|
Одна цель. Более |
Впервые сформулирована |
|
и пять не главных. Много |
четко определены |
концепция программы. |
|
задач: одиннадцать. Не |
задачи. |
Жесткая увязка «цель- |
|
все цели конкретизированы |
Исключены задачи, |
задачи – мероприятия». |
|
в задачах и мероприятиях |
далекие от статистики. |
Учитывались связи между |
|
(например, публикационная |
|
Приоритетными направле- |
|
Деятельность определена |
|
ниями «классификаторы - |
|
только как цель). |
ОШИБКИ |
Регистры –статметоды». |
|
Не все задачи непосредственно |
Содержит мероприятия, |
Более качественно был |
|
Относятся к совершенствованию |
которые не связаны |
проведен анализ итогов |
|
Статистики |
с задачами |
Предыдущей программы. |
|
(например, штриховое |
программы |
|
|
Кодирование товаров) |
|
|
В Современное состояние планирования статистики в основном обеспечивает организацию и управление статистической деятельностью на всех уровнях. Система планирования включает долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование представлено Программой совершенствования государственной статистики, которая согласовывается со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждается постановлением Правительства. Программа разрабатывается на период не менее 3-х лет и содержит основные мероприятия по каждому из приоритетных направлений статистической деятельности.
Исполнителями Программы являются все заинтересованные министерства и ведомства, национальный Банк.
В целях выполнения Программы ежегодно разрабатывается организационный план, в котором по каждому мероприятию, предусмотренному Программой, указывается, что именно должно быть сделано в отчетном году. Таким образом, по мероприятиям, выполнение которых запланировано на несколько лет ежегодно планируется выполнение очередного этапа работ. Отчет о выполнении организационного плана представляется Правительству.
Среднесрочное планирование в основном направлено на решение отдельных важных вопросов межотраслевого характера и представлено планами действий Правительства, Например, в текущем году на основе Плана действий Правительства на период 2000-2002 годы были выполнены такие мероприятия, как подготовка и распространение через Интернет метаданных по системе GDDS, внедрение единых идентификационных кодов предприятий, которые используются в статистическом регистре, в базы данных других министерств, передача от органов статистики Национальному Банку функций по сбору данных по платежному балансу и др.
Текущее планирование наряду с ежегодными планами по выполнению Программы совершенствования включает ежегодные производственные планы по проведению статистических наблюдений. Эти планы также согласовываются с министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством. Производственные планы являются основной для планирования работы Информационно-вычислительного центра и региональных органов статистики.
Действующая система планирования наряду с отмеченными достоинствами имеет и недостатки. В частности, долгосрочное планирование в условиях переходного периода является сложной задачей и уже через год, как правило, возникает потребность внесения определенных изменений и дополнения в Программу.
На наш взгляд, можно улучшить действующую систему планирования, если отработать механизм увязки работ в рамках международных проектов с нашими Программами и планами. В таблице 8 показана текущая ситуация соответствия проектов «ТАСИС» приоритетным направлениям действующей Программы. В целом соответствие имеется, Но практически при разработке Программы не было полной информации о том, какие проекты, на какой срок и с каким финансированием будут действовать в период до 2005 года. Было бы полезно обеспечить координацию между периодами действия Программ и циклами проведения проектов «ТАСИС». С другой стороны, планирование в рамках каждого проекта «ТАСИС» осуществляется автономно, при этом задачи Программы и ориентация разных проектов на достижение общей цели не всегда учитываются в полной мере.
Аналогичная ситуация складывается с планированием прикладных научных исследований. Практически план научно-исследовательских работ разрабатывается автономно без достаточного анализа потребностей Программы. Соответствие тем исследований приоритетам программы показано в таблице 9.
Таблица 8 - Приоритеты Программ совершенствования государственной статистики в РК на 1999-2005 годы и проекты ТАСИС
Приоритеты
Программы
Проекты ТАСИС
Классификации
Стандарты и классификации
Регистры
Регистр
Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий
Статистика предприятий Структурная статистика
Региональная структура статсистемы
Система показателей
Услуги
Транспорт и коммуникации Внешняя торговля Инвестиции
Тенденции деловой активности
Теневая экономика Социальная статистика
Рынок труда
Анализ
Информационные технологии
Информационные технологии
Публикации
Публикации и распространение данных
Кадры
Центр обучения
Таблица 9 - Приоритеты совершенствования государственной статистики и темы научных исследований
Приоритеты
Программы
Научно – исследовательские работы
Классификации .
Регистры
Методы статистического наблюдения и переход на статистику предприятий
Проект перехода к институциональной статистике Выборочные обследования
Система показателей
Баланс трудовых ресурсов
Экология
Межотраслевой баланс
Шкалы для исчисления доходов,
расходов, потребления
Оценка бедности
Строительство
Скрытые объемы товарооборота
Баланс сельхозпродукции
Анализ
Информационные технологии
Публикации
Кадры
Регистр населения
Влияние сезонных составляющих на цены
Важным стимулом к пересмотру действующей системы планирования является внедрение в нашей республике новых принципов бюджетного планирования. Расходы бюджета при этом подразделяются на целевые и функциональные. В свою очередь, целевые расходы подразделяются на капитальные и текущие. Такой подход позволяет выделить и финансировать в виде отдельной бюджетной программы затраты на выполнение приоритетных работ, предусмотренных Программой совершенствования статистики.
Статагентство в текущем году является администратором шести бюджетных программ. Среди этих программ две непосредственно (целевые программы) и две косвенно (функциональные программы) связаны с отдельными приоритетами долгосрочной Программы. На следующий год внесено предложение еще по трем целевым программам (таблица 10).
Таблица 10 - Финансовое обеспечение программ
Приоритеты Программы
Целевые бюджетные программы
2000
2001
Классификаторы
Регистры
Методы статистического наблюдения
Прикладные научные исследования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.