товары в условиях освобождения их от таможенных пошлин и других правительственных сборов. Со времен финикийцев, греков и римлян правительства привлекали торговлю, проводя такую политику государственного невмешательства на выбранных территориях. Ганзейский союз свободных, зон подтолкнул Север Европы к выводу из тьмы средних веков».
Можно согласиться с М. Фразье и Р. Рэном: Ганза в эпоху своего расцвета действительно оказала большое влияние на развитие самых простейших экономических зон в Европе. Летопись сохранила схему размещения складских и транзитных зон на водных путях и архитектуру складских помещений того времени. (См. карту-схему ганзейского союза стр. 18).
Секретом ганзейского процветания была дешевизна массовых перевозок. По сей день работает вырытый крепостными графа Лауэбергского еще между 1391 и 1398 годами Эльба-Любекский канал, правда, в настоящее время углубленный и расширенный. В свое время он пришел на смену старому тележному пути из Любека в Гамбург, что впервые и сделало экономически выгодными перевозки сыпучих и других массовых грузов из Восточной Европы в Западную. Так в ганзейскую эру по каналу доставлялись восточноевропейские продукты питания и сырье - польское зерно и мука, сельдь прибалтийских рыбаков, шведский лес и железо, русский свечной воск и меха. А навстречу им - соль, добываемая под Люнебургом, рейнское вино и гончарные изделия, кипы льняных и шерстяных тканей из Англии и Нидерландов. Ганзейские парусники сновали вплоть до Лиссабона на западе и Ревеля (Таллинна) на востоке. В конце XV века общая грузоподъемность всех судов Ганзейского союза уже превышала 60 тыс. тонн.
В старых грамотах содержатся сведения о том, что из Любека в Берген ежегодно совершали плавание не менее двадцати судов. Тут их встречали и представители ганзейской «конторы», которые уже знали спрос на привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия. Говоря о Любеке, который ЮНЕСКО провозгласила объектом мирового наследия, летопись повествует: «Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех десятках вытянувшихся вдоль воды трехэтажных домах, состоявших под охраной сторожевых псов. В каждом таком доме - целый лабиринт складов, конторских комнат, помещений, для лебедки и ворота, а надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорами и устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Республики Беларусь.
Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.
Это один из первых и наиболее распространенный тип свободных экономических зон, которые могли создаваться в портах. Первая древнейшая портовая таможенная свободная зона. как утверждают ученые, была создана на острове Делос. Подобные зоны способствовали становлению и развитию таких ведущих торговых центров, как Гибралтар, Венеция и Генуя. Позже аналогичные структуры появились в Сингапуре, Гонконге, Адене и Других регионах. Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями, и они являются наиболее распространенными теперь. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. СТЗ занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах.
Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т,д.). В эту сферу привлекаются также спальни, где за скользящей в пазах дверью высились двухэтажные нары, на которых отдыхали подмастерья».
Складские свободные зоны, зародившиеся в глубокой древности продолжают функционировать и сегодня. Они надежно несут свою эстафету в XXI век. Свободный склад - вечный спутник мирового рынка. Он прочно и надолго вошел в таможенные Кодексы практически всех государств мира. В этом ряду и Республика Беларусь, новый Таможенный Кодекс которой гласит: «Свободный склад - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики...». В свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу.
Владельцами свободных складов могут быть исключительно юридические лица-резиденты Республики Беларусь. «Помещение или иное место, предназначенное для учреждения свободного склада, - говорится в Таможенном Кодексе РБ, - должно быть обустроено иностранные инвестиции, в ней могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.
Следовательно, СТЗ - это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции.
Однако в последнее время в структуре товарообмена наблюдаются сдвиги в сторону развития кооперационных связей, внутрифирменных поставок, расширение торговли технологиями. Материалоемкость торговли снижается. Имеются изменения и в способе транспортировок грузов. Контейнерная перевозка и пакетирование грузов стали более приемлемыми, а СТЗ все больше превращаются в перевалочные базы, в которых не всегда нуждаются значительные грузопотоки. В результате многие СТЗ, наряду с сохранением традиционной специализации в области внешнеторговых и финансовых услуг, переходят к развитию отраслей экспортного производства.
Несмотря на древность свободных таможенных зон, они широко функционируют в системе современного мирового рынка, в том числе и в странах СНГ. Таможенный Кодекс Республики Беларусь 1998 г. определяет такую экономическую структуру так: «Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Кодексом».
В свободных таможенных зонах, говорится в Кодексе, допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений закона. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков. При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон за пределы Республики Беларусь таможенные пошлины и налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
Зоны свободной торговли - это бойкие «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Старейшими зонами свободной торговли (ЗСТ) являются немецкие, созданные в свободных городах Гамбург и Бремен в XIX веке. Более 60 лет функционируют зоны свободной торговли и в США.
ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров.
Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные пошлиной, ввозимые в ЗСТ, принято считать экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же национальные и зарубежные товары распространяются все имеющиеся в зоне экспортные стимуляторы, включая налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др..
Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону свободной торговли для потребления и использования в пределах ее границ, считается импортом и облагается таможенными пошлинами и налогами на импорт. Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве также облагаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, произведенные непосредственно в ЗСТ.
Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы,
Наибольшее распространение зоны свободной торговли получили в Соединенных Штатах Америки. В этой великой и богатой стране насчитывается 218 ЗСТ, функционирующих практически во всех штатах. Их создание связано с «Новым курсом» президента Рузвельта, когда изданный в 1934 г. «Акт о зонах свободной торговли» требовал поощрять торговлю, ускорять товарооборот и сокращать торговые издержки Закон предусматривал: «при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона».
Ныне к числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free» или магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания таможенной пошлины и налогов, без применения мер экономической политики. Магазины «Дьюти Фри» должны располагаться за линией таможенного контроля в международных аэропортах, морских и речных гаванях, автомобильных пунктах пропуска и международных вокзалах. Продавать товар в этих магазинах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7