Структура управления технопарка определяется профилем его деятельности. Организационная структура имеет два уровня: оперативный и стратегический. Последний включает в себя совет директоров и экспертный совет. Высшим органом управления технопарка как акционерного общества закрытого типа в период между собраниями акционеров является совет директоров. В него входят представители учредителей технопарка, которые определяют его долгосрочную стратегию.
Оперативный уровень представлен исполнительной дирекцией технопарка, осуществляющей непосредственное управление и вырабатывающей краткосрочную стратегию развития этой структуры. Исполнительная дирекция включает в себя генерального директора, финансового директора и менеджера по проектам. Он же и заместитель генерального директора.
В функцию исполнительной дирекции входит: координация деятельности всех подразделений парка; непосредственная связь с фирмами парка; на основе полученной информации помощь в решении их текущих проблем; контроль за выполнением фирмами арендных, финансовых, трудовых и экологических обязательств.
При исполнительной дирекции может функционировать ряд служб, которые занимаются вопросами обучения предпринимателей, сервиса, выставок и технологического трансферта (передача технологий из науки в производство).
Высшим научно-методическим органом управления технопарка является экспертный совет, который формируется советом директоров из ведущих ученых. Совет занимается вопросами экспертизы и отбором научно-технических проектов, дает рекомендации по проблемам развития технопарка.
Этими управленческими структурами определяются программы деятельности научных парков, их тактика и стратегия.
Этот тип зон возник сравнительно недавно. Ему предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран. Нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс его регионализации. Тенденция к созданию региональных экономических структур является доминирующей характеристикой нынешней мировой системы хозяйства. Европейский союз как интернациональная экономическая зона начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.
Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Страны Азиатско-тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Ныне, в преддверии XXI века, в мире действует 85 региональных торговых и экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Европейский союз) и Северной Америке (Нафта). Они являются интернациональными зонами. В большинстве регионов Африки региональное сотрудничество не может пока дать существенного эффекта. пока страны-участницы не достигнут определенной технико-экономической и правовой зрелости.
Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с процессом глобализации, вносит новое содержание в механизм образования свободных экономических зон: СЭЗ выходит за рамки экономики национального государства и становится интернациональной. Такие международные зоны формируются и развиваются медленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего становления и развития. Это особенно наглядно на примере Андской группы государств, в которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени основания в 1969 г. Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего развития.
На первом существовании группировки Андские страны добились определенного прогресса в области координации экономической политики, совместного планирования промышленного развития, либерализации таможенного режима для расширения взаимной торговли. С 1978 г. успешно работает финансовый орган -«Андский резервный фонд», использующий новую расчетную, единицу - андское песо, прежде всего во взаимной торговле и туризме. Фонд оказывает помощь странам-членам в решении проблем платежного баланса. Другая финансовая организация этой группы стран — «Андская корпорация развития» действует не только как инвестиционное учреждение, но и как коммерческий банк. Корпорация разработала и реализовала более 300 проектов в области производства и инфраструктуры.
С 1983 г. функционирует Андский парламент. Важным инструментом унификации законодательных систем стран региона служит Андский суд.
В сентябре 1995 г. главы государств данного объединения собрались на совещание в Кито, где было принято решение о преобразовании группы в Андскую систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления. Предполагается, что Андская система интеграции включит в себя - Андский президентский Совет - главный политический орган, Андский парламент. Совет министров иностранных дел. Андский суд Корпорацию развития и Резервный фонд.
Таков результат тридцатилетнего срока деятельности Андской региональной группы государств, которые, однако, еще не стали интернациональной свободной зоной в Латинской Америке.
В Европе, в Старом свете, появились новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические модели Свободных экономических зон. Речь идет о приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает прозрачность внутриевропейских межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50.
Еврорегион представляет собой ограниченное географ-экономическое пространство, которое состоит из приграничных административно-территориальных единиц государств, добровольно согласившихся на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудничество. К примеру, еврорегион«Маас-Рейн» с населением 3,7 млн. чел. состоит из провинциальных территорий сопредельных государств Бельгии, Нидерландов и Германии. В последней такие еврорегионы существуют по всему периметру государственной границы, включая приграничные сообщества с Францией, Швейцарией, Австрией, Данией и т.д. По периметру государственной границы Польши имеется девять еврорегионов, к которым сопричастны Чехия. Словакия. Венгрия, Украина, Литва, Германия и др.
Документом, регулирующим международные взаимоотношения стран на региональном и локальном уровнях, является Европейская рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В соответствии с первым параграфом этого документа, активными субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной администрации. Второй параграф его гласит: «Это сотрудничество осуществляется в рамках внутреннего законодательства, в связи с чем ни одна из стран не утрачивает своей независимости».
У еврорегионов реализована программа их развития на 1994-1999 гг. - ЕФРР - ИНТЕРРЕГ-2. Она причастна к развитию трансграничного сотрудничества через оказание помощи районам, расположенным вдоль внутренних и внешних границ ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повышения профессиональной подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и задачами новейших типов свободных экономических зон.
Высшим органом еврорегиона является совет, в который страны-участницы приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются из представителей местных органов власти и делового мира.
Еврорегион осуществляет свою деятельность посредством значительного количества комиссии, которые занимаются следующими вопросами
- развитием еврорегиона (источники финансирования, инвестиции, выставки, ярмарки);
- координацией торговой деятельности;
- охраной окружающей среды и туризма (анализ состояния окружающей среды, разработка туристических маршрутов)
- образованием, культурой, спортом (организация симпозиумов. конференций, фестивалей, художественных конкурсов, спортивных соревнований).
Создаются контрольно-ревизионная комиссия еврорегиона. объединенный секретариат и институт координаторов по вопросам деятельности еврорегиона, назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и формирования общего бюджета.
Все органы управления еврорегионом имеют штаб квартиры, которые находятся в какой-либо стране-участнице такого Сформирования.
С 1993 г. функционирует еврорегион «Карпаты». В него входят допредельные административно-территориальные единицы Польши. Венгрии, Румынии, Словакии и Украины. Это межстрановое объединение, как полагают специалисты, в ближайшем будущем может стать основополагающей моделью организации внешнеэкономических связей стран с переходной экономикой. В сентябре 1995 года четыре польских воеводства (Замойское, „Люблинское, Хелмское, Тарнобжечское) и Волынская область Украины подписали Соглашение о создании еврорегиона «Буг» и приняли его устав. В мае 1998 года к нему присоединились Брестская область (Беларусь) и Бялоподлясское воеводство (Польша). Евро-регион принят в Ассоциацию трансграничных еврорегионов, есть перспектива получения средств на внутреннее развитие. -Еврорегион «Буг» с общей площадью в 82 тыс. км населением. превышающем 5 млн. чел., расположен в центре Европы, на
одном из магистральных путей Евразии. По его территории прохо-автострада Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва с ответвлением на Украину, Прибалтику и север России. Через еврорегион «Буг» проходят трансевропейские железнодорожные и водные пути.
Первая конференция участников еврорегиона «Буг», прошедшая в Люблине, предопределила:
- развитие таможенной транспортной инфрастуктуры, упрощение механизма перехода границ и меры в области экологии;
- создание польско-белорусско-украинского инвестиционного банка, с помощью которого инвестировать производство и обмен;
- организацию Фонда региональной реконструкции для финансовой поддержки инноваций фирм региона;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7