Рефераты. Генеалогическая классификация языков мира

2. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Приведем перечень основных языков, сгруппированный по рубрикам генеалогической классификации. Географическое распро-странение каждой семьи и ветви указывается на специальных картах языков. См. в БСЭ (3-е изд.) карты «Языки народов мира» (т. 30, вклейка между с. 480 и 481) и «Народы СССР» (т. 24, кн. 2, вклейка между с. 32 и 33), а также Атлас наро-дов мира / Под ред. С. И. Брук, В. С. Апенченко. М., 1964.

I. Индоевропейские языки.

1. Славянские: восточные--русский, украинский, белорусский; западные -- польский, чешский, словацкий, верхне- и нижнелужиц-кий; южные -- болгарский, македонский, сербскохор-ватский, словенский. К южной группе принадлежит и мертвый старо-славянский (древнеболгарский) язык.

2. Балтийские: литовский, латышский; мертвый -- древнепрусский.

3. Германские: английский, немецкий, нидерландский, африкаанс (в ЮАР), идиш (новоеврейский); шведский, норвежский, датский, ис-ландский и др. Мертвый -- готский.

4. Кельтские: ирландский, валлийский, бретонский др.

5. Иранские: испанский, португальский, французский, итальян-ский, румынский, молдавский и др. Романские языки возникли в ре-зультате дивергентного развития народной латыни, составлявшей вместе с классической латынью и некоторыми другими мертвыми язы-ками италийскую ветвь.

6. Албанский язык.

7. Греческие языки: новогреческий и его предок древнегреческий.

8. Иранские языки: фарси (новоперсидский), пушту (афганский), таджикский, курдский, осетинский и др. Мертвые: авестийский, древнеперсидский, согдийский, скифский и др.

9. Индоарийские: хинди, урду, бенгальский, маратхи, панджаби, непальский, цыганский и др. Из мертвых -- древнеиндийский (ве-дийский и санскрит) и ряд среднеиндийских (пракритов).

10. Армянский язык.

Из вымерших ветвей индоевропейских языков лучше известны две:

анатолийская (хеттский, лувийский и другие в древней Малой Азии) и тохарская (в Синьцзяне).

II. Афразийские (семито-хамитские) языки.

1. Семитские: арабский, амхарский (в Эфиопии), иврит и др.;

вымершие-- аккадский, угаритский, финикийский, арамейский и др.

2. Кушитские, в частности сомалийский.

3. Берберские (в Северной Африке).

4. Чадские, в частности хауса (в Западной Африке, южнее Сахары).

К афразийским языкам в качестве их особой ветви принадлежал также древнеегипетский язык (и коптский).

III. Картвельские языки: грузинский, мегрельский, чанский и сванский.

IV. Абхазско-адыгские языки: абхазский, адыгейский, кабардинский (кабардино-черкесский) и др.

V. Нахско-дагестанские языки.

1. Нахские: чеченский, ингушский, бацбийский.

2. Дагестанские: аварский, лакский, даргинский, лезгинский и ряд других.

VI. Дравидийские языки (Южная Индия): телугу, тамиль-ский и др.

VII. Уральские языки.

1. Финно-угорские: обско-угорские -- венгерский, хантыйский и мансийский; прибалтийско-финские -- финский (суоми), эстонский, карельский и некоторые другие; волжские -- марийский и два мор-довских (эрзя и мокша); пермские--удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий; составляющий отдельную ветвь -- лопарский (саа-ми) .

2. Самодийские языки: ненецкий и др.

VIII. Тюркские: турецкий, азербайджанский, туркменский, узбекский, киргизский, казахский, татарский, башкирский, чуваш-ский, якутский, тувинский, каракалпакский, карачаево-балкарский и др. Мертвые языки -- орхонский, древнеуйгурский, а также языки хазар, волжских булгар, печенегов и половцев.

IX. Монгольские: монгольский, бурятский, калмыцкий и др.

X. Тунгусо-маньчжурские: эвенкийский, эвенский, нанайский, удэгейский и др., а также выходящий из употребления маньчжурский.

XI. Чукотско-камчатские: чукотский, ительменский (камчадальский), корякский и др.

XII. Эскимосско-алеутские: алеутский и ряд эски-мосских.

XIII. Китайско-тибетские: китайский, бирманский, ти-бетский и др.

XIV. Тайские: тайский, лаосский и др.

XV. Австроазиатские: вьетнамский, кхмерский и др.

XVI. Австронезийские языки (малайско-полинезийские).

1. Индонезийские: малайский и возникший на его базе индоне-зийский, яванский и ряд других языков в Индонезии, тагальский (на Филиппинах), мальгашский (на о-ве Мадагаскар) и др.

2. Океанийские: гавайский, тайти, фиджи и др.

XVII. Конго-кордофанские языки.

1. Языки банту: суахили и др.

2. Бантоидные: фульбе, йоруба, ибо и др.

3. Кордофанские.

XVIII. Нило-сахарские языки (возможно, несколько се-мей).

XIX. Коисанские языки: готтентотский, бушменский и др.

Некоторые из перечисленных семей иногда сводят в большие един-ства, предположительно связанные c более отдаленным родством, на-пример III, IV и V -- в «кавказскую семью», VIII, IX и Х -- в «ал-тайскую семью» и даже I, II, III, VI, VII, VIII, IX и Х -- в «ностратическую макросемью».

