Исходя из этого на наш взгляд все страны ЦВЕ и СНГ, Балтии и другие, решающие свои задачи трансформации хозяйственной системы, реструктуризации экономики государств, находятся практически на одном поле "конкуренции" с индустриально развитыми странами, вступившими в пятый технологический цикл развития, и естественно проигрывают им и по эффективности, и по "стабильности" экономического развития, по тем сложившимся стереотипам восприятия экономических систем частным инвестором, где немалую роль играет квалифицированная и неграмотная информация в прессе, подчас ориентированная на сенсацию и разжигание ненужных страстей.
В этой связи мы бы считали целесообразным следующие рекомендации:
И в заключение хотим подчеркнуть, что иностранный капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.
5. Процесс экономической интеграции СНГ и трансформация экономической модели хозяйствования.
Слепое копирование западных либеральных моделей и идеализация регулирующих возможностей рынка, подтвердивших свою функциональную дееспособность в странах ЦВЕ, по мнению не только российских ученых, но и зарубежных неоправданно.
К числу специфических особенностей, с которыми мы в принципе согласны, относятся следующие:
Для сравнения: в Венгрии и Чехии менеджментом и бизнесом занято 17–19 %% причем профессионально, а во многих странах Европы, Северной Америки и стран АТС– до 1 / 4 всего населения.
Существуют шесть отличий западного (преимущественно протестантского) и восточного (православно–мусульманского) отношения к хозяйственной деятельности (ментальности).
1. Для протестанта личный доход служит критерием его трудолюбия, практичности поведения Заботы о семье, основой для уважения со стороны окружающих.
Для СНГ – по традиции "не в деньгах счастье", православные подвижники и мусульманские дервиши отрицала значимость материальных благ (в протестантской традиции им нет аналогов). Хотя "новые русские " не следуют этим традициям, богатый сосед в большинстве стран СНГ вызывает подозрительность и зависть, но не желание изучить и повторить его опыт. Лозунг: от трудов праведных не наживешь палат каменных; не обманешь – не продашь; – это оценка купечества русскими поговорками.
2. Рационализм – как этическая норма поведения, основан на примате индивидуальности, субъективной оценки полезности, личном выборе предпочтений и свободе их реализации – Т.Е. НА СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИЧНОСТИ. На этом основана теория рационных ожиданий, по которой можно прогнозировать поведение человека в конкретных ситуациях согласно его интересам.
Для СНГ – личность – прежде всего член семьи, клана, рода, общины, артели, гражданин государства и т.д. и не получила своего правового определения.
Социальный человек свободен лишь в рамках выбора, сделанного сообществом, к которому он принадлежит, а следовательно, его традиций и приоритетов. Тот, кто высовывается, т.е. проявляет ненужную инициативу с точки зрения большинства (например в бизнесе, а агросекторе) рискует нарваться не только неприязнь, но и прямое противодействие.
3. Западный стиль предпринимательства (а также и американцев, и японцев, и европейцев) предполагает постоянное сопоставление затрат и результатов, личной выгоды и затрат на достижение, высокую пунктуальность и бережливость. Это базис теории предельной полезности.
В СНГ – размытость территории расселения, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земель – уменьшали необходимость подобных сопоставлений. Нужна была "одна победа на всех", скромный облик протестантских церквей контрастирует с роскошью золотых куполов, пышными одеждами церковнослужителей, золотыми окладами, пышностью убранства жилищ правителей, помпезностью приемов и внешним блеском. На больших просторах никогда точность не была в почете, а к потере имущества, людей относились – "бог дал – бог взял".
4. Постоянные набеги завоевателей, засухи и другие стихийные бедствия не располагали к долгосрочному планированию, которое в крови у западных бизнесменов.
В СНГ – менталитет не одобряет возмездные отношения между людьми согласно протестантской этике. Коран прямо запрещает ростовщичество, но обязывает помогать неимущим. В СНГ неприемлемо, когда каждый платит сам за себя, распространена идеология "хашара" – коллективная помощь соседу в постройке дома. Символом доброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского – бескорыстного аскета, призывавшего народ к единству, в США – мемориал миллиардеров Рокфеллеров, подаренный ими Нью–Йорку.
Народы СНГ не отличались особой дисциплиной, законопослушнотью, руководствуясь не буквой закона, а внутренним сознанием, традициями, общественным мнением. Понятие частной собственности никогда не имело того значения, что на Западе, т.к. Верховный собственник – БОГ, а не его грешные чада.
Другими словами предпринимательская этика в СНГ существенно отличается от западной, протестантской. Хотя коммерческая деятельность (кроме ссуд под %% – коран) не возбраняется, безмерное накопление богатства не приветствуется, а КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ОБЩИННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТАВЯТСЯ ВЫШЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, духовные ценности ставятся выше всех материальных, а взаимопомощь и справедливость в распределении богатств выше соперничества и стремления к личному успеху.
Как отмечали Ключевский В.П. и Бердяев Н.А. бесформенность, безграничность, устремленность в бесконечность просторов породили особую " широту души". Никто не мог определенно сказать, что принадлежит ему лично, что является его незыблемыми правами – что породило особую зависимость от власти. Долготерпение и смиренность сменялись бунтом, бессмысленным и беспощадным, неприязнь к размеренной, пунктуальной работе – чудесами напряженного труда в короткие кризисные периоды.
П.Флоренский отмечал перевес этических и религиозных начал над правовыми. Латинская пословица " не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" в РОССИИ звучит: " утро вечера мудренее", "работа не волк, в лес не убежит". Эти традиции – важный институт экономики.
До создания в СНГ гражданского общества, правовой экономики, политической стабильности ГОСУДАРСТВО призвано выполнять, в т.ч. с помощью законных авторитарных методов, гораздо более широкий круг функций, чем западные демократии. Иначе органы правосудия смещаются структурами, которые берут на себя решение конфликтов, связанных с неплатежами, неисполнением договоров и т.д. с инструментарием неправового характера.
В СНГ пытались поспешно освоить либеральный механизм западной демократии и государственного управления. В ответ теневые структуры создали свою систему "работающей" экономики, расширив сферу бизнеса на несвойственные ей отрасли, сформировав налоговую и охранные службы. Средства от лжепредпринимательства, бесконтрольного сбора средств у населения, "пирамид", налоговых неплатежей перекачиваются за границу, а потом возвращаются в виде средств в портфельные или прямые инвестиции экспортабельные проекты и предприятия.
Согласно Аналитического центра РАН – 35% капитала акционерных обществ перешло в руки криминальных структур. Под их контролем более 40–тысяч фирм и банков. Половина преступных доходов, по данным МВД, уходит на подкуп чиновников. Теневой денежный оборот в России в 1995 г. достиг 40% ВВП по сравнению с 5–10 % развитых зарубежных стран. Психологическая готовность к правонарушениям существовала в СССР у значительных групп населения, поскольку они служили постоянным источником доходов "цеховиков", спекулянтов, чиновников, распределяющих ресурсы. Социологические опросы 80–х – лишь 3–9%% опасались за мелкие хищения по месту работу, морального осуждения, потери должности. Следовательно, в СССР общественное мнение перестало быть фактором социального контроля, а законы подавляли всякую инициативу частного предпринимательства, даже без нанесения ущерба обществу в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6