Рефераты. Экономические термины в лексической системе современного русского языка

Сегодняшние дни это не только время становления новой модели экономики, очередной попытки России встать на путь европейского развития. Это и время осмысления и типологического описания уходя-щей экономической реальности -- обществ однотипной экономической структуры, т. е. описание явлений, получивших названия администра-тивно-командная система, государственный социализм, казарменный коммунизм, а также, в зависимости от конкретной страны -- стали-низм, полпотовщина, маоизм и т. п. Концептуализация эмпирических описаний сопровождается поисками плодотворных методологических приемов, позволяющих выявлять общесоциологические закономернос-ти и исторические инварианты Исходным в концепции редистрибуции является выделение двух принципиально различных типов обмена продуктами деятельности:

-- эквивалентный обмен, основанный на законе стоимости, т. е. товарно-денежный тип, или «рынок». Рынок -- это экономическая структура «горизонтального» типа.

-- неэквивалентный обмен, основанный на изъятии внеэкономи-ческими, властно-политическими методами прибавочного и части не-обходимого продукта и последующего его перераспределения, т. е. редистрибуции. Редистрибуция -- это экономическая структура «верти-кального» типа. (В рамках концепции К. Маркса это явление фигури-рует под термином «азиатский способ производства», имеющим не ре-гиональное, а экономическое содержание.)

Рынок и редистрибуция лежат в основе разных моделей общест-венного развития -- европейской и азиатской. Общества с рыночной и редистрибутивной экономикой во многом антонимичны, характеризу-ются различными политическими и ментальными структурами, раз-ной ролью и функциями государства.

Для рыночной модели характерна классическая частная собствен-ность, т. е. когда все три отношения собственности -- пользование, владение и распоряжение -- проецируются на одного собственника. Европейской парадигме общественного развития присуще наличие не-зависимых от государства субъектов собственности и возникающих на этой основе экономических классов, которые и формируют граждан-ское общество. Государство при этом является одним из элементов по-литической надстройки.

Сущность происходящих объективно неизбежных перемен в сегод-няшнем российском обществе сводится к замене «вертикальной» редистрибутивной экономической системы на «горизонтальную» рыночную.

Порожденные товарно-денежными отношениями свободно устанав-ливаемые горизонтальные связи товаровладельцев определяют суть экономической структуры рыночного типа, когда каждый человек яв-ляется субъектом собственности и, следовательно, субъектом права. Таким образом, рыночная экономика является предельно субъектно-ориентированной.(6,68)

В редистрибутивных структурах горизонтальные связи равенства заменяются вертикально-пирамидальными связями подчинения. Сис-тема работает от импульсов, идущих сверху в виде приказов, распоря-жений и призывов (ср. соответствующие этому фразеологизмы -- спус-тить план, дать команду ). Снизу идут рапорты, отчеты, а тру-довые почины имеют обычно инициированный сверху характер. То есть, в отличие от рынка редистрибутивная экономика оказывается объект-но-ориентированной.

Переход от политизированной директивной экономики к рынку сопровождается болезненным процессом утраты традиционных для со-ветской экономики ценностей и норм. В условиях рынка каждый чело-век вынужден стать «экономистом поневоле», т. е. научиться считать, анализировать, прогнозировать, искать пути выживания в нестабиль-ной ситуации. Новые ценности, новые критерии успеха, расчетная пси-хология как неизбежный элемент «рыночного поведения» формируют новые стереотипы экономического поведения7 и их оценку в массовом сознании. Ср., например, посреднические услуги, оцениваемые рань-ше исключительно как спекулянтство: «Новое для советской действи-тельности понятие посредник вошло в лексикон делового общения. Кто-то воспринял его настороженно -- нечто вроде перекупщика или спе-кулянта» (Малый бизнес. Приложение к газете «Менеджер». № 3(6), май, 1999).

Формирование рыночной экономики предполагает возрождение утраченных стереотипов экономического поведения: купля-продажа товаров на свободном рынке, коммерсантство, дача взаем под процен-ты, арендные отношения, торговое посредничество и др. Так, ситуация купли-продажи предполагает определение цены на товар, торг, что оп-ределяется термином «уторговывание цены». Ср., например, многочис-ленные примеры, отражающие эту ситуацию в российской жизни досо-ветского периода, которые содержатся в книге бытописателя Евг. Ива-нова «Меткое московское слово». В частности он свидетельствует: «Один из самых состоятельных людей Москвы коллекционер Бахрушин лю-бил крепко, по-купечески поторговаться» (дальше следует описание этой «процедуры» с характерным набором поведенческих стереотипов) [17,98]. В советское время свободный торг был возможен лишь на колхозном рынке, «черном» рынке, да еще в достаточно ограниченном кругу экономических ситуаций (например, сдача внаем жилых помещений, в частности дач). Ср. новый стереотип, появив-шийся в объявлениях о продаже -- торг уместен, торг возможен, напр.:

ВАЗ-2103 1979 года выпуска в нормальном состоянии, капитальный ремонт в 1993 году, продаю за 1500 долл. Торг уместен.; Дом 60 кв.м. Савел. напр., ст. Лобня, продаю, 25 тыс. долл. Торг возможен.

