- снижение социально-психологической напряженности в коллективе;
- обеспечение социальной защиты и трудоустройства высвобождаемых работников.
Формирование антикризисной команды.
Антикризисная команда это руководители и специалисты, объединенные общей целью и интересами, связанные с оздоровлением и развитием предприятия, профессионально подготовленные и способные обеспечить достижение поставленных целей, готовые к сотрудничеству и взаимодействию.
Менеджеры в этой команде должны уметь: легко адаптироваться к любым изменениям; если понадобиться, возглавить любые структурные подразделения; мобилизовать сотрудников на выполнение новых задач антикризисного управления; снимать психологическое напряжение в коллективе.
В такую команду не следует включать людей, которые не идентифицируют себя с общими целями и интересами; профессионально расходятся с принятой стратегией и тактикой оздоровления предприятия; надеются, что легко найдут другую работу.
Руководитель такой команды должен суметь найти подходящих членов, согласовать их личные интересы с целями организации, провести их подготовку для решения конкретных задач оздоровления предприятия, выявить расхождения в профессиональной оценки проблем и способов их решения и найти пути их устранения, мобилизовать членов команды на активную работу.
«Школы подготовки морских пехотинцев становятся все более популярными среди американских менеджеров многие компании направляют на несколько недель своих сотрудников в школу по подготовке офицерского состава морской пехоты.
Там им приходится совершать марш-броски, на практике познавать технику выживания, обходясь без сна и пищи, коллективно таскать бревна и ползать по грязи, находиться под перекрестным пулеметным огнем и стоять навытяжку перед ругающимся сержантом.
Для фирм все более важной становится моральная, и даже идейная мотивация. Воспитание морского пехотинца основывается на четырех основных понятиях – это честь, мужество, солидарность и готовность к самопожертвованию во имя своих идеалов.
Для сотрудников компаний, которые находятся на пороге кризиса или вынуждены преодолевать кризисные явления, нет ничего лучше, чем принятая в морской пехоте выучка и система организации. Прошедшие такой курс обучения менеджеры лучше выполняют свои обязанности в условиях недостатка информации, нехватки времени и психологического давления извне». [3]
Сохранение кадрового потенциала.
Кадровый потенциал характеризует ценность человеческого капитала (ресурсов) предприятия, т.е. самых главных составляющих. Существуют два основных способа стоимостной оценки кадрового потенциала:
- модели активов или затратный подход (учет затрат на человеческий капитал, долгосрочные вложения в увеличение капитала, нормативные сроки амортизации и списание потерь);
- модели полезности (оценка эффекта (полезности) кадровых инвестиций и оценка экономических последствий изменений в поведении людей после проведения мероприятий (рост производительности труда, качество продаж и т. д.)).
Индикаторами кадрового потенциала могут служить такие показатели, как численность персонала его профессионально-квалификационный и половозрастной состав, укомплектованность по должностям, специальностям и профессиям и т.д.
Для анализа используются и качественные характеристики персонала: корпоративный дух, организационная культура, неформальные взаимоотношения, социально-психологический климат и другое.
Для анализа можно использовать качественные характеристики персонала: корпоративный дух, организационная культура, неформальные взаимоотношения, социально-психологический климат и др.
В любом коллективе можно выделить следующие группы, соотношение которых определяет качество кадрового персонала:
· Первоклассные специалисты (имеют изобретения, знающие уникальные технологии и секреты производства, получившие награды различного достоинства);
· Высококвалифицированные работники, которые вносят основной вклад в результаты работы предприятия;
· Разработчики идей с высоким уровнем стратегического и инновационного мышления;
· Управленческая элита;
· Лица, имеющие связи во властных инстанциях и способные отстаивать интересы предприятие в органах власти, СМИ и так далее, они оказывают существенное влияние на ход экономической деятельности предприятия;
· Конфликтные личности, часто вызывающие конфликтные ситуации и ухудшающие морально-психологический климат на предприятии;
· Так называемый кадровый «балласт» (люди, не имеющие видимых перспектив развития и обучения до необходимого уровня).
Реструктуризация кадрового потенциала
Необходимо сразу определить важные показатели кадрового потенциала: численность высвобождаемых работников и их профессионально-квалификационный состав в сравнении с потребностями рынка труда, численность требующих переподготовки для последующего трудоустройства, численность нуждающихся в конкретных мерах социальной защиты, численность и профессионально-квалификационный состав кадров для новых открывающихся производств.
Затраты на реконструкцию кадрового потенциала складываются из расходов на переподготовку и повышение квалификации, на изучение рынка труда, на высвобождение персонала (выходное пособие, повышение квалификации или переподготовка для трудоустройства, социальная защита).
