Транспорно клиринговая Палата – как пример
реальной работы по средствам валютного клиринга .
После распада СССР в
декабре 1991 г. Министерство гражданской авиации было ликвидировано и перестал
существовать единый рублевый счет, на который стекалась вся выручка от продажи
авиауслуг. Как известно, в СССР существовала одна громадная компания Аэрофлот,
внутри которой был налажен централизованный взаиморасчет и поддерживалась
договорная дисциплина. Когда на обломках Аэрофлота образовалось множество
независимых авиапредприятий возникла реальная угроза получить также и
независимость от денег, которые агентства теперь могли спокойно «уводить» от
авиаперевозчиков. Агентства находятся ближе всех к реальным деньгам и имеют
возможности для разного рода мошеннических действий и различного рода
финансовых злоупотреблений. Кроме того, в первое время после дробления Аэрофлота
нередко бывали случаи массового хищения бланков билетов.
Таким
образом, несмотря на то, что билеты заметно подорожали и объем перевозок почти
не сократился, авиаперевозчики балансировали на грани разорения.
Начало
консолидации
<TBODY>В о всем мире у крупных авиакомпаний имеются
собственные системы резервирования, и некоторые из них переросли сегодня
рамки одной фирмы и трансформировались в глобальные дистрибутивные системы:
Galileo, Amadeus, WORLDSPAN и SABRE. Для проведения взаиморасчетов между
авиакомпаниями применяются глобальные системы взаиморасчетов: BSP IATA и ARC
(США). Среди автоматизированных систем резервирования билетов на внутреннем
рынке России можно отметить следующие: «Сирена-2», «Сирена-2.3»,
«Сирена-2000», проект «Сирена-3» и шлюзы из/в системы Габриэль, Amadeus и
WORLDSPAN. Однако каждая авиакомпания по-прежнему заинтересована в том чтобы
продать именно свои места агентству, а потом и пассажиру, поэтому, в
частности, необходим нейтральный слой и гарантия того, что будут обеспечены
равные права по распределению билетов.
Формально ТКП нанимается авиаперевозчиками для осуществления взаиморасчетов
по перевозкам. Палата, в свою очередь, заключает соглашения с агентствами и
проводит их аккредитацию. В результате создается нейтральная среда
обслуживания пассажиров, не зависящая ни от авиакомпании, ни от агентства.
Такая среда дает пассажиру возможность самому выбирать авиаперевозчика в
соответствии только со своими потребностями, вкусами и представлениями о
маршруте и уровне сервиса. К услугам пассажира любая авиакомпания, агентство
и система резервирования, а ТКП здесь служит гарантом того, что будут
соблюдаться интересы всех субъектов процесса авиаперевозки.
Кроме того, ТКП разрабатывает технологии расчетов по грузовым перевозкам,
правила перевозок и регистрации документов, развивает технологии программного
обеспечения, организует правовое пространство между участниками системы
взаиморасчетов. При этом ТКП держит связь с авиационными администрациями СНГ
и международными организациями: IATA (International Air Transport
Associations – http://www.iata.org), ICAO, ARC, Всемирным тарифным центром,
Международным Центром расписаний и т.д. В функции ТКП входят также контакты с
компаниями, работающими с другими видами транспорта, а также обучение
операторов агентств, участвующих в воздушных перевозках. </TBODY>