Рефераты. Свободные экономические зоны в мировой экономике

Поясняя столь пространное-определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее террито­рией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапле­ние» в национальную экономическую среду и экономически зна­чительно отличающееся от нее».         Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный су­веренитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный ме­ханизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью со­держание механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм регулирования?

Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше государства и т. д. Но это не конкретизи­руется в определении СЭЗ. Сказано слишком общо.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Боль­шой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на ко­торой действуют особые льготные экономические условия для ино­странных и национальных предпринимателей (льготы таможенно­го, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпри­нимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управ­ления функционирования СЭЗ.

Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селек­тивного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с дей­ствием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях.   Свободные экономические зоны как нам представляется, это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой успешное развитие социально-экономической жизни регионов базирования. При этом деловая жизнь зоны управляет рыночных отношений в сочетании с частичной ререгулирующей ролью государства.

Данное определение просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения ос­новных, наиболее совершенных типов СЭЗ, использующих новей­шую технологию и выпускающих экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Выручен­ная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест и укрепления экономического потенциала региона, на территории которого функционирует СЭЗ.

Приведенное в тексте определение СЭЗ отражает многовекторность  этих экономических структур.

Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономичес­кого механизма, другие - с целью привлечь иностранную техноло­гию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала созда­вать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возмож­ностей занятости, привлечения деятельности, способной активизи­ровать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. По­стсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночно­го механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».

Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические:  

    

ü      более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;        

ü      привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

ü      использование преимуществ международного разделения тру­да для расширения выпуска экспортной продукций;

ü      увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

ü      Социальные:

ü      комплексное развитие отсталых регионов;

ü      увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятос­ти населения:           

ü      обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

ü      насыщение национального рынка высококачественными  товарами.

Научно-технические:                      

-              использование новейших зарубежных и отечественных тех­нологий;

-              приобщение к новым формам управленческого труда;

-              привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров

-              повышение эффективности используемых производствен­ных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, созааваемых, для зарубежных инве­сторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важ­ные условия для нормального функционирования СЭЗ:

ü      политическая стабильность в стране создает общий благопри­ятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций:

ü      наличие хорошо разработанной законодательной базы, гаран­тирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и оте­чественных инвесторов:                          

ü      наличие развитой инфраструктуры (производственной и ком­мерческой);

ü      очень важным условием является природно-географическая среда;

ü      благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора;

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и систе­ма льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал за­интересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории програм­мами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере нахо­дятся вопросы постоянного или временного освобождения от на­логообложения предпринимателей;

финансовые льготы в виде установления низких цен за пользо­вание землей, производственными помещениями, объектами инф­раструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств, и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы обычно предоставляются админист­рацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания раз­личных услуг. Простота административных процедур всегда поло­жительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могу применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.

 

Классификация свободных экономических зон


Классификация СЭЗ- это не просто перечисление их с крат­кой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и пре­образования простейших экономических зон в более совершен­ные. Это вечно изменяющееся содержание экономических струк­тур, получивших название экономических зон. В длинном ряду названий многочисленных типов СЭЗ отражается история эпох, закономерно сменяющих друг друга в порядке следования их эта­пов по восходящей.

Таким образом, СЭЗ - это не что-то данное однажды и застыв­шее. Это вечно развивающиеся и совершенствующиеся экономи­ческие структуры. Они ярко отражают эпоху глубокой древности, промышленный переворот и научно-техническую революцию. Пос­ледняя, как известно породила такие типы СЭЗ, как технополисы, инновационные центры, технопарки и т.д. Самые новейшие типы -информационные зоны, возникшие на финише XX века. Они про­кладывают путь в третье тысячелетие. Им принадлежит большое будущее.                                      

Давая краткую характеристику типов свободных экономичес­ких зон, будем следовать их закономерным путем возникновения, становления, путем их эволюционного развития, прошедшего сквозь толщу веков (см. схему 1).


Складские и транзитные зоны  (The Store and transit zones)

 

Самыми древними, а значит, и самыми простейшими являются складские и транзитные зоны. Они возникли на заре нарождающихся международных экономических связей. Им было суждено стать отправной точкой, с которой началась первая стадия в эволюции развития свободных экономических зон. Характеризуя складские и транзитные зоны, американские ученые М. Фразье и Р. Рэн подчеркивают «Это самый древний тип зон, дающих возможность фирмам складировать проверять, упаковывать, маркировать и перегружать

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.