Рефераты. Учет и анализ основных средств на примере фирмы

Все последующие операции по начислению в бюджет НДС с продажи основных средств (дебет счета 47, кредит счета 68), выявлению и списанию финансового результата – прибыли (дебет счета 47, кредит субсчета 80-2) или убытка (дебет субсчета 80-2, кредит счета 47) – отражаются в общеустановленном порядке.

Реализация основных средств и ее связь с налогообложением прибыли предприятия. Предприятие может принять решение о реализации основных средств по их первоначальной (балансовой) стоимости (например, 150 тыс. руб.), по цене выше (165 тыс. руб.) или ниже (140 тыс. руб.) первоначальной стоимости, по остаточной стоимости (120 тыс. руб.) или ниже нее (60 тыс. руб.), по рыночной цене (250 тыс. руб.). Во всех этих случаях выявленный на счете 47 финансовый результат, списанный на субсчет 80-2, будет различным, и он окажет влияние на полученную по итогам года балансовую прибыль предприятия для целей налогообложения. Оптимальным вариантом для налогообложения прибыли считается такой, который получен при реализации по рыночной стоимости (в нашем примере – 250 тыс. руб.).

Если предприятие реализует основные средства по цене ниже их балансовой стоимости (в примере – 140 тыс. руб. или 120 тыс. руб., или 60 тыс. руб.), то для налогообложения, сумму сделки (выручки от реализации) принимают исходя из рыночной стоимости основных средств. В нашем примере она составит 250 тыс. руб.

Налогооблагаемая база прибыли предприятия будет увеличена:

-         при фактической реализации за 140 000 руб. на 110 000 руб. (250 000 руб. – 140 000 руб.);

-         при фактической продаже за 120 000 руб. на 130 000 руб. (250 000 руб. – 120 000 руб.);

-         при фактической продаже за 60 000 руб. на 190 000 руб. (250 000 руб. – 60 000 руб.).

Предприятие обязано представить в налоговый орган расчет суммы выручки, полученной от сделок этого вида для налогообложения одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

2.4.4. Причины списания основных средств.

С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам:

-         если они пришли в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;

-         морально устарели;

-         в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов.

Имущество, относящееся к основным средствам, целесообразно списывать в случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, или если оно не может быть реализовано.

Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на предприятиях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе:

1)     главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);

2)     начальников соответствующих структурных подразделений (служб);

3)     главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях, где выделены учетно-контрольные группы, – руководителя такой группы);

4)     лиц, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

В состав постоянно действующей комиссии могут быть включены другие должностные лица (по усмотрению руководителя).

Функции постоянно действующей комиссии:

-         непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием технической документации (паспорта, поэтажных планов, других документов), а также данных бухгалтерского учета; установление непригодности его к восстановлению и дальнейшему использованию;

-         выяснение конкретных причин списания объекта (износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.);

-         выявление лиц, по вине которых основные средства преждевременно выбыли из эксплуатации; внесение предложения о привлечении этих лиц к ответственности согласно действующему законодательству;

-         определение возможности использования отдельных узлов, деталей. материалов списываемого объекта;  их оценка;

-         контроль за изъятием из списываемых основных средств годных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов; определение их количества, веса; контроль сдачи на соответствующий склад;

-         составление актов  на  списание  отдельных объектов основных средств (формы № ОС-4 и ОС-4а).

Если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, комиссия должна проверить соответствие предъявленного к списанию оборудования, оборудованию, поименованному в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, цехов (производств) и сделать в акте на их списание ссылку на пункт и дату утверждения плана.

В актах на списание указывают данные, характеризующие объекты основных средств: год изготовления или постройки, дату поступления на предприятие, время ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость (для переоцененных – восстановительную), сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно освещаются также причины выбытия объектов основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывают пробег автомобиля, дают техническую характеристику его агрегатов, деталей и возможности дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

При списании с балансов предприятий основных средств, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагают копию акта об аварии, а также поясняют причины, вызвавшие аварию, и указывают меры, принятые в отношении виновных лиц. Составленные комиссией акты на списание основных средств утверждает руководитель предприятия.

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов на списание не допускается.

2.4.5. Ликвидация основных средств.

Списание основных средств в результате ликвидации может происходить по разным причинам: в связи с негодностью в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и др., физическим износом и моральным устареванием.

Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты.

Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 1999 г. нового Положения по бухгалтерскому учету и отчетности материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 54 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности).

При отражении в бухгалтерском учете списания объектов основных средств, подвергавшихся дооценке, списание суммы дооценки по ним производится за счет добавочного капитала (в пределах имеющейся суммы).

Списанию подлежат только полностью непригодные основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.

При отражении операций по ликвидации основных средств предприятие обязано выявить и списать финансовый результат (прибыль или убыток) от ликвидации. С этой целью все расходы по ликвидации основных средств, пришедших в негодность, предприятие относит в дебет счета 47 (кредит счетов 23, 60, 67, 69, 70, 71, 76), а полученные при разборке товарно-материальные ценности приходует (дебет счета 10, кредит счета 47).

Превышение кредитового оборота по счету 47 над дебетовым означает, что получена прибыль от ликвидации основных средств (дебет счета 47, кредит субсчета 80-2). В противном случае, когда дебетовый оборот по счету 47 превысит кредитовый оборот по этому счету, будет иметь место убыток (дебет субсчета 80-2, кредит счета 47). Финансовый результат выявляют отдельно по каждому ликвидируемому объекту основных средств.

Если основные средства выбывают из хозяйственного оборота из-за неудовлетворительного физического состояния до момента полного списания НДС, уплаченного при их приобретении (возведении), который учтен на дебете субсчета 19-1, разницу между суммой уплаченного налога и суммой, зачтенной при определении НДС, подлежащего внесению в бюджет, списывают за счет собственных источников предприятия (дебет субсчетов 81-2, 87-2, 88-1, кредит субсчета 19-1).

Пример. Допустим, что организация приняла решение о ликвидации основного средства в результате его полного физического и морального износа.

Ранее организация производила переоценку основных средств. Также организация понесла расходы при ликвидации основных средств.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1.

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого ОС

47

01-1

2.

Списана сумма амортизации, начисленная к моменту выбытия ОС

02-1

47

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.