Рефераты. Свободные экономические зоны в мировой экономике

-          развитие информационной базы. обеспечивающей новейшими достижениями науки и техники местные органы власти и производство;

-          учреждение Расчетной бартерной палаты, услугами которой интенсировать товарооборот.

Как видим, еврорегион «Буг» есть своеобразный «треугольник», аналогичный которому уже давно функционирует в Азиатско-Тихоокенском регионе.

Характеризуя ряд СЭЗ. начиная от самых древних и заканчивая самыми современными, мы рассмотрели основные и наиболее ти­пичные формирования, имеющие место в практике мирового хозяй­ства. Для всех анализируемых типов СЭЗ характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение нацио­нальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного разделения труда, увеличение валютных поступле­ний и т.д.): Общие предпосылки создания СЭЗ - выгодное географи­ческое положение и наличие развитой инфраструктуры и т.д.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообра­зие этих экономических формирований.      

Эволюция развития, пройдя длительный исторический путь, по­родила множество типов СЭЗ. По данным ООН в мире в преддверии XXI века насчитывается несколько десятков тонально-экономичес­ких организационных структур с набором самых различных льгот  для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

  • зоны свободной экономики ( me zones of the free economic);
  • зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance to the investitions);               
  • зоны совместного предпринимательства (The zones of the consistent employment);                                     
  • зоны беспошлинного производства (The zones of the undutyal production);
  • научно-технические зоны (The scientific-technical zones);
  • -беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-industrial zones);
  • зоны экономического благоприятствования (The zones of the economic prosperity);
  • зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal trade);
  • внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);
  • зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the undutyal industrial production);
  • экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);
  • экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);
  • банковские и страховые зоны (The banking and insurance zones);
  • вольные гавани (The free havens):
  • открытые города (The open towns);
  • трансграничные зоны роста (The transborder zones of  development);
  • зоны развития импорта (The zones of the development of the import);
  • зоны внешней торговли и т.д. (The zones of the foreign trade).

Развитие и становление СЭЗ в России.


Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполити­ческой политики и способ стимулирования межгосударственных эко­номических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предпри­ятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполага­лось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техничес­ким потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на осно­ве соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

По замыслу эти зоны должны были в перспективе стать полюса­ми экономического роста. Напомним, что идея полюса экономичес­кого роста была обоснована французским ученым Перру в 1950 г. Позже пришли к выводу, что нововведения могут концентрироваться не только в определенных отраслях, но и на определенных ограни­ченных территориях.

И уже начиная с 60-х годов идея центров роста практически закладывалась многими странами (США, Япония. Канада и др.) в соответствующие программы регионального развития. Теперь это в мировой практике стало тенденцией. В результате либерализа­ции государственного контроля над определенными сферами хо­зяйственной деятельности или региональной экономики там уси­ливается власть местных органов, самоорганизуется своеобразная система регионального управления. Это подтверждает О. Крыштановскаяв статье «Регионы забирают власть». «В России, - пишет она, - сегодня происходит новый передел собственности. Центр повсеместно сдает свои позиции, московские олигархии теряют контроль над региональными «дочками»... Под видом исправле­ния просчетов власть и собственность концентрируются в руках региональной олигархии. Ее стремление одно - получить полный контроль над территорией».

Как видим, наметившаяся в мировой практике тенденция реги­онального развития еще в 60-е годы, на финише века реализуется не одинаково: если на Западе государство как бы доброжелательно переносит центр тяжести в управлении Территорией с общегосу­дарственного уровня на уровень местного самоуправления, то в стра­нах СНГ, включая и Россию, эта тенденция реализуется снизу. Мес­тные органы власти проявляют небывалую активность к региональ­ному управлению. И чем слабее становится президентская власть, тем явственнее полновластие удельных князей регионального уров­ня. Под их давлением Москва издала ряд законов по развитию, СЭЗ. Статус СЭЗ был закреплен за-11 регионами с численностью населе­ния 18,5 млн. чел. (13% населения всей страны).

СЭЗ «Находка»


Первое конкретное предложение по созданию дальневосточных полюсов экономического роста через механизм СЭЗ высказано в проекте СЭЗ «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории города Находки агломерацию локальных зон различно­го типа, объединенных в единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и примы­кающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможен­ным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Спустя месяц» «было принято постановление Совета Министров РСФСР         

Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные  формы инвестиций, зафиксированы права иностранных инвесторов  в области экономической деятельности, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). СЭЗ «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инве­стициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30 проц., установлен 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый 3 в бюджет, и 10-процентный налог на прибыль, вывозимую иностран­ным инвестором за рубеж. В течение 5 лет после объявления прибы­ли иностранные инвесторы полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть, которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась на территории СЭЗ «Находка» в развитие социальной сферы и форми­рование производственной инфраструктуры.

Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. осуществляющих свою деятельность в зоне. Самой;«Находке» было дано право в составе краевого бюджета отдельной строкой выде­лять свой бюджет и оставлять в своем распоряжении влечение пяти-лет все выплаты предприятий зоны в вышестоящие бюджеты на условиях возврата этих средств с процентами (так называемый на­логовый кредит). В распоряжении предприятий оставалась валюта, заработанная ими в зоне. за исключением 20 проц. отчислений от валютной выручки, перечисляемых в первые 5 лет функционирова­ния СЭЗ «Находка» Находскому городскому совету и Партизанско­му районному совету.

Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобож­дение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых из этой территории. При вы­возе товаров в другие районы России таможенная пошлина взима­ется только стой части товаров, которая имеет иностранное проис­хождение. Вывоз изготовленных на территории СЭЗ «Находка» то­варов освобождается от квот и лицензии. Предприятия рыбной про­мышленности получили право самостоятельно реализовывать на внешних рынках до 30 проц. своей продукции.

