Рефераты. Технополисная концепция развития экономики

Для реализации задач, связанных с организацией высокотехнологичного производства, разработчиками программы технополиса “Заречный” подготовлен пакет проектов, отражающих специализацию научно-производственных структур города. Этот пакет предусматривает создание ряда современных предприятий на основе ядерных, водородных, информационных и других новейших технологий.

 

Организационно-функциональная структура

Технополис “Заречный”  будет функционировать как акционерное общество холдингового типа, что позволит акционерам иметь право решающего голоса в ходе принятия управленческих решений, даже не владея комплектом акций. В составе учредителей технополиса - Минатомпром Российской Федерации, Фонд имущества Свердловской области, Фонд имущества Заречного, Фонд имущества Белоярского района, БАЭС и ряд предприятий города, НИКИЭТ и др.

Организационно-функциональная структура технополиса намечена только предварительно. Лучше всего просматриваются очертания будущего научно-производственного сектора. В него должны войти как ныне существующие научно-исследовательские организации и предприятия Заречного, так и вновь создаваемые производства. В перспективе научно-технологические предприятия Заречного и обслуживающие их фирмы образуют несколько техноцентров и технопарков, совокупность которых будет представлять собой своего ряда внедренческий пояс.

Одним из структурных подразделений технополиса станет агротехнопарк, который будет осуществлять разработку и реализацию передовых сельскохозяйственных технологий, адаптированных к условиям Среднего Урала.

Успешное функционирование технополиса предполагает наличие многофункциональной и разветвленной деловой инфраструктуры, играющей важную роль в рыночной экономике. Без этой инфраструктуры невозможно полноценное функционирование научно-производственных организаций и предприятий, осуществление постоянных контактов с зарубежными партнерами, обмен с ними информацией. В связи с этим для формирования деловой инфраструктуры технополиса необходимы следующие принципы: опережение в своем развитие основных объектов производства; комплексное развитие (недопустимо, чтобы из-за отсутствия одного-двух звеньев плохо работала вся система услуг); функционирование во взаимодействии с деловой инфраструктурой других территорий и регионов, особенно соседних, а также России в целом и зарубежных стран.

Развитие в Заречном деловой инфраструктуры, ориентированной на рынок, включает в себя организацию целого комплекса обслуживающих подразделений, центров и фирм, в том числе таких, как международный Бизнес-центр, с помощью которого будут осуществляться деловые коммуникации для иностранных и местных предпринимателей; Центр международной связи, обеспечивающий факсимильную, модемную и телефонную связь, а также имеющий спутниковый канал связи и телевидения; Деловой центр, включающий в себя выставочный зал, банк, конференц-зал, помещения для офисов, гостиничный комплекс; Центр (фирма) по передаче технологий конверсируемых предприятий на внутренний и международный рынок; патентные и лицензионные службы; Сертификационный центр, имеющий право на экспорт металлов из Свердловской области.

Изучается также возможность открытия в Заречном Образовательно-исследовательского центра, который мог бы вести исследования в соответствии с научной специализацией технополиса, а также осуществлять для него подготовку кадров. Кроме того, предусматривается создание консалтинговой, маркетинговой и рекламно-издательской фирм, функционирование которых будет направлено на взаимную адаптацию российского и внешнего рынков. 

 

 Финансовое и организационно-правовое обеспечение проекта

По предварительным данным, общие затраты на реализацию программы “Технополис Заречный” должны составить 2,5 млрд. рублей (в ценах 1991 года).

В целях обеспечения финансовой поддержки технополису в сентябре 1992 года областные органы власти приняли специальное решение. В соответствии с этим решением в созданный Фонд развития технополиса в течение трех лет Фондом имущества Свердловской области должны передаваться средства, поступающие с территории Заречного в областной бюджет и внебюджетные фонды от следующих источников: приватизации объектов федеральной, областной и муниципальной собственности; прибыли совместных предприятий; платежей за передачу объектов областной собственности в найм.

