Рефераты. Техоснащение и технология торговли (шпаргалка)

Крупный современный магазин, торгующий скоропортящи­мися продовольственными товарами, должен быть оснащен вы­сокоэффективным холодильным оборудованием с централизо­ванным хладоснабжением. Централизованное хладоснабжение экономично. Включенное в его систему оборудование (холодиль­ные прилавки, прилавки-витрины и т. д.) требует для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, проще в обслужи­вании, не создает шума в торговом зале, не выделяет при экс­плуатации тепла.

Вопрос 2

Торговое холодильное оборудование

Торговое холодильное оборудование представляет собой охла­ждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из зве­ньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодиль­ными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлажда­емыми витринами, прилавками и прилавками-витринами.

Используемое для оснащения магазинов торговое холо­дильное оборудование по назначению делят на следующие основные группы:

для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закры­тые прилавки);

для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);

демонстрационное оборудование (демонстрационные витри­ны, шкафы-витрины).

По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждае­мой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обыч­ное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном обо­рудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охла­жденные продукты хранят при температуре 0-2°С.

Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К — камера; Ш -- шкаф; П -- прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X — холодильный (ая); С — среднетемпературный (ая); Н — низкотемпературный (ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.

Холодильные камеры имеют сборно-разборную конструкцию. Устанавливают их в складских помещениях магазинов и хра­нят в них продукты в течение 3-5 суток. Выпускают холодиль­ные камеры двух типов: КХС (для охлажденных продуктов) и КХН (для замороженных продуктов) с охлаждаемым объемом 6, 12 и 18 м3. Для укладки продуктов используют полки, для подвешивания туш -- крюки. Некоторые холодильные камеры рассчитаны на хранение товаров в таре-оборудовании.

Охлаждаемое отделение холодильной камеры собирается из унифицированных изолированных панелей, образующих стены, пол и потолок. Панели соединяют между собой на месте сборки специальными стяжками. Наружная облицовка панелей выпол­нена из листовой стали, внутренняя — из листового алюминия. Пространство между облицовками заполнено пенополиуретаном. На потолочной панели камеры установлены одна или две (в за­висимости от модели камеры) холодильные машины.

В охлаждаемых камерах поддерживается температура от О до 8°С, в низкотемпературных — до -18°С.

Холодильные шкафы устанавливают на рабочем месте про­давца или в складских помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты. Выпускают двух ти­пов: ШХ (среднетемпературные) и ШН (низкотемпературные). Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную хладопроизводительность машин и различное количество две­рей. По этим признакам отличаются холодильные шкафы ШХ-0,40М; ШХ-0,80М; ШХ-0,80Ю; ШХ-0,71; ШХ-1,40 и др. Охла­ждаемое отделение холодильных шкафов собирается из предва­рительно изготовленных панелей из двух металлических обли­цовок, пространство между которыми заполнено теплоизоляцией из пенополиуретана. Для укладки товаров служат съемные ре­шетчатые полки. Машинное отделение занимает верхнюю часть шкафа. В охлаждаемых шкафах поддерживается температура от О до 8°С, в низкотемпературных — до -18°С.

Холодильные витрины служат для показа и продажи охла­жденных и замороженных продуктов. Для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажден- ных и упакованных гастрономических продуктов в магазинах самообслуживания широко используют холодильные среднетем-пературные витрины ВХС-2-3,15 и ВХС-2-3,15 ВМ. Для про­дажи охлажденных товаров из тары-оборудования применяют холодильные витрины ВХС-2-4К, ВХС-2-4КМ1 и ВХС-2-4КВМ.

Для размещения товаров в витринах служат охлаждаемые отделения, в которых может поддерживаться температура от -2 до 6°С или 0 до 8°С. Товары выкладывают на полки из листовой стали, лотки из листового алюминия или в таре-оборудовании.

Хладоснабжение витрин в зависимости от их модели осу­ществляется от холодильного агрегата, расположенного в ма­шинном отделении витрины, или холодильного агрегата, уста­новленного вне витрины, в машинном отделении магазина.

Холодильные прилавки предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономиче­ских продуктов в универсамах. Бывают среднетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХН).

В магазинах самообслуживания применяют открытые при­лавки с воздушной завесой. Наиболее распространенными моде­лями являются ПХС-2-2,5; ПХН-2-2,5; ПХС-1,25; ПХС-2-2 и др. В охлаждаемых отделениях поддерживается такая же темпера­тура, как и в холодильных витринах. Холодильные агрегаты расположены в машинных отделениях прилавков или в машин­ных отделениях магазина.

Товары в охлаждаемых прилавках выкладывают на съемных решетчатых полках или укладывают в кассеты или корзины (в закрытых прилавках).

Холодильные прилавки-витрины служат для кратковремен­ного хранения, демонстрации и продажи охлаждаемых продук­тов. Конструкция этого вида оборудования предусматривает на­личие двух охлаждаемых отделений -- камеру прилавка и ви­трину. Камера прилавка предназначена для хранения сменного запаса скоропортящихся товаров. В витрине выкладывают това­ры, предназначенные для демонстрации и выбора покупателями.

В магазинах, торгующих скоропортящимися продуктами по методу самообслуживания, широко применяют прилавки-витри­ны ПВХС-1-0,4 («Пингвин-ВС») и ПВХС-1-0,315 («Таир-102»).

Для оснащения магазинов, где продажа скоропортящихся продуктов осуществляется через отделы, обслуживаемые про­давцами, используют закрытые прилавки-витрины ПВХ-1-0,5 («Пингвин-В»), ПВХС-1-0,315 («Таир-106») и др.


Билет 4.

Вопрос 1.

Использование тары и упаковки в торгово-технологическом процессе.

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также процесс обращения продукции. Тара является основным элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

·          предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

·          защита товара от влияния других товаров;

·          обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

·          придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

·          создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

·          выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

·          использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции, а следовательно, и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

Технические требования предусматривают, что материал должен быть прочным и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.


Вопрос 2

Контрольно-кассовое оборудование

Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на при­обретение товаров.

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем при­ема денег непосредственно продавцом, кассиром или контроле­ром-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с по­мощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обес­печивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется про­цесс расчетов с покупателями.

Конструкция современных контрольно-кассовых машин позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от поку­пателей денег, печатать чек с различными данными, печатать па контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сум­му, шифр, номер счетчика. Одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полу­ченную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с после­дующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема прода­жи товаров и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.