Рефераты. Оценочный компонент значения субстантивных метафор

В лингвистике широкое распространение получила концепция метафоры как взаимодействия, выдвинутая А. Ричардсом и разработанная М. Блэком (17,297). Согласно этой концепции, в образовании метафоры участвуют 4 компонента: основной и вспомогательный субъекты, а также свойства каждого из субъектов. Свойства основного и вспомогательного субъектов рассматриваются либо как психологические категории, либо как лингвистические категории (6,171).

Концепция метафоры как взаимодействия внесла существенный вклад в развитие теории метафоры. Тем не менее, мы согласны с мнением В.Н. Телии, что в данной концепции не учитывается ряд свойств метафор, например, аксиологическая ориентация метафоры, антропометричность, роль языковой личности в функционировании метафор (21,34).

Оценивание является одной из важнейших составляющих когнитивной деятельности человека.

Знания человека постоянно обновляются и модифицируются, обеспечивая когнитивную обработку стандартных ситуаций. Предшествующее знание играет важную роль в восприятии, понимании и запоминании метафоры. При употреблении метафоры в сознании человека всегда активизируется соответствующий метафоре фрейм - структура знания, хранимая человеческой памятью (5,34), что обусловливает способность носителей языка адекватно воспринимать значение метафоры (31,67).

В целом, все подходы к исследованию метафоры можно охарактеризовать как или структуралистические, или деятельностные.

В основе структуралистических подходов наиболее важным объектом исследования метафоры является ее структурно-семантическая организация. В основе деятельностных подходов лежит понимание метафоры как механизма речевой коммуникации, при этом человек предстает как организующий центр данного механизма.

Оценочность метафоры имеет как структуралистические, так и деятельностные характеристики. С одной стороны, оценочность является компонентом структуры значения метафоры. С другой стороны, метафора выступает как аксиологический механизм речевой деятельности человека, характеризуемый в прагматическом и социокультурном аспектах.

В основе метафоризации лежит семантическая двуплановость лексической единицы (2), т.е. её способность иметь лексико-семантические варианты, выражающие её основное (первый план) и переносное (второй план) значение. Поэтому семантическую структуру метафоры целесообразно рассматривать на уровне сем - минимальных единиц плана содержания.

Семы представляют собой иерархически упорядоченную структуру по отношению к некоторому лексико-семантическому варианту. Методика компонентного анализа позволяет разделить содержательную сторону метафоры на составляющие её компоненты и представить их значения в виде сем.

Во многих современных лингвистических исследованиях в семантической структуре слова выделяют три типа сем: архисема - общая сема родового значения, дифференциальная сема видового значения и потенциальная сема, актуализирующаяся в определенных условиях.

На семном уровне анализа актуализация оценочной семы в семантике метафоры происходит в результате перестройки иерархии сем (22,60-64). Оценочная сема гипертрофируется, а архисема, в свою очередь, редуцируется. Так, при метафоризации слова lion «лев» происходит редукция архисемы «животное» и дифференциальной семы «животное с определенными биологическими признаками» и экспликация потенциальных сем «известный, знаменитый» и/или «сила, власть». Таким образом, специфика семантики метафоры заключается в актуализации оценочной семы.

1.3. Выводы.

Рассмотрение места и специфики категории оценки в семантике метафоры убеждает нас в следующем:

1. Формализация категории оценки в семантике метафоры основывается на том, что оценка включается в семантическую структуру метафоры в качестве компонента «оценочность».

2. Оценочность метафоры можно отнести как к денотативному, так и к коннотативному аспекту значения метафоры.

3. В метафоре оценочные потенциальные или дифференциальные семы исходного значения слова актуализируются, замещая архисему или редуцируя её.

4. Оценочность метафоры реализует оценочное отношение человека к объекту оценки по типу «хорошо / плохо», где в центре находится зона нормы. Норма соотносится со стереотипными представлениями о среднем количестве признака, которым должен обладать объект оценки. Норма предполагает нейтральную оценочность как «точку отсчета» оценочной квалификации. Семантика исходного значения слова и контекст влияют на знак оценки метафоры.

