Рефераты. Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

Соглашение о торговле содержит экономический и социальный аспекты, а также аспект политического диалога. Что касается торговых связей, то существует асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России. Российская сторона утверждает, что торговые уступки, сделанные Европейским Союзом, в целом очень ограниченны и, в частности, включают широкое применение антидемпинговых мер с тех пор как торговля не рассматривается как полностью либерализированная. Такое положение дел будет подталкивать к переговорам о свободной торговле, но в то же время создает риск отсрочить момент их наступления, ибо положения соглашения о партнерстве должны быть рассмотрены вместе с другими видами связей: программой ТАСИС, другими формами сотрудничества, в частности в области энергетики, чтобы создать законодательную основу, способную обеспечить рост торговли и в дальнейшем поощрять иностранные инвестиции в энергетику. Вместе с тем в настоящее время иностранные инвестиции в России остаются очень слабыми и не соответствуют потенциалу и численности населения Российской Федерации.

Политический диалог уже начался. Его логика состоит в том, чтобы в конечном итоге Россия стала участником многих международных организаций и конференций. Заметим, что большая семерка, собравшаяся в Денвере в июне 1997 г., решила немного больше открыться, чем на предыдущей встрече, по отношению к России, таким образом большая семерка идет к тому, чтобы стать большой восьмеркой. Кстати, этот политический диалог создает механизм, способствующий разрешению местных конфликтов, продолжает оказывать помощь в проведении демократических преобразований и в расширении сферы применения прав человека. В связи с этим заметим, что соглашение о партнерстве включает для России особые положения, связанные с правами человека: не только статью, называемую болгарской, цель которой состоит во введении процедуры повторной консультации в случае трудностей или возникновения противоположных трактовок ситуации, связанной с правами человека, но и кроме того специальную процедуру урегулирования, в случае особой необходимости, которая состоит в том, чтобы отражать некоторый договорный реализм. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве представляет собой, возможно, основу, еще не достаточно устойчивую, для отношений между Европейским Союзом и Россией. Установление равновесия сможет произойти только в результате развития торговли и изменения представлений о российском партнере со стороны Европейского Союза. 31 мая 1995 г. Комиссия представила заявление, которое содержит несколько точных указаний на будущие отношения между Европейским Союзом и Россией. Совет принял общую точку зрения, касающуюся целей и приоритетов Европейского Союза по отношению к Российской Федерации. Соглашение о партнерстве, с того момента, когда оно будет ратифицировано, должно дать гибкий инструмент для управления связями между Россией и Европейским Союзом. В. Теория "модели сообществ" С начала 90-х гг. система сообществ, система интеграционных связей государств поднялась на новый уровень. Она представляет, в действительности, модель, которая привлекает внимание и вызывает интерес многочисленных представителей правительственных кругов в различных частях мира. Европейское Сообщество стало источником вдохновения для латиноамериканских стран, которые создали зону, идя по пути интеграции. Наиболее близким европейскому союзу был Мегсорит. Аналогичное явление мы видим в отношениях между африканскими государствами, особенно в восточной Африке и, в меньшей степени, в Центральной Африке. Эксперимент сообществ может действительно способствовать экономической и политической интеграции государств, которые ранее, исторически и политически, существовали отдельно. В других случаях, можно опираться на прецедент создания Европейского сообщества, стабилизировавшего и, следовательно, поддержавшего связи, которые раньше уже существовали; модель сообществ является также ограничителем центробежных тенденций политической дезинтеграции.

Интереса к модели сообществ не избегли ни советские руководители накануне распада Союза, ни руководители новой России, стремящиеся поддержать в различных формах связи, настолько тесные, насколько это возможно, с государствами-членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Такой подход не носит релятивного характера и не зависит от состояния экономических и политических отношений между Европейским Союзом и странами Восточной Европы. Он открывает тем не менее возможности институционального регулирования сотрудничества.

