Поясняя столь пространное-определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью содержание механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм регулирования?
Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше государства и т. д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ. Сказано слишком общо.
В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.
Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях. Свободные экономические зоны как нам представляется, это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой успешное развитие социально-экономической жизни регионов базирования. При этом деловая жизнь зоны управляет рыночных отношений в сочетании с частичной ререгулирующей ролью государства.
Данное определение просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения основных, наиболее совершенных типов СЭЗ, использующих новейшую технологию и выпускающих экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Вырученная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест и укрепления экономического потенциала региона, на территории которого функционирует СЭЗ.
Приведенное в тексте определение СЭЗ отражает многовекторность этих экономических структур.
Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».
Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические:
ü более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
ü привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
ü использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
ü увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
ü Социальные:
ü комплексное развитие отсталых регионов;
ü увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения:
ü обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
ü насыщение национального рынка высококачественными товарами.
Научно-технические:
- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
- приобщение к новым формам управленческого труда;
- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров
- повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, созааваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
ü политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций:
ü наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов:
ü наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
ü очень важным условием является природно-географическая среда;
ü благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора;
Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:
фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств, и преференциальных государственных кредитов;
административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.
Все указанные льготы, как показала мировая практика, могу применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.
Классификация СЭЗ- это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон. В длинном ряду названий многочисленных типов СЭЗ отражается история эпох, закономерно сменяющих друг друга в порядке следования их этапов по восходящей.
Таким образом, СЭЗ - это не что-то данное однажды и застывшее. Это вечно развивающиеся и совершенствующиеся экономические структуры. Они ярко отражают эпоху глубокой древности, промышленный переворот и научно-техническую революцию. Последняя, как известно породила такие типы СЭЗ, как технополисы, инновационные центры, технопарки и т.д. Самые новейшие типы -информационные зоны, возникшие на финише XX века. Они прокладывают путь в третье тысячелетие. Им принадлежит большое будущее.
Давая краткую характеристику типов свободных экономических зон, будем следовать их закономерным путем возникновения, становления, путем их эволюционного развития, прошедшего сквозь толщу веков (см. схему 1).
Самыми древними, а значит, и самыми простейшими являются складские и транзитные зоны. Они возникли на заре нарождающихся международных экономических связей. Им было суждено стать отправной точкой, с которой началась первая стадия в эволюции развития свободных экономических зон. Характеризуя складские и транзитные зоны, американские ученые М. Фразье и Р. Рэн подчеркивают «Это самый древний тип зон, дающих возможность фирмам складировать проверять, упаковывать, маркировать и перегружать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7