Рефераты. Свободные экономические зоны в мировой экономике

   Структура управления технопарка определяется профилем его деятельности. Организационная структура имеет два уровня: оперативный и стратегический. Последний включает в себя совет директоров и экспертный совет. Высшим органом управления технопарка как акционерного общества закрытого типа в период между собраниями акционеров является совет директоров. В него входят представители учредителей технопарка, которые определяют его долгосрочную стратегию.

Оперативный уровень представлен исполнительной дирекцией технопарка, осуществляющей непосредственное управление и вы­рабатывающей краткосрочную стратегию развития этой структуры. Исполнительная дирекция включает в себя генерального директо­ра, финансового директора и менеджера по проектам. Он же и за­меститель генерального директора.

В функцию исполнительной дирекции входит: координация де­ятельности всех подразделений парка; непосредственная связь с фирмами парка; на основе полученной информации помощь в ре­шении их текущих проблем; контроль за выполнением фирмами арендных, финансовых, трудовых и экологических обязательств.

При исполнительной дирекции может функционировать ряд служб, которые занимаются вопросами обучения предпринимате­лей, сервиса, выставок и технологического трансферта (передача технологий из науки в производство).

Высшим научно-методическим органом управления технопар­ка является экспертный совет, который формируется советом ди­ректоров из ведущих ученых. Совет занимается вопросами экспер­тизы и отбором научно-технических проектов, дает рекомендации по проблемам развития технопарка.

Этими управленческими структурами определяются програм­мы деятельности научных парков, их тактика и стратегия.


Интернациональные зоны (The international zones)

Этот тип зон возник сравнительно недавно. Ему предшество­вало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран. Нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобали­зации в мировой экономике идет процесс его регионализации. Тенденция к созданию региональных экономических структур яв­ляется доминирующей характеристикой нынешней мировой сис­темы хозяйства. Европейский союз как интернациональная эко­номическая зона начинает процесс своего расширения и ожида­ется, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.

Новым важным элементом мировой экономики стало Соглаше­ние о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Страны Азиатско-тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в кото­рую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Вос­точной Азии.

Ныне, в преддверии XXI века, в мире действует 85 региональ­ных торговых и экономических соглашений. Однако реальные ин­теграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Ев­ропейский союз) и Северной Америке (Нафта). Они являются ин­тернациональными зонами. В большинстве регионов Африки реги­ональное сотрудничество не может пока дать существенного эф­фекта. пока страны-участницы не достигнут определенной техни­ко-экономической и правовой зрелости.

Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с про­цессом глобализации, вносит новое содержание в механизм обра­зования свободных экономических зон: СЭЗ выходит за рамки экономики национального государства и становится интернациональ­ной. Такие международные зоны формируются и развиваются мед­ленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего станов­ления и развития. Это особенно наглядно на примере Андской груп­пы государств, в которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени основания в 1969 г. Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего развития.

На первом существовании группировки Андские страны добились определенного прогресса в области координации эконо­мической политики, совместного планирования промышленного развития, либерализации таможенного режима для расширения вза­имной торговли. С 1978 г. успешно работает финансовый орган -«Андский резервный фонд», использующий новую расчетную, единицу - андское песо, прежде всего во взаимной торговле и туризме. Фонд оказывает помощь странам-членам в решении проблем пла­тежного баланса. Другая финансовая организация этой группы стран — «Андская корпорация развития» действует не только как инвести­ционное учреждение, но и как коммерческий банк. Корпорация раз­работала и реализовала более 300 проектов в области производства и инфраструктуры.

С 1983 г. функционирует Андский парламент. Важным инстру­ментом унификации законодательных систем стран региона служит Андский суд.

В сентябре 1995 г. главы государств данного объединения со­брались на совещание в Кито, где было принято решение о преоб­разовании группы в Андскую систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления. Предполагается, что Андская система интеграции включит в себя - Андский президентский Со­вет - главный политический орган, Андский парламент. Совет ми­нистров иностранных дел. Андский суд Корпорацию развития и Резервный фонд.

Таков результат тридцатилетнего срока деятельности Андской региональной группы государств, которые, однако, еще не стали интернациональной свободной зоной в Латинской Америке.