Реструктуризация персонала всегда связана с текучестью кадров. Как текучесть влияет на организацию?
Низкий уровень текучести может означать: сотрудникам явно переплачивают, предъявлены заниженные требования. Все это может привести к застою новых идей и подходов в организации.
Большую текучесть могут позволить себе компании, которые не связаны с интеллектуальными услугами (розничный магазин). Их последствия в данном случае менее ощутимы, так как розничные продажи происходят по определенной схеме и отношения с конечным потребителем не устанавливаются на конкретном сотруднике.
Необходимо добиться такого положения дел, при котором уход сотрудника из организации не приводит к потере знаний и клиентов. Тогда сменяемость будет приемлемой и компания не получит сильный финансовый удар.
«В России в производственной сфере нормальной считается текучесть около 10%.
В активно растущем бизнесе, особенно на стадии массового найма, уровень текучести может быть выше и составлять чуть более 20%.
В рознице, у рестораторов и страховщиков текучесть в 30% не вызывает беспокойства, а у некоторых ритейлеров даже текучесть 80% считается нормальной.
В крупных городах средние нормы текучести по всем отраслям колеблются от 10 до 20%. В небольшом провинциальном городе этот показатель может снизиться до 5% только потому, что в данной местности возможность выбора работы меньше.
Есть промежуток времени, в течение которого человек полностью раскрывает свой потенциал в конкретной должности. Это обычно 1,5 – 2 года. Если человек в течение этого периода не проявил себя в карьерном плане, с ним лучше расстаться.
В производственных подразделениях этот период может длиться 5-7 лет. Здесь уровень текучести ниже – 5-10%.
Каждой компании следует рассчитать свой идеальный размер текучести (смены) персонала. Стоит разделить уход сотрудников на:
- активный – когда люди покидают компанию по собственному желанию;
- пассивный – связанный с желанием работодателей.
В идеале текучесть должна быть только пассивной. Но под текучестью часто понимают именно уход по собственному желанию». [3]
3. Снижение сопротивления персонала переменам
Кризисная ситуация на предприятии всегда сопровождается изменениями в деятельности персонала, а любое изменение встречает сопротивление. Противоречия между новой стратегией и прежними традициями управления вызывают системное сопротивление, от преодоления которого зависит предупреждение или преодоление кризиса.
Необходимо проанализировать и предсказать, какое сопротивление может встретить планируемое изменение; уменьшить до возможного минимального уровня это сопротивление; упрочить новое состояние.
Формы сопротивления
Обычно анализируются формы скрытого сопротивления, так как открытое сопротивление изменениям сопряжено с риском: отвлечение ресурсов на выполнение других проектов; использование инерции (сотрудники ожидают действий руководителей); расплывчивость и сложность целей (формулируются как можно более абстрактно); ограничение информации; распыление энергии (сотрудники проводят исследования, собирают и анализируют данные, составляют отчеты, проводят собрания и т.д.); ограничение влияния «защитников» изменений, сомнение в их надежности (распространение слухов).
Источники сопротивления
Выделяют индивидуальное сопротивление переменам и антиинновационные барьеры на уровне организации.
Индивидуальное сопротивление переменам наступает тогда, когда человек не чувствует себя в безопасности (не уверен в результатах и последствиях изменений, страх перед неизвестным). При этом вынужден рисковать (что противоречит его натуре), чувствует себя лишним, не способен выполнять новую роль и (или) не желает обучаться новым видам деятельности и осваивать новый стиль поведения.
Антиинновационными барьерами на уровне организации являются: инертность сложившихся организационных структур, трудность переориентации мышления из-за сложившихся социальных норм; сопротивление передаче привилегий определенным группам и возможным изменениям, переменам, навязанным внешними консультантами.
«К. Денис считает, что следует выделять экономические, личные и социальные причины сопротивления персонала переменам:
а) экономические причины: боязнь безработицы, сокращения продолжительности рабочего дня и заработка, снижение статуса и основной зарплаты, интенсификация труда и сокращение прогрессивной его оплаты, т.е. здесь главный мотив – боязнь потери заработка (полной или частичной);
б) личные причины: восприятие критики как обиды; боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными, будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность в том, что изменения приводят к повышению монотонности труда и уменьшения чувства собственной значимости; нежелание расходовать силы на переобучение, боязнь роста интенсивности труда; страх перед неопределенностью из-за непонимания сути и последствий изменений;
Страницы: 1, 2, 3, 4