Рефераты. Экономические термины в лексической системе современного русского языка

В работе в качестве материала, отражающего «жизнь» экономи-ческой терминологии в разных типах речи, приводятся фрагменты текс-тов разной функциональной принадлежности (тексты строгих жанров специальной речи привлекались в качестве иллюстративного материа-ла, поэтому в данном разделе они не используются).

Средства массовой информации в настоящее время служат основным «инструментом» внедрения экономической лексики и экономических знаний. Велика доля экономической тематики на ТВ. Это информаци-онный жанр -- новости на канале «Деловая Россия», образовательные программы, экономическое шоу «Деньги... Деньги? Деньги!!» Телеви-дение формирует и новые типы экономического поведения, напр. по-купка по заказу рекламируемого товара -- телемагазин.

Телевизионная реклама активно вторгается в повседневную жизнь, расходится в цитатах. Напомним лишь некоторые из них: «Ну очень смешные цены!», «Мы сидим, а денежки идут!», «Это больше чем стипендия. Это лучше, чем стипендия. И это только начало». Своеобразным ретранслятором телевизионной рекламы становятся газеты. Реплики телевизионной рекламы дают названия рубрикам. Однако основной массив рекламных объявлений составляют спе-циализированные письменные издания -- журналы, газеты, реклам-ные приложения и т. п., напр.: «Рынок», «Товары и цены», « Услуги и цены», «Оптовик», популярная газета рекламных объявлений «Без по-средников» «Из рук в руки», рекламные издания по отдельным груп-пам товаров, напр. «Стройка» и мн. др. По сравнению с телевизионной рекламой, где значительная часть рекламного пространства отводится «расхваливанию» товара и побуждению к его приобретению (с доста-точно стандартным набором аргументов), реклама в названных издани-ях в подавляющем большинстве случаев имеет чисто информативный характер.(17,156)

Экономическая проблематика, экономическая терминология при-сутствует не только на страницах специальных изданий (прежде всего газет, напр., «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Коммер-сант », приложения к газете «Известия» -- «Финансовые извес-тия», «Экспертиза» и др.), но и на газетной полосе большинства попу-лярных газет.

Употребление терминов может сопровождаться толкованиями, напр.: «Вышел в свет первый журнал по вопросам аудита и контроллинга. Термин «контроллинг» объединяет управленчес-кий и бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности на уровне предприятия» (Ъ, 25.02.99). Контексты с толкованиями харак-терны для популярных изданий, напр.: «Московский банк Сбербанка России начинает работу с жилищными накопительными системами (минимальный взнос -- 300 долларов США), процентная ставка -- 5% годовых с ежеквартальной капитализацией процентов, то есть начис-лением процента на процент» (Кур., 24.02.98).

Популяризация экономических знаний стала одной из примет со-временной прессы. Типичны статьи, посвященные новым типам эконо-мических ситуаций и отношений, новым профессиям, экономической проблематике в историческом, мемуарном освещении и т. п.

В качестве иллюстрации приведем фрагменты из статьи В. Анто-нова «Вексельное обращение» (Биржевой вестник, 15.05.98), расска-зывающей о векселе как одном из важнейших финансовых инструмен-тов, активно внедряемом сейчас в систему расчетно-кредитных отно-шений, в том числе и с частными лицами. (Ср. типичное рекламное объявление: «Европейский финансовый альянс принимает денежные средства от населения путем размещения векселей с начислением до 1500%. Эмиссия векселей застрахована за счет компании. На каждый вексель выдается банковская гарантия» (Кур., 2.08.99). Статья в доступ-ной для широкого читателя форме вскрывает суть вексельного обраще-ния. Степень адаптации экономического содержания к фонду знаний рядового читателя можно установить при сравнении со специальными текстами строгих жанров (см., например, проект федерального закона о вексельном обращении -- опубликован в ЭиЖ, №№ 7--11). Так, напри-мер, круг лиц, обязанных по векселю, существенно расширяется. Это не только названные в статье В. Антонова владелец векселя, векселе-держатель, но и акцептант, векселедатель, индоссант, авалист.(17,145)

Приводимый текст имеет характерное для популярных жанров те-матическое строение. Введение в тему -- место вексельного обращения в системе расчетно-кредитных отношений. Краткая историческая справ-ка. Толкование самого понятия векселя и описание сути вексельного обращения. Введение понятия простого и переводного векселя (когда право требовать по векселю переходит к другому лицу).

В тексте отмечены следующие экономические термины: расчетно-кредитные отношения, банк. контрагент, сделка, кредитная рефор-ма, кредитование, расчеты., командно-управляемая экономика, вексель, долговое обязательство, уплата, сумма денег, вексельная бумага, вла-делец векселя, векселедержатель, договор, продукция, услуги, постав-щик, кредитор, индоссамент, передаточная надпись, платеж.

«Расчетно-кредитные отношения могут быть организованы двумя способами: через банки либо непосредственно между контрагентами по сделкам.

После проведения кредитной реформы 1930 года кредитование и расчеты проводились только через банки. Второй способ организации расчетно-кредитных отношений не применялся, что соответствовало требованиям командно-управляемой экономики. До революции и в пе-риод нэпа этот способ был широко развит, важнейшей формой его реа-лизации был вексель.

