Рефераты. Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационные процессы в России

Исходя из этого на наш взгляд все страны ЦВЕ и СНГ, Балтии и другие, решающие свои задачи трансформации хозяйственной системы, реструктуризации экономики государств, находятся практически на одном поле "конкуренции" с индустриально развитыми странами, вступившими в пятый технологический цикл развития, и естественно проигрывают им и по эффективности, и по "стабильности" экономического развития, по тем сложившимся стереотипам восприятия экономических систем  частным инвестором, где немалую роль играет квалифицированная и неграмотная информация в прессе, подчас ориентированная на сенсацию и разжигание ненужных страстей.

     В этой связи мы бы считали целесообразным следующие рекомендации:

  • привести в логичное единообразие  национальные законодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащих изменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо от того, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши, взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства в финансовой сфере законодательства еще 30–х годов)
  • четко определить приоритеты отраслевого хозяйственного развития, и используя гибкую систему государственного инструментария (поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования), обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов, стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей
  • шире использовать систему точечных проектов регионального приоритетного значения на основе конкурсного участия потенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральных бюджетных ресурсов (из бюджетов развития)
  • создание сети страхования инвестиций, в т.ч. с участием государственных органов,
  • использования залогового и ипотечного инструментария
  • вступление в международные экономические организации, в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода  "крышу" или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежного капитала.
  • широкая гласность в обеспечении работа аппарата чиновников и гласность контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным направлениям деятельности (и приватизация, и банкротство, и кредиты международных организаций, и эффект привлечения частного зарубежного капитала, в т.ч. на региональном уровне).

   И в заключение хотим подчеркнуть, что иностранный капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.

5.   Процесс экономической интеграции СНГ и трансформация экономической модели хозяйствования.

Слепое копирование  западных либеральных моделей и идеализация регулирующих возможностей рынка, подтвердивших  свою функциональную дееспособность в странах ЦВЕ, по мнению не только российских ученых, но и зарубежных неоправданно.

К числу специфических особенностей, с которыми мы в принципе согласны, относятся следующие:

  • Краткость опыта рыночного хозяйствования – рыночный тип стал формироваться после 1861 г., а в 1913 – начало военных действий, когда были введены командно–административные ограничения. Плюс несколько лет НЭПа, а на Западе – около 300–400 лет.
    Отсюда согласно Т. Заславской (Гуманитарная культура как фактор преобразования России–СПб.1995,с.30)  в социальной структуре общества  собственно предприниматели (самостоятельно извлекающие прибыль и распоряжающиеся капиталом, принимающие решения на свой риск и под свою ответственность) в середине 90–х г–
    1. всего 1.2%; самозанятых, не использующих наемный труд фермеров, ремесленников и торговцев – 1.1%; 
    2. менеджеров–бизнесменов и совладельцев – 1.4%;
    3. полупредпринимателей и сочетающих личный бизнес  с наемным трудом –  5.2%; 
    4. менеджеров без доли в капитале – 2.0%;
    5. наемных работников – 88.6%.

Для сравнения: в Венгрии и Чехии менеджментом и бизнесом занято 17–19 %% причем профессионально, а во многих странах Европы, Северной Америки и стран АТС– до 1 / 4 всего населения.

  • Особый нерационалистический тип мышления:

Существуют шесть отличий западного (преимущественно протестантского) и восточного (православно–мусульманского) отношения к  хозяйственной деятельности (ментальности).

1. Для  протестанта личный доход служит критерием его трудолюбия, практичности поведения Заботы о семье, основой для уважения со стороны окружающих.

           Для СНГ – по традиции "не в деньгах счастье", православные подвижники и мусульманские дервиши отрицала значимость материальных благ (в протестантской традиции им нет аналогов). Хотя "новые русские " не следуют этим традициям, богатый сосед в большинстве стран СНГ вызывает подозрительность и зависть, но не желание изучить и повторить его опыт. Лозунг: от  трудов праведных не наживешь палат каменных; не обманешь – не продашь; – это оценка купечества русскими поговорками.

2.  Рационализм –  как этическая норма поведения, основан на примате индивидуальности, субъективной оценки полезности, личном выборе предпочтений и свободе их реализации – Т.Е. НА СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИЧНОСТИ. На этом основана теория рационных ожиданий, по которой можно прогнозировать поведение человека в конкретных ситуациях согласно его интересам.

Для СНГ  – личность – прежде всего член семьи, клана, рода, общины, артели, гражданин государства и т.д.  и не получила своего правового определения.

Социальный человек свободен лишь в рамках выбора, сделанного сообществом, к которому он принадлежит, а следовательно, его традиций и приоритетов. Тот, кто высовывается, т.е. проявляет ненужную инициативу с точки зрения большинства (например в бизнесе, а агросекторе) рискует нарваться не только неприязнь, но и прямое противодействие.

