К. Шаталин когда вы получали премию/ вот последнюю/
Я. Всего одну//
К. за программу «500 дней»/ ну пусть одну/ но все-таки была пре-мия// Не знаю насколько она престижна/ но
Я. Она очень приятна//
К. Хорошая/ да/ премия//
Я. Приятно/ да//
К. И телефон подарили вам/ тоже/ да//
Я. Телефон/ особенно было приятно тем у кого нет телефона дома//
К. (смеется) Понятно//
Я. Дома у него есть теперь телефон/ аппарат в смысле/ но номера по-прежнему нет//
К. Вот скажите пожалуйста/ как вы относитесь к тому что он ска-зал/ что мы зубами вобщем не вгрызались в тех кто/ дробил нашу программу? И что теперь/ мы будем стоять как говорится за новую/ программу/ насмерть// Вот/ как вы собираетесь стоять насмерть?
Я. Я лично собираюсь ст... вообще-то я не... не считаю что обяза-тельно все надо делать насмерть/ я вообще-то считаю что чем больше людей не умирает тем лучше/ вот/ э-э и поэтому вот эта терминология/ «бороться»/ «насмерть»/ «отдать все силы» / и все другое/ вот она у меня вызывает улыбку/ потому что мне всегда кажется/ ну отдам я все силы/ дальше что будет? (К. смеется) Потом-то что? Как быть? Вот/ э-э это значит/ что действительно/ была такая мысль// Что/ политичес-кое устройство/ политическая конструкция страны/ позволит начать серьезные экономические реформы// Оказалось нет// Следовательно/ в смысле Шаталина для меня «стоять насмерть» это значит/ не сказать что все/ все пропало/ в таких условиях экономикой заниматься неза-чем/ все// А это значит/ что ну/ раз я вижу теперь задачу/ в том чтобы к этой программе снабдить ее механизмом реализации в политическом смысле/ значит я должен делать шаги в этом направлении// И мобили-зовать своих коллег/ своих товарищей/ на то чтобы мы подумали и предложили э-э обществу или кому/ как пройти этот период/ как избе-жать э-э конфликта вот того который никому не... невозможно будет пережить//
Ну/ вот я сегодня говорил// Все войны кончаются переговорами// Нельзя ли как-то вот сразу перейти к переговорам? Ведь мы же полу-чили прививку// Мы получили прививку в Тбилиси/ мы получили
прививку в Вильнюсе/ нас постоянно прививают то в Средней Азии/ то в Северной Осетии/
К. Ну почему/ 28 марта нас и в Москве пытались привить//
Я. Вот э-э/ да/ шприц заготовили значит большой// Вот (со сме-хом) мы даже подошли к этому шприцу вот/ показали как мы будем прививаться если что// Ну хватит// Ну хватит// Ну у нас такая корот-кая история// Мы так недавно прошли э-э все/ даже я не могу словами передать// В конце двадцатых/ в тридцатых/ в сороковых/ в пятиде-сятых// Ну/ ну совсем же недавно/ это же память одного поколения// Давайте попробуем/ один раз// Зная/ что в конце всякой войны/ дого-вор// Я уже говорил сегодня// Даже/ даже при безоговорочной капи-туляции все равно дело кончается переговорами// Ну давайте/ догово-римся что/ сразу мы это дело перейдем/ и сразу перейдем к перегово-рам// Ну вот// А дальше принцип велосипеда//
К. Двигаться вперед//
Я. Двигаться/ и все время двигаться// Все время/ в экономике/ помогать политике/ политике помогать экономике/ тогда он едет// Иначе падает//
4.3 Художественная литература
Способы и цели включения экономических терминов в ткань художе-ственного произведения (ситуативные включения, включения, обуслов-ленные определенным стилистическим заданием, включения терминов в образно-переносном употреблении, случайные вкрапления и др.) за-служивают специального, более подробного рассмотрения. Можно за-метить при этом, что в основе многих сюжетов и сюжетных линий лежат собственно экономические отношения (ср. классический пример «Мертвые души» Гоголя; отражение ситуации найма в «Сказке о попе и о работнике его Балде» и др.).
В рамках данной работы приведем небольшой фрагмент из «По-хождений Чичикова» М. Булгакова. Выбор (естественно, помимо художественных достоинств) обусловлен прежде всего тем, что описывае-мая ситуация легко проецируется на события дня сегодняшнего.
Во фрагменте представлена следующая экономическая лексика:
трест, ссуда, пайщик, кооператив, недвижимость, продать, взять подряд, деньги, арендуемое предприятие, товары, запасы, миллиарды.
«...Далыше же карьера Чичикова приняла головокружительный характер. Уму непостижимо что он вытворял. Основал трест для вы-делки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил. Вошел пайщиком в огромный кооператив и всю Москву накормил колбасой из дохлого мяса. Помещица Коробочка, услышав, что теперь в Москве «все разрешено», пожелала недвижимость приобрести; он вошел в ком-панию с Замухрышкиным и Утешительным и продал ей Манеж, что против Университета. Взял подряд на электрификацию города, от ко-торого в три года никуда не доскачешь, и, войдя в контакт с бывшим городничим, разметал какой-то забор, поставил вехи, чтобы было по-хоже на планировку, а насчет денег, отпущенных на электрификацию, написал, что их у него отняли банды капитана Копейкина. Словом произвел чудеса.