5. В основе оценочной семантики метафоры лежит антропометрический принцип, так как человек является обязательным компонентом структуры любого акта оценки. Антропометрический подход к исследованию метафоры ставит в центр внимания человека, характеризуемого в социокультурном и прагматическом аспектах.

Все концепции метафоры отражают структуралистические или деятельностные аспекты её исследования.

6. В контексте оценочный компонент значения в семантике метафоры может подвергаться варьированию.

Глава 2.

Субстантивная метафора в процессе коммуникации.

2.1. Аксиологический статус субстантивной метафоры

(на материале английского языка).

Критерии оценки субстантивных метафор.

Имя существительное наиболее часто выступает в качестве метафоры как средства оценки, сто мы связываем с его высоким номинативным потенциалом. Имя существительное образует наиболее многочисленную и наиболее «открытую» категорию слов. Имя существительное может значительно расширять свое основное категориальное значение предметности, вбирая в себя значения других лексико-грамматических разрядов слов и придавая всем этим значениям предметный характер (14,91). Имя существительное способно выступать источником метафор других лексико-грамматических разрядов. Так, ряд глагольных метафор образован способом конверсии от имени существительного, в сфере адъективных метафор широко представлены прилагательные, образованные способом суффиксации от имени существительного.

В основании оценочности любой части речи лежат определенные критерии оценки.

Анализ субстантивных метафор выявил следующие критерии оценки, которые лежат в основании оценочности:

1. Оценка тех или иных качеств - черт характера (характерологический критерий оценки) (доминантная сема - pleasant / unpleasant). Анализ субстантивных метафор с характерологической оценкой позволяет выявить разные основания оценочности:

1) оценка морально-этических качеств референта (доминантная сема - moral / immoral), например:

· “You know my door is always open”. Open?” David laughed sarcastically. “If Christ himself came into this studio, those three harpies wouldn't let him in to see you!” (6,286). (harpy - «гарпия», «хищник», «грабитель»);

· I got up to the table, and there's Caruso sitting with these 6 gorillas, see? (36,103). (gorilla - «убийца», «бандит»).

· - Who is that tall bird?

- I tell you he's just a radical bastard. (21,166). (bastard - «ублюдок», «подлый человек»).

· All I mean is that it's conceivable - just barely - that some nut could have done this job to the girl with an axe and a saw. (3,102). (nut - «сумасброд», «псих»).

· And in my opinion a wild beast is neither more nor less than what that old devil of a husband of hers is. (9,32). (devil - «дьявол», «злой человек»).

· That child is a pig and a beast. (38,104). (pig - «свинья», «неряха»; beast - «упрямец»).

· It appears that the young rip has been taking Julia to night clubs when she ought to have been in bed and asleep. (29,176). (rip - «распутник», «негодяй»).

· I've had'em all - including that pig of a husband of yours. (31,11). (pig - «свинья»).

· Marsland's rather an old duck… (17,40). (duck - «добряк», «душка»).

·

2) оценка интеллектуальных качеств референта (доминантная сема - clever / stupid), например:

· Don't be an ass. (9,275). (ass - «осел», «глупый человек»);

· “… Wilmer's rather an old goose…” (17,40). (goose - «дурень», «простофиля»).

· You fool, Roger, d'you think Cleopatra would have liked what that silly old donkey said of her? (29,188). (donkey - «осёл», «дурак»).

· I was rather a muff at the letter. (40,87). (muff - «глуповатый человек», «шляпа»).

· Rickards isn't a brute. (25,385). (brute - «скотина», «тупой человек»).

· Pompous old ass. (23,81). (ass - «осел», «тупица»).

3) оценка эмоционально-психологических качеств референта, его темперамента (доминантная сема - spirited, excitable / easy-tempered, calm), например:

· Stand still, man. You aren't a jumping bean. (44,205). (jumping bean - «непоседа»).

· I'll be a babbling baboon. (20,77). (baboon - «бабуин»);

· Luckily the Lord has tempered the wind to his shorn lamb. (25,309). (lamb - «ягненок», «смиренный человек»).

· …and it's not reasonable to give up business for that freckled cat. (40,358). (cat - «сварливая женщина»).

· He had no real evidence that Oliphant was a bully. (25,172). (bully - «задира», «хвастун»).

4) оценка деятельности референта (доминантная сема - good activities / bad activities), например:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.