3.   Западный стиль предпринимательства (а также и американцев, и японцев, и европейцев) предполагает постоянное  сопоставление затрат и результатов, личной выгоды и затрат на достижение, высокую пунктуальность и бережливость. Это базис  теории предельной полезности.

В СНГ – размытость территории расселения, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земель – уменьшали необходимость подобных сопоставлений.  Нужна была "одна победа на всех", скромный облик протестантских церквей контрастирует с роскошью золотых куполов, пышными одеждами церковнослужителей, золотыми окладами, пышностью убранства жилищ правителей, помпезностью приемов и внешним блеском. На больших просторах никогда точность не была в почете, а к потере имущества, людей относились –  "бог дал – бог взял".

4. Постоянные набеги завоевателей, засухи и другие стихийные бедствия не располагали к  долгосрочному планированию,  которое  в крови у западных бизнесменов.

В СНГ – менталитет  не одобряет возмездные отношения между людьми согласно протестантской этике. Коран прямо запрещает ростовщичество, но обязывает помогать неимущим. В СНГ неприемлемо, когда каждый платит сам за себя, распространена идеология "хашара" – коллективная помощь соседу в постройке дома. Символом доброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского – бескорыстного аскета, призывавшего народ к единству, в США – мемориал миллиардеров Рокфеллеров, подаренный ими Нью–Йорку.

 Народы СНГ  не отличались особой дисциплиной, законопослушнотью, руководствуясь не буквой закона, а внутренним сознанием, традициями, общественным мнением. Понятие частной собственности никогда не имело того значения, что на Западе, т.к. Верховный собственник – БОГ, а не его грешные чада.

Другими словами предпринимательская этика в СНГ существенно отличается от западной, протестантской. Хотя коммерческая деятельность (кроме ссуд под  %% – коран) не возбраняется,   безмерное накопление богатства не приветствуется, а  КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ОБЩИННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТАВЯТСЯ ВЫШЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ,  духовные ценности ставятся выше всех материальных, а взаимопомощь и справедливость в распределении богатств  выше соперничества и стремления к личному успеху.

 Как отмечали Ключевский В.П.  и Бердяев Н.А.   бесформенность, безграничность, устремленность в бесконечность просторов породили  особую " широту души". Никто не мог определенно сказать, что принадлежит ему лично,  что является его незыблемыми правами –  что породило особую зависимость от власти. Долготерпение и смиренность  сменялись бунтом, бессмысленным и беспощадным,  неприязнь к размеренной, пунктуальной работе –  чудесами напряженного труда в короткие кризисные периоды.

П.Флоренский отмечал  перевес этических и религиозных начал над правовыми.  Латинская пословица " не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" в РОССИИ звучит: " утро вечера мудренее", "работа не волк, в лес не убежит".  Эти традиции – важный институт экономики.

До создания в СНГ гражданского общества, правовой экономики, политической стабильности  ГОСУДАРСТВО  призвано выполнять,  в т.ч. с помощью законных авторитарных методов, гораздо более широкий круг функций, чем западные демократии.  Иначе органы правосудия смещаются структурами, которые берут на себя решение конфликтов, связанных с неплатежами, неисполнением договоров и т.д. с инструментарием неправового характера.

В СНГ пытались поспешно освоить либеральный механизм западной демократии и государственного управления. В ответ теневые структуры создали свою систему "работающей" экономики, расширив сферу бизнеса на несвойственные ей отрасли, сформировав налоговую и охранные  службы. Средства от лжепредпринимательства, бесконтрольного сбора средств у населения, "пирамид", налоговых неплатежей перекачиваются за границу, а потом возвращаются в виде средств в портфельные или прямые инвестиции экспортабельные проекты и предприятия.

Согласно Аналитического центра РАН – 35% капитала акционерных обществ перешло в руки криминальных структур. Под их контролем более 40–тысяч  фирм и банков. Половина преступных доходов, по данным МВД, уходит на подкуп чиновников. Теневой денежный оборот в России в 1995 г. достиг 40% ВВП по сравнению с 5–10 % развитых зарубежных стран. Психологическая готовность к правонарушениям существовала в СССР у значительных групп населения, поскольку они служили постоянным источником доходов  "цеховиков", спекулянтов, чиновников, распределяющих ресурсы. Социологические опросы 80–х – лишь 3–9%% опасались за мелкие хищения по месту работу, морального осуждения, потери должности. Следовательно, в СССР общественное мнение перестало быть  фактором социального контроля, а законы подавляли всякую  инициативу частного предпринимательства, даже без нанесения ущерба обществу в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.