4. Кредиты и техническая помощь иностранных государств и международных организаций. Денежные потоки международных организаций в начальной фазе трансформационных процессов стран ЦВЕ , СНГ и России являлись своего рода гарантом возвратности и высокой эффективности инвестиций. Именно своего рода эйфория преобразовательного процесса способствовала широкомасштабному инвестированию капитала в эти страны, не сообразуясь с наличием в них соответствующей инвестиционной среды или климата. Однако процессы трансформирования экономик в них характеризуются неравномерностью темпов и степени преобразования, масштабностью развертывания, а также подготовленностью социально–этнической и культурной среды к глубине и сущности модификаций в той или иной стране, отдельных регионах федеральных государств. Положение обострялось объективным процессом вхождения этих стран в фазу кризисного развития экономических хозяйств в силу объективных и субъективных причин (согласно теории кризисов и циклов). В этой связи значимость и эффект иностранного капитала, имея в первоначальный период единообразное значение, стали существенно различаться в зависимости от реально складывающихся условий развития реципиента инвестиций. Сформировавшиеся инвестиционные климаты в различных странах явились результирующим показателем целесообразности предоставления средств преимущественно для частных и государственных инвесторов –хозяйствующих субъектов. Отсюда определенная неравномерность поступления иностранного капитала характеризует современное состояние в сфере прямого инвестирования и международных кредитов и займов.
Согласно располагаемым нами данными ресурсы международных организаций на основе долгосрочных льготных кредитов, а также технического содействия и помощи ( например по линии ТАСИСа ) преследовали цель, характеризуя в глобальном масштабе – формирования рыночной среды и адекватной ей инфраструктуры в стране. Ведущими кредиторами России, к примеру, являются МБРР и МВФ, в члены которых наша страна была принята в 1992 г. В 1992–1998 гг только по линии Минфина РФ было использовано 24.2 млрд.долл. Кредиты, преимущественно, с возвратом основного долга через 17 лет и под процентные ставки, не превышающие 7% годовых, являлись:
По состоянию на 1.1.99 портфель завершенных и действующих проектов за счет средств МБРР составил 39 единиц на сумму 10.9 млрд.долл. Из 33 займов на сумму 6.43 млрд.долл. было израсходованы на инвестиционные нужды 2.08 млрд.долл и 4.35 млрд.долл. – на бюджетное финансирование. В портфеле займов МБРР 41% – инвестиционные займы, где приоритет отдан секторам инфраструктуры и окружающей среды, проблемам энергетики. Характерно также то обстоятельство, что средства МБРР направляются в государственный сектор экономики России. Основным источником погашения предоставляемых кредитов выступает государственный бюджет страны. Для реализации проектов, финансируемых за счет МБРР, формируются группы реализации проекта (ГРП), которых в России насчитывается (на 1.1.99) 22 центральных и 15 региональных. По оценкам Счетной Палаты РФ расходы на содержание указанных групп, включая консалтинг и оперативные расходы по подготовке и реализации проектов составили около 800 млн. долл., взятых в счет кредитов МБРР. Эксперты банка регулярно проверяют процесс расходования средств, не анализируя конечный экономический эффект. В результате сегодня можно констатировать , что экономический эффект заимствованный ресурсов по линии международных организаций ниже не только ожидаемого, но и в ряде случаев имеет отрицательную характеристику. Основная причина, по нашему мнению , заключается в том, что вся программа предоставления кредитов в целом за весь период трансформационного преобразования не была адаптирована под конкретную этно–социальную , психологическую и хозяйственную среду страны–реципиента инвестиций. Привязка же к отдельным проектам осуществлялась без учета общей ситуации в стране, в связи с чем средства расходовались со значительным отставанием от графика, бизнес–план носил нереальный для хозяйственной ситуации в стране характер , а достаточно высокая доля средств расходовалась на сиюминутные нужды, в т.ч. и хозяйствующего субъекта–заемщика средств. Многие проекты (" Правовая реформа", "Развитие финансовых учреждений", "Совершенствование портфеля проектов" стоимостью соответственно 58, 200 и 40 млн.долл. и другие) не конкретизированы в целевом плане, что практически исключает возможность определения эффективности использования заемных ресурсов. Среди негативных явлений в части использования кредитов международных организаций счетной Палатой РФ были названы отсутствие ТЭО привлечения заемных средств; высокий уровень организационно–управленческих расходов (стоимость 1 часа иноспециалиста оценивалась в ряде случаев в 1000 долл. в результате чего в итоге за 2 месяца работы заработная плате составляла около 500 тыс.долл., 1 адемический час лекции в национальном фонде подготовки национальных и управленческих кадров по проекту RU –3824 оплачивался по ставке 500 долл. ); отсутствие оценки эффективности привлечения и использования кредитных ресурсов; завышение процентных ставок национальными банками в процессе перекредитования ресурсов конечным пользователям ( ставка МБРР примерно 6%, а конечному пользователю –под 15%, исходя из экономической ситуации в стране), необоснованное установление для коммерческих банков возврата средств в 1 2 лет; использование технических решений , предлагаемых иностранными специалистами, которые нерациональны и экономически неэффективна для природно–климатических условий РФ; усложнение организационных структур, осуществляющих реализцию проектов, в т.ч. передача контрольных функций отдельным негосударственным организациям и фондам, в связи с чем значительная сумма займов уходит на административные расходы.
Несколько слов о значимости программ ТАСИСа для трансформационного процесса.
Получатели средств по программе ТАСИС
млн.экю
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
всего
396.5
418.9
472.1
469.7
511.2
536.0
481.7
507.2
3793.3
армения
58.9
азерб.
77.7
белор.
56.6
груз.
66.0
казахст.
95.3
киргиз.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6