Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

                                                                                             


                   промышленные                                      предприятия сферы

                      предприятия                                                   услуг  





денежные потоки,


материальные потоки,


информационные потоки.


Рисунок 1 - Роль информационных потоков в деятельности предприятия


Любые недоработки статистических служб очень опасны для компаний и могут поставить их в кри­тическое положение, поэтому статистические дан­ные тогда хороши, когда они объективны.

К сожалению, в Казахстане многие фирмы этого не понимают и предоставляют порой неверные сведения или не предоставляют их вообще, что значительно снижает качество работы статистических органов на территории республики. Видимо назрело время создания в Казахстане нового закона «О статистике», обязательного для всех юридических лиц, действующих на данной территории. Одновременно внедрение новых информационных технологий требует от статистических органов решения таких проблем, как:

- обеспечение оперативной связи со всеми потре­бителями статистической информации;

-         обеспечение надежности и безопасности передачи данных;

-         защита информации от несанкционированного доступа;

- создание предпосылок для введения полностью автоматизированной системы документооборота.

Решение данных проблем должно проводиться на коммерческой основе, но не таким образом, как это делается сейчас - путем покупки статистичес­ких сборников или дискет в органах Агентства Рес­публики Казахстан по статистике, а путем перегон­ки необходимой информации по запросам потре­бителей через услуги электронной почты. Нужно учитывать опыт Запада, который устремился в деб­ри электронного бизнеса и таким же образом по­лучает необходимую информацию. По мнению Gartner Group, к 2005 году 25 процентов потребительских расходов и 70 процентов управленческой информации, вклю­чая статистические данные, в экономически раз­витых странах будет проходить с использованием Internet. Республика Казахстан не должна отста­вать в этом вопросе, так как его значение хорошо отражено в выступлении генерального секретаря ООН на 48-й сессии Организации Объединенных наций, посвященной 50-летию ООН: «Разработка экономической политики во всех ее аспектах не­пременно требует надежного информационного фун­дамента. Участие населения в экономической, со­циальной и политической жизни может быть пол­нокровным только тогда, когда население хорошо информировано, его знания базируются на точной и самой свежей информации, включая объектив­ные и наиболее полные статистические данные. Не располагая адекватной информационной ба­зой, страны в своих двухсторонних и многосторон­них переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международ­ных экономических, демографических, социальных и экологических процессах имеет первостепенное  значение не только для принятия продуманных ре­шений, но и для обеспечения конкурентоспособно­сти и эффективности операций на международных рынках.

Эти высказывания не только отражают значе­ние статистического учета, который в совокупности с бухгалтерским и оперативным и создает подоб­ную информационную базу, но и отражает необхо­димость оперативности такой информации. Однако действующая в Казахстане система пока этому требованию не отвечает, постоянно запаздывая от текущего момента.

Единая система информации себя полностью оправдает лишь в том случае, когда данные будут оперативными. Исследование полезности статисти­ческой информации, рациональности ее информа­ционного потока - депо многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических процес­сов и явлений, иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными показателями; осуществляется их критическая пе­реоценка. Однако ясно одно: без хорошо отлажен­ной системы получения, обработки, использования объективной и качественной статистической ин­формации не может существовать ни одна пред­принимательская структура, ни одно государство. Статистика для них является разведывательной си­стемой, позволяющей выжить в этом нестабильном, постоянно изменяющемся мире. В перспективе эта роль будет еще больше усиливаться, что потребует усиления внимания, как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов к ее функци­онированию и совершенствованию на новой техно­логической и организационной основе с учетом требований мирового рынка и геоэкономического пространства. Только подобный подход позволит не только усилить системность получаемых данных, но и даст возможность принимать более обоснованные решения в менеджменте [6].




2.4 Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики



Существующая в странах СНГ территориальная структура национальных статистических служб дос­талась в наследство от бывшего Советского Союза и отражала потребности централизованного плани­рования в условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в процессе совершенствования структу­ры государственного управления и полностью от­ражала административно-территориальное деление страны,

В развитых странах официальная статистика стала необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономические круги и обществен­ность данными об экономическом, демографичес­ком, социальном и экологическом положении. Та­кая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в специальном документе Статистичес­кой комиссия ООН, принятом единогласно на спе­циальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживае­мому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к эко­номике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.

В странах переходного периода реформирова­ние официальной статистики также сопровождает­ся повышением ее роли в информационном обес­печении потребностей общества, что наряду с дру­гими внешними и внутренними факторами приво­дят к соответствующим институциональным преоб­разованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на территори­альном уровне.

В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территори­альных органах статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике и ана­лизу - численность руководящих работников и спе­циалистов, занятых экономической работой состав­ляла 2896 человек. Кроме того, аппарат управле­ния территориальных органов статистики составлял 884 единицы. Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориаль­ных органов статистики.

В 1995 году происходит коренная реорганиза­ция структуры государственной статистики. Аппа­рат управления территориальных органов статисти­ки уменьшается с 752 до 513 единиц за счет со­кращения численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением те­ряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части сокращаемой численности аппарата управ­ления на уровне районов численность Государ­ственного комитета по статистике и анализу увели­чивается (до 278 единиц), а его Головной вычисли­тельный центр упраздняется.

Практика показала, что эта реорганизация сис­темы государственной статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат управления в ранге государственных слу­жащих, что усилило нагрузку на областной уро­вень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять несвойственные для го­сударственных органов функции, что приводило к ухудшению качества работы по координации стати­стической деятельности в стране, организации ра­бот по совершенствованию государственной стати­стики и анализу данных о социально-экономичес­ком развитии республики. Последующие сокраще­ния центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года заново образо­вать Информационно-вычислительный центр.

На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов статистики (в четырнадцати облас­тях и городах Алматы и Астана) составила соответ­ственно 1882 руководящих работников и специали­стов по обработке данных и 371 единица государ­ственных служащих, а на 1 апреля после сокраще­ния расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.

Средняя численность персонала областных (го­родов Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с млад­шим обслуживающим персоналом).

В их числе 23 единицы являлись государствен­ными служащими, занимающимся организацией статистической деятельности в регионе, анализом статистических данных и обеспечением их доступ­ности для пользователей. Примерно 6 единиц отно­сились к функциональному персоналу (отдел кад­ров, бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и обработкой данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интер­вьюерами домашних хозяйств. 10 единиц персона­ла представляли программистов, инженеров-элект­ронщиков и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий персонал (технички, вах­теры, рабочие, водители).

Часть персонала областного органа статистики была размещена в районных центрах и городах областного подчинения - в среднем по 36 единиц, в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором статистической информации (включая ре­гистраторов цен и интервьюеров домашних хозяйств). В среднем на один район и город областного под­чинения приходилось по 2,7 единицы персонала областных органов статистики (половина из кото­рых были регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).

В целом численность персонала территориаль­ных органов статистики снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело к отмене выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от месячных к квартальным наблю­дениям, а также к сокращению круга обследуемых единиц статистического наблюдения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.