Приграничные (региональные) зоны   (The border (regional) zones)

В Европе, в Старом свете, появились новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические модели Свободных эко­номических зон. Речь идет о приграничном сотрудничестве, кото­рое обеспечивает прозрачность внутриевропейских межгосудар­ственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества явля­ются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50.

Еврорегион представляет собой ограниченное географ-экономическое пространство, которое состоит из приграничных администра­тивно-территориальных единиц государств, добровольно согласив­шихся на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудниче­ство. К примеру, еврорегион«Маас-Рейн» с населением 3,7 млн. чел. состоит из провинциальных территорий сопредельных государств Бельгии, Нидерландов и Германии. В последней такие еврорегионы существуют по всему периметру государственной границы, включая приграничные сообщества с Францией, Швейцарией, Австрией, Да­нией и т.д. По периметру государственной границы Польши имеется девять еврорегионов, к которым сопричастны Чехия. Словакия. Вен­грия, Украина, Литва, Германия и др.

Документом, регулирующим международные взаимоотношения стран на региональном и локальном уровнях, является Европейс­кая рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, при­нятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В соответствии с первым пара­графом этого документа, активными субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государствен­ной администрации. Второй параграф его гласит: «Это сотрудниче­ство осуществляется в рамках внутреннего законодательства, в свя­зи с чем ни одна из стран не утрачивает своей независимости».

У еврорегионов реализована программа их развития на 1994-1999 гг. - ЕФРР - ИНТЕРРЕГ-2. Она причастна к развитию транс­граничного сотрудничества через оказание помощи районам, рас­положенным вдоль внутренних и внешних границ ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повышения профессиональной подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и задачами новейших типов свободных экономических зон.

Высшим органом еврорегиона является совет, в который стра­ны-участницы приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются из представителей местных органов власти и делового мира.

Еврорегион осуществляет свою деятельность посредством значительного количества комиссии, которые занимаются следующими вопросами

-              развитием еврорегиона (источники финансирования, инвестиции, выставки, ярмарки);

-              координацией торговой деятельности;

-              охраной окружающей среды и туризма (анализ состояния ок­ружающей среды, разработка туристических маршрутов)

-              образованием, культурой, спортом (организация симпозиумов. конференций, фестивалей, художественных конкурсов, спортивных соревнований).

Создаются контрольно-ревизионная комиссия еврорегиона. объединенный секретариат и институт координаторов по вопро­сам деятельности еврорегиона, назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и формирования общего бюджета.

   Все органы управления еврорегионом имеют штаб квартиры, которые находятся в какой-либо стране-участнице такого Сформирования.

С 1993 г. функционирует еврорегион «Карпаты». В него входят допредельные административно-территориальные единицы  Польши. Венгрии, Румынии, Словакии и Украины. Это межстрановое объединение, как полагают специалисты, в ближайшем будущем может стать основополагающей моделью организации внеш­неэкономических связей стран с переходной экономикой.    В сентябре 1995 года четыре польских воеводства (Замойское, „Люблинское, Хелмское, Тарнобжечское) и Волынская область Украины подписали Соглашение о создании еврорегиона «Буг» и приняли его устав. В мае 1998 года к нему присоединились Брестская область (Беларусь) и Бялоподлясское воеводство (Польша). Евро-регион принят в Ассоциацию трансграничных еврорегионов, есть перспектива получения средств на внутреннее развитие.  -Еврорегион «Буг» с общей площадью в 82 тыс. км населением. превышающем 5 млн. чел., расположен в центре Европы, на

одном из магистральных путей Евразии. По его территории прохо-автострада Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва с ответвлением на Украину, Прибалтику и север России. Через еврорегион «Буг» проходят трансевропейские железнодорожные и вод­ные пути.

Первая конференция участников еврорегиона «Буг», прошед­шая в Люблине, предопределила:

-          развитие таможенной транспортной инфрастуктуры, упро­щение механизма перехода границ и меры в области экологии;

-          создание польско-белорусско-украинского инвестиционного банка, с помощью которого инвестировать производство и обмен;

-          организацию Фонда региональной реконструкции для финан­совой поддержки инноваций фирм региона;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.