Вексель представляет собой долговое обязательство об уплате неко-торой суммы денег в определенное время и в определенном месте. Та-кое обязательство составляется на специальной вексельной бумаге, ко-торую владелец или векселедержатель получает в уплату по договору за продукцию или услуги. Полученный вексель может быть использо-ван его владельцем для расчетов со своими поставщиками или креди-торами путем так называемого индоссамента или передаточной надпи-си на обороте векселя, означающей, что право требовать уплаты по векселю переходит к новому лицу. Подобная операция может осущест-вляться неограниченное количество раз, поэтому когда наступает срок уплаты по векселю, лицо, выдавшее его, будет отвечать не перед тем, кому оно такой вексель выдало, а перед тем, у кого этот вексель ока-жется к моменту платежа».

Средства массовой информации становятся не только популяри-заторами экономических знаний. Они пытаются воздействовать на чи-тателей, рекомендуя модели поведения в новой экономической реаль-ности (куда вложить ваучер, кому доверить деньги и др.). Жанр реко-мендаций и предостережений является одним из популярных. Ср. ха-рактерные заголовки: «Если бы путевку выбирал я...», «Несколько реко-мендаций профессионала» (Изв.-эксп., 13.03.99); «Ваш вклад застрахо-ван, а деньги не вернуть. Что же необходимо знать потенциальному страхователю, которым является каждый вкладчик, при получении страхового полиса» (Изв., 16.11.99); «Что же делать продавцу квартиры, чтобы его не надули?»(Кур., 17.09.98).

Образцом столь актуального жанра предостережения-рекоменда-ции («как не стать жертвой мошенника») может быть текст из газеты «Из рук в руки» -- 1.12.99. Текст насыщен лексикой, связанной с разными типами экономических отношений, которая стала частью об-щеупотребительного словаря -- предложения о работе, трудоустрой-ство, деньги, предоплата, услуги, фирма, лицензия, перевести на счет, наложенный платеж:

«Редакция газеты «Из рук в руки» предупреждает;

За некоторыми объявлениями с предложениями о работе может стоять корыстное желание бесчестно нажиться на Вашем стремлении решить проблему с трудоустройством.

Редакция газеты «Из рук в руки» рекомендует:

-- категорически отказаться от предложения (переданного вам по телефону или почтой) переслать по какому-либо адресу, перевести на какой-либо счет деньги в качестве предоплаты за какие-либо услуги, инструкции и т. п., а также принимать предложения переслать Вам всякого рода инструкции, анкеты и т. п. наложенным платежом;

-- при личном контакте с представителями фирм, занимающихся трудоустройством, обязательно требуйте лицензию, подтверждающую право заниматься такого рода деятельностью».

4.2 Устная речь

Специальная речь в ее устной форме в зависимости от разнообразия коммуникативных ситуаций подразделяется на целый ряд жанров.

В работе приводятся записи речи трех известных экономистов -- н. Шме-лева, Г. Явлинского и недавно ушедшего из жизни В. Селюнина. Н. Шме-лев и В. Селюнин являются также писателями, публицистами, т. е. владение словом -- неотъемлемый атрибут их профессии. Г. Явлин-ский в последние годы стал профессиональным политиком. Приводи-мые записи отражают нашу недавнюю историю -- время, когда рыноч-ные реформы еще не начались. Тем интересней и очевидней становится тот этап преобразований, который уже пройден. Записи относятся к разным жанрам: научно-популярная речь (В. Селюнин), публичное вы-ступление на съезде народных депутатов СССР (Н. Шмелев), телевизи-онное интервью (Г. Явлинский).

В. Селюнин. (Из выступления в Институте русского языка РАН. Февраль 1991 года, вскоре после обмена крупных денежных купюр, получившего название «павловская реформа». Отвечает на вопрос об индексации.)

Комментарий

Текст имеет следующее тематическое строение (тематические гра-ницы выделены абзацами); Индексация. Ее определение. Наглядное представление термина («допустим если...»). Оценка этой экономичес-кой меры («это самый неудачный способ социальной защиты»). Аргу-ментация оценки. Историческая справка (неизбежна ли эта мера? -- на примере Германии). В данный тематический блок вклинивается ас-социативное отступление по поводу бывшего премьер-министром Павлова. Будет ли индексация у нас и хорошо ли это («нам ,к сожале-нию, не обойтись без этого»). Доходы каких социальных групп необхо-димо индексировать. Аргументация позиции.

Содержательная сторона текста, его четкая композиционная выстроенность, речевые приемы, облегчающие понимание экономической материи неспециалистами, говорят о В. Селюнине как о блестящем мастере научно-популярного жанра.

Текст показателен по своим лексическим характеристикам.

Предикатная лексика представлена типичными экономическими предикатами: увеличиваться, рост, вырасти, дать больше (денег), до-рожать, увеличивать, зафиксировать, гарантировать (рост).

«Предметная» номинация, имена действия -- это специальная эко-номическая терминология и лексика социологической сферы (обозна-чения разных социальных групп, «государственная» лексика): индексация, полная индексация, индексировать, доходы, цены, (де-сять) процентов, инфляция, спираль инфляции, раскручивающаяся спи-раль инфляции, гиперинфляция, деньги, зарплата, потолок заработной платы, потребительский рынок, сфера материального производ-ства, предприятия (казенные, кооперативные, семейные), рост (цен, стоимости жизни), развал экономики; государство, решения государства, способ социальной защиты, кон-ституционно, закон, административное решение, командно-админи-стративная система, конституционный запрет, закон о запрете ин-дексации, инвалиды, пенсионеры, работающий пенсионер, государст-венные служащие, учитель, офицер, рабочие места.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.