Практические результаты от использования стандартных кодов юридических лиц можно продемонстрировать на примере сотрудничества статистических и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными органами. В результате налоговые органы имеют возможность представлять статистику налогов в разрезе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярного обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов. Конечная цель этого процесса заключается в стандартизации и объединении всей информации, которая имеется в различных министерствах и ведомствах на базе единой национальной системы классификации, кодирования.
В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инструментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежеквартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование занятости населения при участии экспертов из Германии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежеквартальное получение достоверной и полной информации о занятости населения и уровне безработицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государственной программы по борьбе с бедностью и безработицей.
Что касается безработицы, то такое прямое обследование домашних хозяйств по безработице внедряется впервые. Традиционно использовалась методология составления баланса трудовых ресурсов, который позволял получать показатели безработицы расчетным путем.
В нашей республике проведение обследования занятости осложняется несовершенством законодательной базы. В действующем законодательстве безработными являются лица в трудоспособном возрасте, не имеющие работу и готовые трудиться. Однако, по международной методологии и в мировой практике, по рекомендациям Международной организации труда для того, чтобы безработный считался безработным, он должен не только не иметь работу и быть готовым к труду, он должен активно искать работу, а именно этого важного критерия нет в этом определении. Необходимо ускорить разработку адекватной законодательной базы, чтобы данные наших обследований были сопоставимы на мировом уровне.
3a последние годы произошли большие изменения в аналитической и публикационной работе статистиков. Задачи по улучшению этого аспекта статистической деятельности ставились еще в рамках первой программы совершенствования, но добиться существенных результатов удалось только сейчас. Благодаря повышению профессионального уровня специалистов и современным техническим средствам резко увеличились объем аналитической работы и тематика аналитических материалов, а также их оформление. Еженедельно несколько аналитических записок направляется в адрес Правительства и соответствующих министерств и ведомств. Статистический ежегодник Казахстана 1999 года был отмечен на международной выставке в Германии.
Казахстан первым из стран СНГ внедрил Генеральные стандарты распространения данных (GDDS) МВФ. В соответствии с этими стандартами метаданные по основным экономическим показателям, характеризующим нашу республику, размещены не только на сайте Агентства по статистике, но и на сайте МВФ.
В области внедрения новых информационных технологий завершен первый этап технического перевооружения статистических органов. В систему статистики вычислительная техника поступает главным образом за счет международных организаций, но ее количество не удовлетворяет потребностей нашей системы. В настоящее время более половины вычислительного парка областных и, в особенности, районных управлений статистики составляют морально устаревшие, физически изношенные компьютеры. Причем степень оснащенности: в областях - один компьютер примерно на три человека, а в районах - один компьютер на пятерых. Несмотря на это, удалось добиться широкого использования самых современных компьютерных технологий не только на республиканском, но и на областном уровне, где созданы и функционируют локальные вычислительные сети. В текущем году началось внедрение современной сети передачи данных на районном уровне и разработана концепция применения распределенных баз в статистике. В области международного сотрудничества начались работы в рамках третьего этапа комплексного проекта TACIS «Реформирование официальной статистики». Первые два этапа успешно реализованы. Третий этап комплексного проекта, как и два предыдущих, включает пакет проектов по приоритетным направлениям реформирования статистики. Каждый проект предусматривает также повышение квалификации кадров. Такие же проекты на стадии реализации имеются с Фондом народонаселения ООН, МВФ, Евростатом, Турецкой организацией по международному сотрудничеству, Обществом технического содействия Германии. Расширение международного сотрудничества обеспечивает представительство Казахстана в информационном статистическом пространстве, освоение «ноу-хау» по всем направлениям статистической деятельности, а также, что особенно важно, расширение инвестиций в человеческий капитал. Важно, что такое широкое международное сотрудничество финансируется не из государственного бюджета, а за счет грантов [5].
2.3 Роль статистики в эффективном менеджменте
Необратимые изменения хозяйственных, экологических, технологических и социальных сфер нашей жизни, накладываясь друг на друга, образуют сложную картину взаимодействия и влияния на конкретные предприятия. Чтобы выжить и развиваться дальше, им необходимо иметь полную и объективную картину происходящих явлений во внешней среде, оценка которых позволяет принимать и реализовывать сознательные хозяйственные решения.
Без наличия определенных статистических данных, служащих информационной основой таких решений, ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших действий. Наличие статистических данных позволяет найти прагматический подход в ситуации, осложненной переходным периодом и формированием новой хозяйственной системы. Таким образом, наполненная объективными данными статистическая информация становится инструментарием анализа и оценки управления предприятием, исходя из условий функционирования внешней среды и государства в целом.
Такой инструментарий служит одновременно компасом и ориентиром для руководителя, чтобы определять, где находится предприятие в данный момент времени и как обстоят дела с его положением на том или ином рынке. С усилением конкуренции потребность в подобной информационной базе резко возрастает, так как ни менеджеры, ни маркетологи отдельной фирмы не способны самостоятельно, без помощи статистических органов получить истинную картину состояния и развития покупательских доходов населения и эластичности спроса, без которых невозможно сформировать правильно объемы и ассортимент производства. Отсутствие или недостаточная объективность этих, очень необходимых данных, ведет к излишним затратам и банкротству отдельных фирм. В настоящее время можно поспорить с классиками экономической науки, считающими, что производственные ресурсы состоят из материальных, трудовых ресурсов и производственно-технологической базы. Как показывает опыт, особенно в условиях трансформирующейся экономики, без финансовых ресурсов и достаточной информации все остальные ресурсы становятся порой просто бесполезными. Причем информационные ресурсы в этой ситуации играют наиболее важную роль. Следовательно, информация - это не только часть производительных сил любого государства и предприятия, но и наиболее важная их часть. Статистика в данных условиях, что бы она ни отражала, играет роль наибольшего количества существующей информации и составляет большую часть информационных потоков, проходящих через систему управления, с помощью которых можно управлять потоками товаров и другими реальными потоками, включая денежные.
Роль статистических данных для существования и развития предприятия можно проследить из следующей схемы (рисунок 1)
В настоящее время мир все более обретает черты информационного общества, в котором статистические данные становятся основным фактором умелого менеджмента наряду с маркетинговой и внутренней информацией, включаясь в понятие «экономическая информация». Статистические данные в этом процессе обеспечивают следующую циркуляцию:
1)0тношение в данной управляющей системе в виде входных данных;
2)Признак времени, обеспечивающий учетные данные;
3)Функциональный признак, определяющий конкретную информацию об определенных процессах.
Таким образом, статистическая информация становится определенным компонентом - активом любой фирмы, ее стратегического развития, наибольшую выгоду, из которой умеют извлекать лидеры рынка, уменьшая этим степень риска некоторых инвестиций.
Наличие государственных статистических служб позволяет фирмам экономить на трудовых и материальных затратах по сбору информации, более качественно проводить анализ бизнес процессов
Торговые
предприятия-поставщики государство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17