьянами находящимися у нас во владении Закубанью». Мы отделяем данную идентичность от дворянской потому, что не только дворяне, но и свободные крестьяне могли владеть крепостными и рабами. Также эта идентичность проявлялась через отрицание – «Чтобы дозволено было нам, не записываясь в сословие Черноморского казачьего войска или какое либо другое».

4. Конфессиональная идентичность – «а вместо их неграмотных…подписал Армянский священник Iосиф Хосров». И в более поздних по времени документах Богарсуковы указывают на приверженность Армянской Апостольской церкви или как тогда ее назвали армяно-григорианской. Так, в «Показании Отобранном в Управлении Черноморской Кордонной линии, от Армянина Тугуза Богорсукова 1 ноября 1854 года» он заявляет, что «веры Григорианской» (7; 14).

5. Идентичность землевладельцев – «более 200 лет тому назад приобретя на речке Абине землю богатую лесами и угодиями, на расстоянии более 20 верст спокойно сами владели ею, как неприкосновенною собственностью и которою владеет на таких правах Борох Борсук с двумя братьями своими Асланом и Пшемафом», «Бороху Борсуку и братьям его Аслану и Пшемафу вернуть их земли, если те перейдут под власть России».

Примечания:
1. Виноградов В.Б., Ктиторов С.Н. Заметки об изучении актуальных вопросов истории черкесогаев и дореволюционного Армавира // Армяне Северного Кавказа. Studia Pontocaucasica 2. Краснодар, 1995.
2. ГАКК. Ф. 261. Оп.1. Д. 600. «О дозволении разным лицам переезжать на закубанскую сторону и обратно; равно и о доставлению разным лицам переправлять Через Кубань разные товары». Начато 16.01.1843 – кончено 26.12.1843. 176 л.
3. Колесов В.И. Черкесские (горские) греки // Бюллетень Центра содействия развитию и правам расовых, этнических и лингвистических меньшинств. № 2. Краснодар, сентябрь, 2000. сс. 87-101.; Колесов В.И. О социальной структуре “закубанских” армян и греков в XIX веке // Социальная организация и обычное право: Материалы научной конференции. Краснодар, 24-26 августа 2000 г. Краснодар, 2001. С.63-67.; Кузнецов И.В., Колесов В.И. "Черкесские греки" -- идентичность, культура, религия // Диаспоры. Независимый научный журнал. М., 2002, № 1. СС. 106-132;
4. ГАКК. Ф. 252. Оп.1. Д. 277 «О взыскании пошлины с Армян за переправу войсковыми каюками чрез р. Кубань вымениваемых у закубанцев товаров за каждый пуд по три копейки серебром». Начато 11.03.1843 – кончено 29.11.1868 г. 66 л.
5. ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 798. «По прошению поданному Г. Главнокомандующему Кавказским Корпусом Закубанскими Армянами Бороком Борсуковым, Дударуком Джауновым и Джелаувшы Каспаровым, о дозволении им выбрать по правую сторону Кубани место, на которое они в случае притеснения со стороны Горцев имели бы полное право во всякое время переселиться и о прочем». Начато 4.11.1845 – кончено 22.04.1846. 33 л.
6. ГАКК. Ф. 261. Оп. 2. Д. 171. «О переселении из Гривенской черкеской станицы в разные места Черкесских семейств». Начато 27.12. 1846 – кончено 1848. 29 л.
7. ГАКК. Ф. 261. Оп.1. Д.1502. «О Армянах Иосифе Шапхазове и Тугузе Богарсукове, за арестованных в станицах Воронежской и Пашковской за неимение письменных видов». Начато 19.10.1854 – кончено 1.10.1854. 16 л.

//Колесов В.И.
Редакция "Маштоца" благодарит за сотрудничество официальный сайт Кубанского Казачьего Войска "Слава Кубани!"

Комментарии отключены.