Реформы средств массовой информации привели к рекламе потребительского образа жизни (база – протестантский тип предпринимательства), богатства – как символа успеха. Однако экономическая структура общества не давала возможности большинству населения "законных способов овладения " рекламируемого благополучия. В результате создается устойчивый механизм антисоциального поведения, прежде всего молодежи и дискриминируемых национальных меньшинств. В этой связи 70 % опрошенных в 90–х гг. В СНГ предпочли порядок и ограничение демократии против демократии как самодовлеющей ценности.
В СНГ невозможно создать единую модель реформ: РФ – федеральное устройство, Украина предоставляет автономию Крыму, а Молдова – Приднестровью и Гагаузии, а другие государства – по типу унитарные, но при этом центральной проблемой остается: распределение полномочий между центром и регионами по вопросам собственности, налогов, бюджета, управления местной инфраструктурой и социальным развитием.
В большинстве европейских стран конкуренция выравнивает издержки производства и рентабельность, по крайней мере в рамках отрасли. В СНГ этого нет и быть не может, т.к. инфраструктура неравномерно развита в разных регионах, рабочая сила менее мобильна, а перечень регионов, хозяйствующих в экстремальных условиях (Север, Восток, Памир и т.д.) очень велик.
Отсутствие традиций частной собственности на землю (кроме Молдовы, З. Украины и Беларуси) и устойчивого среднего класса. Зажиточное, рационально хозяйствующее крестьянство было уничтожено в годы коллективизации (особенно в РФ, Казахстане, Украине) либо ушло в эмиграцию. Значительную часть крестьянства составляют сегодня люмпены, расхищающие коллективную собственность и проедающих госдотации АПК.
Частная собственность на землю согласно опыту Венгрии, Чехии, Польши – это условие возрождения с/х и самообеспечения продовольствием, но и формирования рыночной экономики в целом. Для России ее полное введение – это повышение криминальности и перехода земли в руки спекулянтов, что в целом снизит товарность АПК.
Высокая доля ВПК – представлен преимущественно крупными предприятиями, ориентированными на кооперацию с другими республиками бывшего СССР. В России, Казахстане и др. государствах СНГ до 70% рабочих и 85% научных работников обслуживало ВПК (В США соответственно 25% и50% , в ФРГ и Японии – 5–10%% и до 15%). И именно в этом комплексе, изначально нерыночной ориентации и не связанном ни с рекламой, ни с маркетингом, ни с учетом затрат, находится центр тяжести выхода на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.
Трансформирование хозяйственнных систем бывшего СССР происходит при конфликтности раздела территорий, при отсутствии опыта реального макроэкономического регулирования на уровне бывших республик, да и сам СССР отличался культурной и экономической автаркией (доля внешней торговли в ВВП не превышала 5–8%% против 25–30%% и даже 40% развитых стран Запада). Не было резерва времени.
Организаторы реформ не располагали надежной информацией об уровне конкурентоспособности предприятий, их реальной платежеспособности и запросах внешнего рынка. Не было также ведущей политической силы (в отличие от КНР, Польши, Чехии и т.д.) и национальной идеологии реформ, ясной и близкой народу. Все это делает невозможным автоматическое саморегулирование экономики на основе предоставления максимальной самостоятельности и инициативы хозяйствующим субъектам и предпринимателям.
В этой связи для реализации интеграционного процесса де–факто и де–юре на территории бывшего пространства СССР именно ГОСУДАРСТВО должно в процессе трансформационного преобразования оставаться на определенный период времени, пока в целом инвестиционно–предпринимательская и социально–культурная среда не будет готова к самостоятельности конкурентного поступательного развития в условиях рынка, ХОЗЯЙСТВЕННЫМ СУБЪЕКТОМ И АРБИТРОМ, согласующим интересы общества, регионов, фирм и домашних хозяйств на основе осуществления структурной, научно–технической, региональной, ценовой, внешнеэкономической и социальной политик. В странах В. Европы государство потому лишено необходимости вмешательства в экономику, что существует конкурентный рыночный механизм, при котором динамика цен выравнивается и зависит от спроса и предложения. В СНГ не создан механизм перелива капитала в силу высокой доли предприятий ВПК, сохраняющих свои мобилизационные мощности даже при отсутствии госзаказа, неразвитости фондового рынка, высокой рисковости невозврата капитала. Капитал сосредоточен в торгово–финансовой сфере, где скорость оборота велика, а доля основных активов, которую нельзя изъять при угрозе экспроприации, невысока. В СНГ нет менеджеров, ориентированных на требование мирового рынка и ведущих хозяйствование согласно протестантской этике. Для создания условий такого же регулирования, как в ЕС. (включая жилой фонд для миграции рабочей силы в районы ее наибольшего спроса) необходимо минимально свободных около 2 триллионов долл., что естественно не могут позволить себе государства СНГ. Кроме того, особо следует подчеркнуть, что на примере жесткого дискриминационного воздействия со стороны КЕС на страны ЦВЕ, представляющих собой страны–кандидаты в Евросоюз, принятие которых будет осуществляться по принципу "регаты" (подготовленности требуемым условиям), России более целесообразным представляется именно налаживание с непосредственным государственным участием хозяйственного взаимодействия в рамках государств постсоветского пространства и на базе развития такого сотрудничества формировать свои ниши в мировом рынке, ориентированные на пятый технологический уклад. Обращение же стран СНГ и России своих приоритетов во внешнеэкономической деятельности в сторону стран развитого рыночного хозяйства должно четко учитывать следующие аспекты:
_____________________
Список использованной литературы:
.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6