Если анализировать международные отношения, то можно заметить, что Европейский Союз представляет для Российской Федерации интересные в двух отношениях. Во-первых, Союз может, с того момента, когда речь заходит об урегулировании проблем строго европейского характера, облегчить разрешение противоречий с североатлантической системой. Важно отметить, что российские политики не настроены враждебно по отношению к расширению Европейского Союза в направлении Центральной и Восточной Европы, со странами, которые не были частью Советского Союза. Россия проявляет гораздо большее беспокойство по поводу попыток создать основы альянса на ее восточном фланге. Можно утверждать, что в этом имеется определенного рода преемственность подходов между периодом, далеко предшествовавшим 1990 году, и периодом недавнего прошлого. Кроме того, Европейский Союз, явно и неявно, в соглашениях о партнерстве и сотрудничестве, которые он заключил со странами Восточной Европы, проводит экономическую и даже политическую модернизацию своих партнеров. Очевидно, что связи с ним, во всей их совокупности, подчинены двум условиям: экономическому (полному завершению создания рыночной экономики) и политическому, принцип которого провозглашенный в июле 1989 г. на встрече в Арше группой семи, был воспринят и развит в соглашениях и программах технического и финансового содействия новым государствам - бенефициариям. Существует одна сложность, вытекающая, несомненно, из концепции "переходной" экономики, оценка которой значительно варьируется. Руководители Европейского Союза понимают под переходной экономикой ту экономическую систему, которую российские руководителями рассматривают как уже прошедшую переходную фазу и полностью соответствующую критериям либеральной экономики. Это создает одно из самых, быть может, больших общеевропейских недоразумений, которое подпитывает, в некотором смысле слова, два процесса: неблагодарность российских руководителей и сомнение в европейском подходе Союза. Возможность преодолеть эти недоразумения может проявиться только в долгой перспективе сотрудничества и более глубокого взаимного узнавания. Это лейтмотив       будущего.                  
В этой связи стоит особо отметить методы валютной политики применявшиеся СССР для достижения необходимых целей .<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN"><!-- saved from url=(0157)#"Валютная%20политика%20СССР%2030-80.files/pixel_.gif">Международная Клиринговая система  RTGS .

    (     Real  Time  Gross Settlement    )  

После ранних и не представляющих ценности теоретических разработок по проектированию платежных систем как в коммерческих, так и центральных банках, отмеченных публикацией отчета Энджела (Angell) и разработкой стандартов Ламфалусси (Lamfalussy), особое внимание обращено теперь на практическое применение этой идеи.

Среди достигнутых результатов можно отметить принятое странами Европейского союза решение о том, что каждая страна должна иметь по крайней мере одну систему для обслуживания крупных сделок, предоставляющую возможность расчетов в реальном масштабе времени; подобное решение в некоторой степени послужило причиной изменений, вводимых в настоящее время в электронную систему клиринговых расчетов Chaps (Clearing House Automated Payment System), а также привело к разработке систем TBF во Франции и Tops -- в Нидерландах и, конечно, к тому, что в 1995 г. консорциум Echo получил полномочия на многосторонний учет взаимных требований и обязательств.

Изменения сопровождались длительными и трудными обсуждениями между центральными и коммерческими банками. Основное внимание в них неизменно уделялось изменениям систем и способам обеспечения ликвидности. Не покидало чувство, что во всех этих спорах мы упустили из виду потенциальное коммерческое влияние системы RTGS. Или, говоря более определенно, мы не учли все благоприятные возможности, которые откроются в связи с этими изменениями. В настоящее время, когда системы RTGS близки к внедрению, следует воспользоваться удобным моментом для критической оценки и всестороннего обдумывания. Корреспондентские отношения между банками -- это одна из сфер, где их влияние может быть очень сильным, хотя, для того чтобы ощутить это влияние в полной мере, потребуется время.

Банковская деятельность на основе корреспондентских отношений уже в настоящее время испытывает на себе давление трех факторов:

·        экономического -- прибыльна ли она?

·        технического -- нужна ли она?

·        нормативного -- безопасна ли она?

Более широкое использование системы RTGS усилит давление не только этих факторов в целом, но и каждого из них в отдельности. Говоря откровенно, корреспондентская деятельность банков, вероятно, и не будет вытеснена полностью, но ее будущее может стать очень ограниченным и не очень прибыльным.

Правда, системы RTGS уже в течение некоторого времени существуют и ни один из этих эффектов пока не наблюдался, тем не менее нужно учесть, что использование таких систем носит зачастую очень ограниченный характер. Во многих странах оно еще не достигло критической массы. Например, в Германии система Бундесбанка EILZV используется для обработки не более чем 8% ежедневного объема сделок, а система EAF учета взаимных требований и обязательств -- для 50%. В Италии аналогичный показатель использования системы Biss не превышает 0,5%. В Нидерландах система FA используется, по-видимому, для 44% ежедневного объема сделок, но для многих из этих сделок расчеты не производятся в реальном масштабе времени и они даже могут быть аннулированы в конце дня. (Не стоит забывать о различии между просто расчетами по крупным сделкам и расчетами по крупным сделкам в режиме реального времени.)

Недотягивание до критической массы становится еще более очевидным в Европейском союзе, где многие страны не имеют единой системы для обслуживания крупных сделок, которая обрабатывала бы значительную долю всех национальных платежей, не говоря уже о такой системе, работающей в реальном масштабе времени. Однако все страны Европейского союза обязались иметь в наличии одну систему RTGS к концу 1996 г. В настоящее время многие из уже функционирующих систем модернизируются, и банки "поощряются" шире ими пользоваться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.