Рефераты. Технополисная концепция развития экономики

Меры государственного содействия

развитию технополисов

1.Списание налогов корпорациям на юридической основе.

2.Льготная налоговая система.

3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям

4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры.

1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию наукоемких производств.

2. Оказание коммерческим фирмам, способствующим развитию высокотехнологичных отраслей. 

 

 

Размеры и источники финансирования

Создание технополисов требует весьма значительных финансовых средств. Величина средств, необходимых для создания технополиса, зависит  от целого комплекса обстоятельств, в том числе и от основных направлений деятельности будущего технополиса; размеров отводимой под него площади; объема планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов; удаленности технополиса от “материнского” города и состояние транспортных и прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей соответствующего технического оснащения и т.д.

К примеру, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.

Так затраты государственного сектора на создание французского технополиса “София Антиполис” составили в начале 70-х годов около 400 млн.. франков. Кроме того, частный сектор вложил от 250 до 400 млн.. франков в строительство различных сооружений, включая и жилищные. Еще 300 млн.. франков частный сектор выделил на строительство промышленных зданий и закупку оборудования. Чтобы окупить столь значительные затраты, нужны годы. Обычно технополис начинает приносить прибыль не ранее чем через 5 - 10 лет.

В каждом конкретном случае модель финансирования зависит от уровня экономического развития страны, экономической политики правительства (она может способствовать, а может наоборот, тормозить развитие технополисов), финансовых возможностей учредителей и множества других факторов.

Инвестиции на развитие технополиса могут быть как внешние, так и внутренние. Какие из них являются более предпочтительными? Убедительными представляются рассуждения на этот счет английской исследовательницы Х.Санмен. Она полагает, что внешние инвестиции часто не способствуют развитию инфраструктуры технополисов, ведут к его однобокости. В погоне за скорой прибылью иностранные инвесторы  могут вкладывать средства не в перспективные наукоемкие отрасли, а в те, что дают отдачу сегодня. Поэтому, как считает Х.Санмен, ключ к успешному развитию технополисов - в использовании прежде всего местных ресурсов.

Немаловажное значение для технополисов имеет система финансовых льгот и стимулов, среди которых получили распространение:

- компенсация убытков;

- система ускоренной амортизации;

- льготное кредитование малых и средних фирм;

- предоставление крупных кредитов малым исследовательским и венчурным фирмам.

К финансовым стимулам относятся гранты под конкретные исследовательские программы; “инновационные стипендии”, идущие на поддержку новых наукоемких предприятий; стипендии для поощрения исследователей или приобретения ими оборудования и материалов. Гранты под определенные научные программы чаще всего выделяются правительством или местными органами власти, а разного  рода поощрительные стипендии - учредителями технополисов.

 

Факторы, определяющие структуру управления

Управленческая структура технополиса зависит прежде всего от следующих четырех факторов: научно-производственной структуры; состава инвесторов; роли, которая отводится университету (НИИ) в управлении; степени четкости представлений руководства технополиса о его целях и задачах.

Наиболее типичным управленческим органом в технополисах является правление (комитет), куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений); университета (НИИ), компаний делового центра или коммерческой палаты, а также представители местных органов власти и банков, спонсоров и т.д. В роли управляющего обычно выступает руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании. Если технополис - акционерное общество, то его главным управленческим органом является управление акционеров.

 

Правление технополиса осуществляет следующие основные функции:

1. Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и другое.

2. Создание необходимой организационно-функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

3. Решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.

4. Контроль за деятельностью основных структурных подразделений  и выполнением решений правления.

5. Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.

Структура управления оказывает сильное воздействие на определение целевых приоритетов деятельности технополиса. Практика показывает, что там, где управление технополисом сосредоточено главным образом в руках местных органов власти или крупных промышленных компаний, на первый план выступают задачи не столько научно-технического, сколько производственно-экономического развития региона (создание новых предприятий и новых рабочих мест). В тех же случаях, когда в процесс управления технополисами активно вовлечен университет или НИИ, приоритет отдается развитию трансфертной деятельности, организации наукоемких производств, налаживанию исследовательских контактов, т.е. решению задач, которые гораздо больше соответствуют сущности и предназначению технополисов.

Руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться через специально созданный Совет, который обычно состоит из советников (консультантов) из университетских и других исследовательских кругов, консультантов от торговой сферы, бизнеса и промышленности и, наконец, советников, представляющих интересы местных властей. Основные задачи такого  Совета - выработка научной стратегии  развития технополиса, а также оценка предлагаемых для внедрения исследовательских идей и проектов с точки зрения их научной новизны, возможности реализации и коммерческой жизнеспособности.

Итак, еще раз необходимо подчеркнуть, что особо важную роль в управлении и организации технополисов играет научно-исследовательский институт (университет). От него зависят выбор направлений  исследовательской деятельности,  развитие трансфертной технологии, степень наукоемкости производства и выпускаемой продукции, специализация фирм.

 

2.5. Обзор зарубежных технополисов и технопарков

Первый технополис возник в США. Возник стихийно. После второй мировой войны ряд предприятий на Западном берегу США, в Калифорнии, получили от правительства заказы на создание новых видов продукции, в которые входили электронные устройства. В соответствии с законодательством США та часть прибыли предприятий, которая вкладывается в развитие университетов и институтов, считается благотворительностью и фактически не облагается налогом. Учитывая специфику новых заказов, предприниматели Калифорнии значительную часть средств передали Калифорнийскому университету и другим вузам, оговорив при этом тематику и направление научно-исследовательских работ в этом крупнейшем вузе. Объемы работ были настолько большими, что вузы вынуждены были создавать новые лаборатории в пригородных зонах. Особенно повезло Силикон-Велли (Кремниевой Долине) близ Сан-Франциско. Здесь при поддержке губернатора Сан-Франциско возник первый в мире научный городок, ставший символом XXI века.

В Силикон-Велли возник район, в котором основным видом деятельности стала научная деятельность. Здесь возник новый стиль жизни, новое качество жизни. Сегодня это мировой центр электронной промышленности.

С созданием Силикон-Велли началась “технополисная лихорадка”, переведшая научно-техническую революцию из зародышевого в спонтанное (самопроизвольное) состояние.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.