Рефераты. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в современных условиях на примере КП курортных...

Во многих предприятиях планирование ведется методом "от затрат к выпуску": сначала устанавливается, какими ресурсами может располагать предприятие, а потом, опираясь на эти данные, определяется стратегия "продукт (услуга)-рынок".

У каждой компании имеются свои специфические особенности планирования: по видам планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам разрабатываемых планов и др. Планирование в гостиничных предприятиях нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек, но, главным образом, на создание широкого ассортимента продукции, услуг, учитывающего различные потребности клиентов.

1. 4 Этапы разработки внутрифирменного плана.

     Процесс стратегического  планирования состоит из семи взаимосвязанных этапов;  осуществляется совместно руководством фирмы и сотрудниками маркетинговых служб. (Приложение 2)

     Отдельные этапы процесса стратегического планирования рассматриваются в следующих разделах.

1.  Определение задачи организации.

     Задача организации  касается  ее долгосрочной ориентации на какой-либо вид деятельности и соответствующее место на рынке. Ее можно определить через то,  какие группы потребителей обслуживаются, какие функции выполняются и какие производственные процессы используются. Задачи организации косвенно затрагиваются если: фирма выходит на рынок с новым продуктом или услугой;  прекращается  реализация прежних товаров или услуг;  завоевывается новая группа потребителей;  расширяется или сужается область  деятельности посредством приобретения или продаж.

     2.  Формирование стратегических хозяйственных

                      подразделений (СХП).

     СХП - самостоятельные отделения или подразделения, отвечающие  за  ассортиментную  группу, или какой-либо товарный отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном рынке и  управляющим,  наделенным  полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию.  СХП -  это  основные  элементы  построения стратегического плана маркетинга.  Каждое из них имеет следующие общие характеристики:  конкретную ориентацию; точный целевой рынок; одного из руководителей маркетинга фирмы во главе; контроль над своими ресурсами;  собственную стратегию; четко обозначенных конкурентов; явное отличительное преимущество.

  3.   Установление целей маркетинга.

     Каждое СХП  в  организации должно устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности.  Они обычно определяются как  в количественных показателях, так и в качественных понятиях.  Исследования показали,  что для фирм, выпускающих продукцию производственного значения,  наиболее  важны маркетинговые цели, связанные с долей прибыли,  усилиями торговых агентов, разработкой новой продукции,  продажей основным потребителям и политикой ценообразования; для производителей потребительских товаров - с долей прибыли, стимулированием продаж, разработкой новой продукции и политикой ценообразования,  усилиями  торговых  агентов  и расходами на рекламу; для фирм, действующих в области сервиса, - с усилиями торговых агентов,  рекламными темами,  обслуживающими потребителей и стимулированием сбыта.

4.  Ситуационный анализ.

     Определение маркетинговых возможностей и проблем, с которыми она может столкнуться.

  5.  Стратегия маркетинга

     Определение того, как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное -  планирование продукции, сбыт, продвижение и цена. Для каждого СХП в организации необходима отдельная стратегия;  эти стратегии  должны координироваться. Стратегия должна быть максимально ясной.

   6.  Реализация тактики.

     Тактика представляет собой конкретные действия, выполняемые

с целью реализации заданной маркетинговой стратегии.

     Обычно фирмы, успешно применяющие стратегическое планирование, обеспечивают лиц,  принимающих решения,  необходимой четкой информацией; обладают значительным отличительным преимуществом и беспокоятся о своих потребителях;  стимулируют руководителей использовать свои способности и быть адаптивными, а также стимулируют гибкость и масштабность.

 7.     Слежение за результатами.

     Слежение за результатами включает сравнение планируемых показателей с  реальными  достижениями на протяжении определенного периода времени.

     Для этого  можно  использовать бюджеты,  временные графики, данные сбыта и анализ издержек.  Если реальное  функционирование отстает от планов,  то необходимо применять соответствующие меры после того,  как будут определены области,  в которых  возникают проблемы.

     В некоторых случаях планы приходится  пересматривать  из-за воздействия неконтролируемых переменных на сбыт и издержки.  Некоторые дальновидные компании разрабатывают такие планы, которые заранее определяют,  что  нужно  делать в случае неблагоприятных обстоятельств.

В понятие "планирование" входит определение целей  и  путей их достижения.  На  Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям,  как сбыт,  финансы, производство и  закупки.  При этом,  конечно,  все частные планы тесно взаимосвязаны  между собой.

    « Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:

     - разработка общих целей;

     - определение конкретных,  детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет);

     - определение путей и средств их достижения;

     - контроль за достижением поставленных целей  путем  сопоставления плановых показателей с фактическими.» [2, стр. 46]

   Планирование всегда ориентируется на  данные  прошлого,  но стремится определить  и  контролировать  развитие  предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.   (Приложение  3)

 

1. 5 Организационные формы  внутрифирменного   планирования

Раньше организационно процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществлялся "сверху вниз". Это означает, что плановые директивы разрабатывались на высшем уровне управления, где определялись цели, основные направления и главные задачи развития гостиничного предприятия и предпринимались попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи конкретизировались применительно к деятельности каждого подразделения. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы предоставляемых услуг. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждались высшим руководством.

Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство должно было располагать данными о состоянии и развитии каждой службы и каждой услуги, предоставляемой предприятием. Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включал функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено системы планирования составляли Комитеты при Совете директоров. В некоторых компаниях - это Плановые комитеты в других - Комитеты развития или Центральные управления развития. В них, как правило, входили представители высшего руководства предприятия, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия, выполняют технические, координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач предприятия на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносились на рассмотрение Совета директоров и после одобрения включались в форме конкретных мероприятий в перспективный план развития предприятия.

Следующим звеном аппарата планирования являлась центральная служба планирования, в функции которой входила разработка перспективных и текущих планов, корректировка и уточнение плановых показателей. Она составляла формы плановой документации, консультировала высшее руководство по вопросам планирования.

Центральные службы планирования имелись практически во всех крупных компаниях. Однако организационно и структурно центральная служба могла быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняли отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб. В других компаниях или на отдельных гостиничных предприятиях функции планирования выполняли службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входило составление планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год с учетом тех ограничений, которые определяются общекорпорационными целями.

Практика показывает, что сейчас усилилась тенденция индикативного планирования, уже применяемая в американских предприятиях гостиничного бизнеса, где планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют "снизу вверх", 1/3- на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование "сверху вниз" вообще отсутствует.

Планы, разрабатываемые оперативными подразделениями, рассматриваются центральной плановой службой, службой по трудовым отношениям и затем советом управляющих при главном администраторе. После утверждения Советом директоров план принимает директивный характер.

В английских компаниях также преобладает формирование планов в функциональных подразделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел (служба) компании вырабатывает директивы, которые поступают в функциональные подразделения для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же, как и в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип "планирует исполнитель".

Процесс принятия стратегических решений в японских компаниях осуществляется либо "сверху вниз", либо взаимосвязано c высшим и низовым уровнями управления.

В японских компаниях новшества чаще вводятся "сверху вниз". Вместе с тем тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер.

Центральный плановый отдел в японских компаниях играет значительно более важную роль, чем в американских. Обычно именно плановый отдел осуществляет разработку плана. Составленный плановым отделом, план рассматривается комитетом по управлению, а окончательное решение принимается комитетом по управлению и президентом фирмы, который одновременно является и главным управляющим. В японских компаниях это во многом обусловлено тем, что степень их диверсификации меньше, чем американских и английских компаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.