|
Как видно по данным в таблице 4.1, средняя стоимость одного контракта варьировалась по годам, при чем наиболее высокая средняя стоимость зафиксирована в 1998 году (104% базового показателя) и наиболее низкая – в 2001 году (55% базового показателя).
Сопоставление динамики количества заключенных контрактов и среднегодовой стоимости контракта показывает, что среднегодовая стоимость контракта снижалась в меньшей степени (55%) в 2001 году (к базовому 1996 году), чем количество заключенных контрактов (17%). Это свидетельствует о том, что по стоимости каждый контракт оставался значимым и довольно крупным.
Анализ по средней стоимости одного контракта свидетельствует о том, что самая высокая средняя стоимость одного контракта была в 1998 году за счет заключения двух контрактов на капитальный ремонт железнодорожного пути, хотя по общей сумме сделок показатели меньше, чем в 1996 и 1997 гг. Самая
74.
низкая средняя стоимость одного контракта зафиксирована в 2001 году. Это связано с тем, что впервые за 6 изучаемых нами лет внешнеэкономической деятельности Забайкальской железной дороги не был заключен контракт на ремонт пути, то есть из всех заключаемых контракты на капитальный ремонт пути были самыми большими по сумме.
Подавляющее большинство заключаемых Забайкальской железной дорогой контрактов были и остаются бартерными.
Для бартерных операций характерны следующие признаки:
- сделка оформляется одним контрактом;
- экспортный и импортный потоки идут одновременно;
- каждая сторона выступает в качестве и импортера, и экспортера;
- сбалансированная контрактная стоимость экспортируемого и импортируемого товара;
- отсутствие взаимных платежей за поставляемые товары.
Проанализируем контракты по видам оплаты для установления соотношения между бартерными и валютными, а также причин заключения тех или иных контрактов.
Исходные материалы изложены в таблице 4.2
Таблица 4.2
Контракты Забайкальской железной дороги по видам оплаты
Год
Всего
контрактов
Бартерные контракты с привлечением рабочей силы
из КНР
Бартерные контракты на приобретение
материалов
Валютные контракты
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
75.
Продолжение таблицы 4.2
29
100
25
86,2
4
13,8
0
-
1997
20
100
13
65,0
7
35,0
0
-
1998
14
100
7
50,0
5
35,7
2
14,3
1999
12
100
5
41,7
4
33,3
3
25,0
2000
7
100
4
57,1
1
14,5
2
28,5
2001
5
100
5
100
0
-
0
-
Итого
87
100
59
21
7
Данные таблицы 4.2 свидетельствуют о преобладании бартерных контрактов по привлечению рабочей силы из Китая, а в 2001 году их доля составила все 100%. Бартерные контракты на приобретение материалов в 1996 –1999 гг. составляет треть всех заключенных контрактов. С 1998 по 2000 год включительно имеет место рыночные – валютные контракты, по которым сделки осуществлялись расчетами в иностранной валюте.
В таблице прослеживается устойчивая тенденция снижения бартерных контрактов по использованию рабочей силы в период 1996 – 1999 гг.
Преобладание контрактов по привлечению рабочей силы связано со строительством, с проведением погрузочно-разгрузочных работ и ремонтом пути.
Предпочтение бартерным контрактам отдавалось в связи со спецификой производственной деятельности железной дороги. Ежегодно проходит плановая замена элементов верхнего строения пути - рельсов. Подлежит списанию определенная часть подвижного состава и оборудования, которое в коммерческом отношении обладает определенной ценностью и может быть реализовано на экспорт по внешнеэкономическим контрактам в качестве компенсационных материалов по бартерным сделкам.
76.
Кроме того, по бартерным контрактам предусматривались незначительные денежные расходы на их приобретение и отпадала необходимость транспортировки изношенных рельс, вагонов, цистерн, колесных пар, лома черных металлов на переработку на металлургический комбинат г. Новокузнецка, так как в этом случае стоимость сданного металлолома ниже транспортных расходов.
Как уже отмечалось, в отношении заключения контрактов, особенно валютных, с 2000 года МПС РФ ужесточен порядок их регистрации. Это проявляется в необходимости согласования и защиты всех валютных сделок на экономическом совете при министерстве. Для Забайкальской железной дороги это влечет за собой дополнительные командировочные расходы и согласования, затрудняющие подготовительную работу и реализацию валютных контрактов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.