Предприятиям, зарегистрированным  и действующим на территории технополиса, предполагается  предоставить льготный налоговый режим. В частности, на 3 года от налогов в областной бюджет будет освобождена вся деятельность организаций и фирм, связанная с реализацией программных проектов, и на 5 лет - деятельность иностранных участников совместных предприятий. Помимо того, для научно-производственных подразделений технополиса определены повышение нормы амортизации машин и оборудования, исчисляемые коэффициентом 1,3 к действующим нормативам. Последняя из названных льгот позволит фирмам технополиса более интенсивно эксплуатировать и обновлять оборудование в стартовый период.


Организационные принципы формирования Челнинского технополиса

 

1.4     Идея проекта

 

Необходимость глубоких экономических преобразований в России, и в частности в Республике Татарстан, в настоящее время очевидна.  Идут активные поиски выхода из экономического кризиса.  В связи с этим может оказаться весьма полезным зарубежный опыт использования технополисов как средства стимулирования экономики, обновления ее за счет создания нового наукоемкого сектора,  ориентированного на  постоянное и тесное взаимодействие науки и производства,  и в то же время как одного из способов мобилизации имеющихся внутренних ресурсов конкретных регионов- научно-исследовательских,  производственных,  технико-технологических,  трудовых и т.д.

Использование технополисов определяет качественно новый подход к условиям реализации и обеспечения инновационного процесса, к созданию той наиболее благоприятной среды,  в которой научные идеи воплощаются в уникальную конкурентоспособную научно-техническую продукцию, осуществляется очередной рывок в области технологии.

Особое значение  приобретает ведущая роль высшей школы, вузовской науки в развитии технополисов, которые организуются и функционируют, как правило, на базе университетов и крупных технологических институтов и ориентированы, главным образом, на использование научно-технического потенциала вузов, их научных кадров и результатов научных исследований. Именно на основе этой основе достигается согласование интересов высшей школы, промышленности и города. Общность интересов, сотрудничество в сфере науки и научного обслуживания на территориальном уровне являются решающим условием успеха в деятельности зарубежных технополисов.

Вузы получают возможность предоставить своим научным коллективам, как и отдельным авторам нововведений, условия для завершения исследований и создания на их основе новой техники, технологий и материалов; работа в технополисе позволяет студентам не только овладеть технологией создания новшеств, но и показать себя, а значит в дальнейшем получить место в престижной фирме; непосредственный контакт  и сотрудничество с промышленностью обогащает профессорско-преподавательский состав, расширяет его возможности выступать в роли научных консультантов,  вузовские коллективы овладеют на практике навыками менеджмента, активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в жестких условиях конкуренции в области производства наукоемкой  продукции; технополисы повышают престиж вуза,  его роль в развитии города.

Промышленным компаниям предоставляется возможность использовать в полной мере высокий научно-технический потенциал университетов для укрепления конкурентоспособности своих изделий, ускоренного внедрения новых технологий; целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу малых предприятий и рисковых фирм; привлечение профессорско-преподавательского состава к совместным исследованиям и разработкам;  использования в своих интересах научной базы вузов.

Город крайне заинтересован в расширении наукоемких производств,  в устойчивых темпах развития научно-производственного потенциала территории, росте рабочих мест, формировании производственной и социальной инфраструктуры, поддержке активной предпринимательской деятельности, всемерном стимулировании развития образования и науки.

Таким образом,  идея проекта “Челнинский технополис” заключается в создании на территории города Набережные Челны современной формы территориальной интеграции науки,  образования и высокоразвитого производства - Челнинского технополиса, представляющего собой единую научно-производственную, учебную,  а также жилищно-бытовую и культурную зону,  объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований.

Технополисная концепция развития экономики, ориентированная на инновационную модель, позволит в условиях всеобщего кризиса сберечь отечественное производство, модернизировать его, поднять в более короткий срок до уровня конкурентоспособности и создаст все условия для улучшения социально - экономического положения в городе Набережные Челны.

 

 

1.5     Географический ареал

 

С точки зрения географического расположения Набережные Челны - это тот город, где можно беспроигрышно реализовывать идею технополиса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.