Языковым аналогом происходящих социально-экономических пере-мен является замена монолога (редистрибуция) на диалог (рынок). Этот переход, в частности, наглядно объективируется в актуализации ситуаций и соответствующих им жанров делового общения. На смену монологическим по своей сути ситуациям с иерархически организо-ванной ролевой структурой (совещания, заседания, конференции и др.) пришел в качестве ведущего диалогический жанр -- «переговоры». Ср. показательное название статьи, посвященной проблемам управле-ния: «От приказа -- к сотрудничеству» (ЭиЖ, № 11, март 1996).

Становление рыночной экономики как субъектно ориентирован-ной означает усиление личностного начала. Тенденция к усилению личностного начала, к диалогизации в настоящее время захватывает всю сферу социального общения и вторгается в язык, определяя изме-нения в современной языковой ситуации в целом и конкретных рече-вых сферах, в том числе в языке экономики.(17,94)

1.3 Формирование экономической терминологии

Языковая ситуация предзастойных 1960-х радикально отличается в исследовательском плане от языковой ситуации наших дней. В последние десятилетия необычайно активизировался процесс пополнения словарного состава русского языка. Среди новых слов преобладают слова финансовой и экономической терминологии: бартер, брокер, дилер, инвестиции, маркетинг, монетаризм, риэлтер, спонсор.

Эта лексика на каждом этапе развития может быть разделена на две группы:

1) единицы кодифицированные, вошедшие в словари

2) слова, употребляемые в текстах (литературных, публицистических, научных, деловых)

Широко употребляемые в рекламе, они проходят этап письменной фиксации и включаются в словари.

Эксперимент, в ходе которого было опрошено 100 респондентов, дававшие толкование экономическим лексемам, было выяснено, что даже наиболее часто встречающие слова не всегда знакомы носителем языка или знакомы приблизительно.

Точно значение слова «маркетинг» - «система производства и сбыта продукции» смогли сформулировать 58 человек. Значение слова «риэлтор»-«фирма или агент, занимающийся сделками с недвижимостью», знакомо 78 опрошенных. По-видимому, мы можем сделать вывод, что приведенные слова могут уже считаться вошедшими в русский литературный язык, поскольку в процессе лингвистического эксперимента выяснилось, что не менее 60% респондентов могут сформулировать их значение.

Изменения в области экономики привели к изменению толкования слов в этой сфере. Очень часто это связано с исчезновением в них определения «капиталистический» или указаний «при капитализме» «в капиталистических странах». Так, в словарной статье, посвящённой слову «банк», опущена часть толкования, связанная с комментарием о роли банков при капитализме и при социализме; в словарной статье к слову «биржа» убрана часть «в капиталистических странах»: более точно сформулировано слово «брокер».

Лексема «маркетинг» толкуется не как « осуществляемая крупными капиталистическими компаниями система мероприятий по изучению рынка», а «комплексный подход к управлению производства и реализацией продукции».

Аналогичные изменения произошли с определением значения слова «менеджмент» «управлением производством, применяемое в США и др. капстранах», а в современном словаре говорится, что «менеджмент- это совокупность современных принципов, методов и форм управления производством и сбыта». Подобным же образом снимается отрицательная коннотация в толковании лексем рента, тейлоризм и др. Можно говорить даже о появлении в толковании ряда подобных лексем положительной коннотации.

В настоящее время насчитывается более 1000 финансово-экономических понятий, которые вошли в обиход в последние годы и были включены в словари.

Современная экономическая терминология с точки зрения источ-ников формирования распадается на целый ряд групп.

Можно выделить значительный пласт лексических единиц, кото-рые представляют собой некоторый постоянный фонд экономической терминологии (независимо от типа экономики). Данные слова выра-жают базовые общеэкономические понятия и категории, например: про-изводство, потребление, производственные отношения, производитель-ные силы, капитал, базис, надстройка, спрос, предложение, товар, товарооборот, стоимость, цена, деньги, прибавочный продукт, бюд-жет, национальный доход, экспорт, импорт и др.(17.125)

Часть экономических терминов, нейтральных по своей семанти-ческой структуре, употреблялась в советское время в качестве атрибу-тов или реалий капиталистической экономики: безработица, инфля-ция, индексация, картель, концерн, биржа, банкир и мн. др.

Инфляция (СИнС) Чрезмерное увеличение находящейся в обраще-нии массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров; общее длительное повышение цен в капиталистических стра-нах, ведущее к обесценению денег, вызываемое различными причина-ми (ростом военных расходов государства, политикой монополий и т. п.). Инфляция снижает уровень жизни трудящихся, обостряет экономи-ческие и социальные противоречия капиталистического общества.

Банкир (МАС) Крупный акционер или владелец банка в капита-листических странах.

Теперь подобные слова расширили референтную соотнесенность. Они стали «нашими» словами, ср.: Инфляция пока особенно не снижа-ется, делая абсурдным хранение денег в «чулке» (Кур., 19.01.98.).;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.