... Крикнули инструктора Бобчинского:
-- Катись на Тверской бульвар в арендуемое им предприятие и во двор, где его товары, может, там что откроется! Возвращается Бобчинский. Глаза круглые.
-- Чрезвычайное происшествие!
-- Ну!!
-- Никакого предприятия там нету. Это он адрес памятника Пуш-кину указал. И запасы не его, а «Ара». Тут все взвыли:
-- Святители угодники! Вот так гусь! А мы ему миллиарды!! Вы-ходит, теперича ловить его надо! И стали ловить.»
4.4 Мемуарная литература
Мемуарная литература позволяет взглянуть на события сегодняшнего дня сквозь призму дней минувших и увидеть среди нового много хоро-шо забытого старого.
Чрезвычайно интересный материал по развитию предприниматель-ского дела в России в конце XIX -- начале XX века в России содержит книга П. А. Бурышкина «Москва купеческая». В ней широко представлена экономическая терминология, активно упот-ребляющаяся и в современной речи. Так, в приводимом фрагменте это следующие слова: торгово-промышленная деятельность, торговля, мелкая промышленность, выучка, стаж, низшие формы торговли, «враз-нос и в развоз», мелкая розница, уровень потребностей, ассортимент товаров, товар, потребитель, продать, достать, снабжать, снабже-ние. Тема, отражаемая в приводимом тексте, -- о необходимых условиях начала предпринимательской деятель-ности в России -- актуальна и в наши дни. К числу таких условий, говоря современным языком, относится знание рынка (проведение мар-кетингового исследования) и наличие инициативы.(17,169)
Уместно сказать, прежде всего, о той подготовке, которую требо-вала жизнь для начала торгово-промышленной деятельности в России, а может быть, даже установить, нужна ли была на русской земле вооб-ще, для занятия торговлей и мелкой промышленностью, какая-нибудь выучка или какой-нибудь стаж. Если обратиться к низшим формам торговли, -- тому, что называлось «в развоз и в разнос», и даже к мелкой рознице в деревне, то без большой погрешности можно утверж-дать, что для нее в сущности никакой подготовки не требовалось. При том низком, с европейской точки зрения, уровне потребностей, кото-рый был у большинства русского крестьянского населения, ассорти-мент товаров, которым нужно было снабжать деревню, был невелик и несложен; его нужно было знать, и лишь знание его являлось для тор-говца самым важным. Получение такого знания приобреталось опытом и наблюдением за окружающей жизнью. Благодаря большому разнооб-разию русского населения с точки зрения этнографической, отдельные национальности сильно различались по своим вкусам и привычкам. Но кто знал вкус своего потребителя, тот мог уже действовать, так как в деревне было труднее продать, чем для деревни достать.
Поэтому почти любой крестьянин данного села мог начать у себя на месте торговлю, так он знал хорошо уклад жизни своих односель-чан, то есть, проще говоря, свой собственный. А так как в каждой деревне оказывались крестьяне мало привязанные к земле по своим склонностям, смотревшие на свою сельскохозяйственную работу, как на тяжкую обузу, то им всегда, при наличии некоторой инициативы, представлялся естественный выход в торговлю. Они ездили в ближай-ший город за товаром и начинали у себя на месте снабжение им своей деревни и ее окрестностей. Таким образом, до последнего времени, не город шел со своим товаром в деревню, а деревня шла за ним в город сама».
Другим ценным источником этнографического и социологического материала является книга Евг. Иванова «Меткое московское слово» В ней широко отразилась городская профессиональная речь, в том числе в ряде экономических ситуаций, прежде всего куп-ли-продажи. Здесь можно найти описание и примеры реализации на уровне текста разных речевых стратегий продавца и покупателя.(17,91)
Книга содержит много метких психологических наблюдений, не потерявших актуальности и в наши дни. По записям можно устано-вить определенную «таксономию» покупателей -- покупатель глазами продавца, напр.: «Покупатель «давай ход!» Цену спросит и бегом...; Есть еще покупатель, на которого смотреть нельзя. Он подойдет, а вы в сто-рону отвернитесь, будто знать его не хотите... Он от обиды и купит;
Любителя сразу узнаешь: с виду чудак чудаком -- пальто рваное, шля па маслом залита, а калоши текут. Денег нет, а нос на все полки пере-сует; Любитель есть такой на книгу злой, что, если денег нет, украсть ее может!»(21,76)
Приведем также описание некоторых приемов и способов воздей-ствия на покупателя, цель которых -- заставить совершить покупку:
Путальник, «боец» -- уличный продавец книги, в системе продажи которого особое приставание к прохожим; Продавать в подторжку -- допускать при уличной покупке какой-либо книги своего, фиктивного, заинтересованного в вознаграждении, приобретателя, который подни-мал бы на нее цену и вызывал этим азарт и соревнование настоящего коллекционера (прием, широко используемый современными «наперс-точниками», уличными карточными шулерами и т. п.); способ, полу-чивший название «брать на конфуз»:
«А потом букинисты знали и способ, как быстро учинить за "ба-рахло" расчет со своим клиентом. И способ верный! Встретит кредитор своего покупателя в компании знакомых или просто при посторонних лицах, развязно подойдет к нему и начнет громко, с обидой в голосе, говорить:
-- Эй, должник, должник! Что же деньги не платите, должок есть за вами. Долго, долго не несете и сами пропали. Пора, пора! Нехорошо так делать, очень нехорошо!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13