Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

В 1999 году в связи с внесением изменений в Закон Республики Казахстан «О бюджетной систе­ме», а также принятием Закона «О республиканс­ком бюджете на 1999 год» и постановления Прави­тельства от 25 декабря 1998 года № 1335 «Вопро­сы учреждений - администраторов программ, фи­нансируемых из республиканского бюджете» была проведена реорганизация государственных орга­нов и подведомственных им организаций.

В соответствии с постановлением Правитель­ства от 15 мая 1999 года №577 областные (горо­дов Астаны и Алматы) управления статистики были реорганизованы путем разделения на два государ­ственных учреждения. Целью реорганизации было отделение от государственного органа, осуществ­ляющего управленческие и контрольно-надзорные функции, других, несвойственных государственно­му органу, функций.

Первое из этих учреждений - управление стати­стики соответствующего региона - является госу­дарственным органом (в количестве от 20 до 26 единиц в регионе, всего 371 единица), осуществля­ющим организацию статистической деятельности в регионе, внедрение новых методов статистическо­го наблюдения, организацию расчетов региональ­ных статистических показателей и обеспечение доступности статистических данных пользователям.

Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц, всего 1563 единицы) с районными подразде­лениями - информационно-статистический центр (ИСЦ) соответствующего региона - не является го­сударственным органом и его основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их представление управлению статистики региона и республиканскому государственному предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства Республики Казахстан по статистике.

Позднее в соответствии с постановлением Пра­вительства Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 910 в целях обеспечения технического и технологического функционирования единой инфор­мационно-вычислительной системы статистических органов страны во всех регионах созданы дочер­ние государственные предприятия (ДГП) Информа­ционно-вычислительного центра (ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах юридического лица.

В том же году постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 479 помимо Информационно-вычислительного цен­тра создано еще одно Республиканское государ­ственное предприятие «Казстатинформ», подведом­ственное Агентству по статистике, с возможностью создания филиалов без образования юридического лица в областных центрах и городах Астана и Ал­маты. Основной задачей данного предприятия яв­ляется распространение статистических данных разным группам пользователей.

Таким образом, общая структура системы Агентства Республики Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института экономики и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять достаточно сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на региональном уровне в положении об управлении статистики региона было записано, что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных статистических служб, в том числе являющихся территориальными подразделениями республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа) (рисунок 2)


                                               управление

                                        статистики региона


         


  ИСЦ региона                         ДГП ИВЦ                          филиал

                                                                                      «Казстатинформа»


Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства Республики Казахстан

 

В 2000 году в условиях, когда большая часть средств, отвлекаемая ранее на проведение Переписи насе­ления 1999 года, была направлена на восстановле­ние текущих статистических наблюдений по Плану статистических работ, лимит численности работни­ков, занятых сбором и обработкой статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 еди­ниц. Однако в условиях довольно низкого нормати­ва затрат на одну единицу (всего 200 тыс. тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов ниже лимита.

Территориальная структура национальной стати­стической организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд недостатков:

- предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позво­ляло контролировать правильность агрегации дан­ных на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В на­стоящее время, в связи с внедрением новых мето­дов и технологий сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;

- своды для районного уровня делаются на област­ном уровне централизовано. То же самое справед­ливо и для областного уровня: расчеты данных по области делаются на республиканском уровне с учетом всех досрасчетов на основе первичных дан­ных, представленных территориальным органом статистики;

- ограничивала возможности совершенствования технической подготовки персонала в связи с тем, что необходимо было готовить высококвалифици­рованных специалистов по каждой отрасли статистики для каждого территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее время снята для районного уровня, поскольку весь находящий­ся на этом уровне персонал является по существу полевыми работниками, занимающимися только сбором статистических данных;

- приводила к увеличению себестоимости статис­тических работ и снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В настоящее время районные подразделения областных орга­нов статистики не являются самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на содержание функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом по области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.

Наряду с недостатками, влияние которых все бо­лее уменьшается, современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по ста­тистике имеет и ряд достоинств:

- она позволяет работать с большей частью рес­пондентов в непосредственном контакте, а не че­рез почту, что очень важно в условиях быстро растущего числа хозяйствующих субъектов и об­ширной территории Казахстана, когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими рас­стояниями даже в пределах одного района. До тех пор, пока процесс образования и ликвидации хо­зяйствующих субъектов не стабилизируется и не будет отработана возможность получения данных от респондентов электронным способом, работа с респондентами в непосредственном контакте явля­ется наиболее эффективной с точки зрения каче­ства статистических отчетов и своевременности их представления;

- она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы на всех уровнях тре­буемой статистической информацией. Необходи­мость в этом связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного управ­ления в реализации республиканских и региональ­ных программ.

Миссия государственных территориальных статис­тических служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в регио­не, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении потребностей местных органов вла­сти, деловых кругов и общественности в объектив­ной статистической информации.

Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль государственных терри­ториальных статистических служб для местных ор­ганов государственного управления будет особен­но значима. Это связано с тем, что Правитель­ство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило к претворению в жизнь дол­госрочной «Стратегии 2030: процветание, безо­пасность и улучшение благосостояния всех казах­станцев». В целях реализации трехлетних планов на уров­не республики и регионов предусматривается осу­ществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационно­го пространства государственного управления. Яд­ром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика.

В перспективе различные факторы по-разному бу­дут влиять на роль государственных территориаль­ных статистических служб. В конечном итоге их структура может радикально измениться. Все фак­торы можно разбить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

- техническое оснащение и переоснащение терри­ториальных статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления данных;

- переход к выборочным методам статистического наблюдения;

- перераспределение функций между статистичес­кими службами разных уровней.

К внешним факторам относятся следующие:

- повышение роли исполнительных местных орга­нов государственного управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в оперативном получении объективной статисти­ческой информации;

- резкое увеличение числа объектов статистичес­кого наблюдения в связи с развитием предпри­нимательства, в особенности малого;

- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и IBM XT и AT были маломощными, а их коли­чество было явно недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов обрабатывался с исполь­зованием специальных разработочных таблиц на обычных настольных калькуляторах.

Первый этап технического переоснащения го­сударственных органов статистики был осуществ­лен в рамках полученного во втором полугодии 1998 года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в 1999 году получить средства вычислительной техники и рас­ширить локальную вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключени­ем практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех территориальных статистических органах. В текущем году заверша­ется техническое переоснащение Агентства по ста­тистике за счет средств этого займа на оставшую­ся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.

Были внедрены новые информационные техно­логии: «клиент-сервер», Интернет и Интранет. Ос­ваиваются передовые технологии доступа к базам данных, интеллектуального анализа данных, орга­низации сети передачи данных в звене «район-область».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.