Остальные языки мы объединяем по географическому принципу, причем каждая группа охватывает по нескольку (может быть, десятки) семей.

XX. Американские индейские (америндейские) языки.

Наиболее известны: кечуа (в Перу, Боливии, Эквадоре), гуарани (глав-ным образом в Парагвае); майя (в Центральной Америке), ацтекские (в Мексике), навахо, хопи и др. (в индейских резервациях США и в Канаде).

XXI. Папуасские (на о-ве Новая Гвинея).

XXII. Австралийские: аранта и многие другие.

Наконец, ряд языков стоит в генеалогической классификации одиноко, вне семьи. В частности, в Европе таково положение баскского, мертвого этрусского; в Азии -- японского, корейского, некоторых языков в России (юкагирского, нивхского, кетского) и др., а из мертвых -- шумерского, эламского и ряда других.

3. ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ ПО ДАННЫМ ЯЗЫКА

Прародина народа -- это территория, где данный народ сформировался как отличный от соседних. Идея прародины является очень древней: она развивается в мифах и легендах народов, находящихся на очень ранних стадиях развития.

Аргументы в пользу того или иного решения вопроса о прародине индоевропейцев очень разнообразны и неоднородны. Чаще всего они основываются на анализе фактов, которые от-носятся к более поздней эпохе, когда индо-европейское языковое единство распалось или уменьшилось. Это, например, данные о конкрет-ных индоевропейских языках, уже выделив-шихся из общеиндоевропейского, их отноше-ниях друг к другу и к реконструируемому языку, о местоположении этих обособившихся языков, их миграциях, хронологических харак-теристиках, контактах с другими языками и т.п.

На основании аргументов подобного типа временные рамки прародины индоевропейцев относили к III тысячелетию до н. э., а после от-крытия хеттского языка -- к IV или даже V тысячелетию до н. э.

В качестве материала, доказывающего род-ство различных индоевропейских языков и их общее происхождение из единого праязыка, обычно фигурируют слова, которые обозначают растения, животных, металлы, минералы, элементы ландшафта, формы хозяйственной деятельности и социальной организации и т. п.

Если в определении пространственных гра-ниц древней родины индоевропейцев основ-ную роль играют «природные указатели», то при установлении временных рамок ее сущест-вования аналогичная роль принадлежит «куль-турным» указателям, прежде всего тем, кото-рые имеют отношение к прогрессу техники и форм экономики. Так, например, хронологи-чески прародину индоевропейцев (во всяком случае, перед ее концом) иногда относят к неолитическому периоду на основании обще-европейского характера двух важных терми-нов, этимология которых вскрывает техноло-гические мотивы называния -- *aies -- «медь», потом «бронза» (от индоевропейского ai -- «разжигать огонь») и *akmen -- «наковальня» и «камень» (от индоевропейского *ak -- «ост-рый», в связи с технологией обточки). Такого же типа аргументами считают языковые дан-ные, относящиеся к терминам для пахоты, плуга, боевых колесниц, отдельных видов оружия, утвари и т. п.

В целом хронологические рамки прародины индоевропейцев определяются значительно четче, чем пространственные. Большинство спе-циалистов согласны считать V--IV тысяче-летия до н. э. тем временем, когда существо-вала древнейшая индоевропейская цивилиза-ция. В отношении пространственной лока-лизации в настоящее время целесообразно счи-таться с очень немногими вариантами разной значимости. Один из них рассматривает в ка-честве прародины индоевропейцев широкое пространство Центральной Европы -- от Рейна на западе до Западной Украины, на котором в V тысячелетии до н. э. сложилась доста-точно однородная неолитическая культура. Другой вариант реконструируемой прародины индоевропейцев охватывает еще более широкие пространства -- от Рейна до Верхней Волги (включая даже Финляндию) -- и опирается в своих заключениях практически только на ар-хеологические данные, отсылающие к концу III тысячелетия до н.э. (рис. 1.)

Более перспективны разные варианты локализации прародины индоевропейцев в северном Причерноморье и Приволжье («курганная», или «древнеямная», культура), где в V--IV тысячелетиях до н.э. формируется единая куль-тура (сравним, в частности, одомашнивание ло-шади, употребление колесниц, мифологические представления: обожествление солнца, бог-гро-мовик, культ коня и т. п.). Реалии материаль-ной и культурной жизни «курганного» насе-ления относительно полно соответствуют фраг-менту индоевропейского словаря, реконструи-руемому для индоевропейской цивилизации этого типа. Также существенно, что позже носители этой культуры устремлялись с этой территории по разным направлениям -- в бал-кано-дунайский ареал (в 1-й половине IV ты-сячелетия до н.э.) и далее в Центральную и Се-верную Европу, в Закавказье, Иран и Анато-лию (во 2-й половине IV тысячелетия до н.э.); в Восточное Средиземноморье и, возможно, в Египет. Эта концепция, развиваемая М. Гимбутас, бесспорно, обладает рядом преимуществ перед другими точками зрения. Одно из них -- в установлении связей культуры южнорусских степей V--IV тысячелетий до н.э. с культурами Балкан, Малой Азии, Закавказья.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.