Судьба становления и развития СЭЗ «Находка» тесно переплелась экономическими реформами России. Кризисы и обвалы эко­номики целой страны негативно сказывались на функционирова­нии зоны: После создания СЭЗ «Находка» в 1990 г. государствен­ные власти неоднркратно принимали решения, стимулируя разви­тие «Находки». Постановление Совмина Российской федерации «О

некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «На­ходка» от 8 сентября 1994 г. было направлено на восстановление условий производственной деятельности правового и таможенного режима. Аналогичный Указ Президента РФ был издан в 1996 г. - «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были брошены немалые суммы бюджетных средств. -  К концу 90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успеш­ных функционирующих зон России. Она расположена на пересечении важных морских, железнодорожных и воздушных путей сооб­щения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200 судов из более чем 100 стран мира. На территории зоны функционируют около 500 совместных предприятий. Там апробируется идея созда­ния «свободных точечных режимов».

СЭЗ «Находка» управляется Административным комитетом. Она практически реализует стратегию, разрабатываемую Экспертным Советом. Последний активно работает над расширением внешнеэко­номических связей с зарубежными инвесторами. Из всех зарегист­рированных в СЭЗ 169 фирм 31 проц. приходится на предприятия с участием иностранного капитала. Лидирует в инвестициях «Наход­ки» Китай, оставив позади себя Японию. США занимает третье мес­то, обогнав по этому показателю Гонконг; Южную Корею, Великоб­ританию и Германию. Прогнозы показывают, что к началу 2000 года иностранные инвестиции в СЭЗ «Находка» удвоятся.


«Находка» превращается в комплексную свободную экономи­ческую зону - конгломерат различного рода специальных зон (сво­бодные таможенные зоны, зоны экспортного производства, зоны переработки товаров под экспортным контролем), в которых созда­ются благоприятные условия для привлечения иностранного капи­тала и менеджмента, передовых отечественных (в том числе и кон­версионных) и зарубежных технологий производствах целью эф­фективного включения евроазиатской России в систему междуна­родного разделения труда в АТР.  

На начало 1999 г. инвестиции в развитие СЭЗ «Находка» соста­вили 39,5 млн. долл. и 34,7 млрд. рублей, зарегистрировано 409 предприятий и компаний с иностранными инвестициями в объеме 96,5 млн. долларов. На территории СЭЗ открыты консульства Вьет­нама и КНДР, 25 представительств фирм из Японии, США. Южной Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Швейцарии, Китая и Гонконга. Статус индустриальных комплексов с дополнительны­ми региональными льготами для иностранных инвесторов, вклю­чая японских, получили девять территорий СЭЗ «Находка»,

В «Находке» активную деятельность осуществляет японская компания «Сумитомо», с участием которой свободные экономичес­кие зоны функционируют во Вьетнаме и Малайзии.

 

Калининград: особая экономическая зона


Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась не­много позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Поло­жение о свободной экономической зоне в Калининградской облас­ти», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей на­звание «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так

ü      ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

ü      повышение жизненного уровня населения в области на осно­ве развития торгово-экономического и научно-технического сотруд­ничества с зарубежными странами:

ü      обеспечение благоприятных условий для привлечения иност­ранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциа­ла российских предприятий для увеличения экспортных возможно­стей региона;                         

ü      развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

ü      отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.       

В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была транс­формирована в особую экономическую зону (ОЭС). Основным зако­нодательным актом, определяющим правовые и экономические осно­вы создания и функционирования такой зоны, является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. Особая экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области, за исключением террито­рий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации. Этим законом были созданы предпосылки для преодоления сложностей эксклавного положения Калининградской области и успешного осуществления ее внешнеэкономической деятель­ности. Ведь экономика Калининградской области тесно связана с уни­кальными месторождениями янтаря, где сосредоточено более 85 проц. мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Янтарь  используется в радиотехнической промышленности, в изготовле­нии музыкальных инструментов, а также в производстве ювелирных украшений. На территории области, включая приобретенный шельф, добываются другие полезные ископаемые. В регионе разведаны круп­ные запасы нефти. Область производит 6 проц. целлюлозы, 4 прод. бумаги и 10 проц. рыбной продукции Российской Федерации. Более того, область располагает рекреационными ресурсами, благоприятству­ющим» развитию курортно-туристского комплекса, где имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Свидетельством тому уже имеющиеся широко известные курортно-оздоровительные зоны Светоогорска и 3еленограда.                  


Заключение


В заключении я хочу подвести итог, что  свободные экономические зоны - области очень высокой кон­центрации торговых, финансовых, производственных, технологи­ческих связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенство­вания технологии и управленческого механизма. Эти феноменаль­ные формирования на исходе XX века превратились в весомый фак­тор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и сти­мулирующие внешнюю торговлю.


Сейчас в России насчитывается много СЭЗ,  развитие которых началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполити­ческой политики и способ стимулирования межгосударственных эко­номических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предпри­ятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполага­лось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техничес­ким потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на осно­ве соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.










Список используемой литературы



1.      Адрианов В.П. «Специальные экономические зоны в мировой экономике», ЭКО, М, 1997 г.



2.      Я.С. Друзик «Свободные экономические зоны», ФУАинформ, М, 1999г.



3.Черненко Н.В. «Свободные экономические зоны в мировой экономике», Вестник БГЭУ, 1998г.



4. Кузнецов Ю.И. «Свободные зоны и национальная экономика», Дрофа, М., 1998г.




 



 



















 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.