Рефераты. Свободные экономические зоны в мировой экономике

 

товары в условиях освобождения их от таможенных пошлин и других правительственных сборов. Со времен финикийцев, греков и римлян правительства привлекали торговлю, проводя такую по­литику государственного невмешательства на выбранных террито­риях. Ганзейский союз свободных, зон подтолкнул Север Европы к выводу из тьмы средних веков».

Можно согласиться  с М. Фразье и Р. Рэном: Ганза в эпоху свое­го расцвета действительно оказала большое влияние на развитие самых простейших экономических зон в Европе. Летопись сохра­нила схему размещения складских и транзитных зон на водных пу­тях и архитектуру складских помещений того времени. (См. карту-схему ганзейского союза стр. 18).

Секретом ганзейского процветания была дешевизна массовых перевозок. По сей день работает вырытый крепостными графа Лауэбергского еще между 1391 и 1398 годами Эльба-Любекский ка­нал, правда, в настоящее время углубленный и расширенный. В свое время он пришел на смену старому тележному пути из Любека в Гамбург, что впервые и сделало экономически выгодными перевоз­ки сыпучих и других массовых грузов из Восточной Европы в За­падную. Так в ганзейскую эру по каналу доставлялись восточно­европейские продукты питания и сырье - польское зерно и мука, сельдь прибалтийских рыбаков, шведский лес и железо, русский свечной воск и меха. А навстречу им - соль, добываемая под Люнебургом, рейнское вино и гончарные изделия, кипы льняных и шер­стяных тканей из Англии и Нидерландов. Ганзейские парусники сновали вплоть до Лиссабона на западе и Ревеля (Таллинна) на во­стоке. В конце XV века общая грузоподъемность всех судов Ган­зейского союза уже превышала 60 тыс. тонн.

В старых грамотах содержатся сведения о том, что из Любека в Берген ежегодно совершали плавание не менее двадцати судов. Тут их встречали и представители ганзейской «конторы», которые уже знали спрос на привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия. Говоря о Любеке, который ЮНЕС­КО провозгласила объектом мирового наследия, летопись повеству­ет: «Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех десят­ках вытянувшихся вдоль воды трехэтажных домах, состоявших под охраной сторожевых псов. В каждом таком доме - целый лабиринт складов, конторских комнат, помещений, для лебедки и ворота, а надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорами и устройствами, одно из которых должно находиться в ведении тамо­женного органа Республики Беларусь.

Свободные таможенные зоны   (The free customs zones)

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Они создаются для активизации внешне­экономической деятельности.

Это один из первых и наиболее распространенный тип свобод­ных экономических зон, которые могли создаваться в портах. Пер­вая древнейшая портовая таможенная свободная зона. как утверж­дают ученые, была создана на острове Делос. Подобные зоны спо­собствовали становлению и развитию таких ведущих торговых цен­тров, как Гибралтар, Венеция и Генуя. Позже аналогичные структу­ры появились в Сингапуре, Гонконге, Адене и Других регионах. Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными тамо­женными зонами и даже свободными таможенными территориями, и они являются наиболее распространенными теперь. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гава­нях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промыш­ленных районах для доработки экспортируемых промышленных из­делий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, скла­дирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. СТЗ за­нимаются снабжением судов и других транспортных средств в мор­ских, речных и воздушных портах.                      

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах ос­нован на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкс­портируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на террито­рию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощря­ется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхова­ние внешнеторговой деятельности и т,д.). В эту сферу привлекаются также спальни, где за скользящей в пазах дверью высились двухэ­тажные нары, на которых отдыхали подмастерья».

Складские свободные зоны, зародившиеся в глубокой древности продолжают функционировать и сегодня. Они надежно несут свою эстафету в XXI век. Свободный склад - вечный спутник мирового рынка. Он прочно и надолго вошел в таможенные Кодексы практи­чески всех государств мира. В этом ряду и Республика Беларусь, но­вый Таможенный Кодекс которой гласит: «Свободный склад - тамо­женный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взима­ния таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ука­занным товарам мер экономической политики...». В свободных скла­дах допускается совершение производственных и иных коммерчес­ких операций с товарами, исключая их розничную продажу.

Владельцами свободных складов могут быть исключительно юридические лица-резиденты Республики Беларусь. «Помещение или иное место, предназначенное для учреждения свободного скла­да, - говорится в Таможенном Кодексе РБ, - должно быть обустроено иностранные инвестиции, в ней могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.

Следовательно, СТЗ - это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной террито­рии, с точки зрения финансового режима рассматриваются как на­ходящиеся за пределами государственных границ. Они обслужива­ют как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции.

Однако в последнее время в структуре товарообмена наблюда­ются сдвиги в сторону развития кооперационных связей, внутрифир­менных поставок, расширение торговли технологиями. Материалоемкость торговли снижается. Имеются изменения и в способе транс­портировок грузов. Контейнерная перевозка и пакетирование грузов стали более приемлемыми, а СТЗ все больше превращаются в пере­валочные базы, в которых не всегда нуждаются значительные грузо­потоки. В результате многие СТЗ, наряду с сохранением традицион­ной специализации в области внешнеторговых и финансовых услуг, переходят к развитию отраслей экспортного производства.

Несмотря на древность свободных таможенных зон, они широ­ко функционируют в системе современного мирового рынка, в том числе и в странах СНГ. Таможенный Кодекс Республики Беларусь 1998 г. определяет такую экономическую структуру так: «Свобод­ная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностран­ные товары размещаются и используются в соответствующих тер­риториальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указан­ным товарам мер экономической политики, а отечественные това­ры размещаются и используются на условиях, применяемых к вы­возу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Кодексом».

В свободных таможенных зонах, говорится в Кодексе, допус­кается совершение производственных и иных коммерческих опе­раций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений закона. Товары могут находиться в сво­бодных таможенных зонах без ограничения сроков.       При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон на    остальную часть таможенной территории Республики Беларусь и    при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон за пределы Республики Беларусь таможенные пошлины и налоги взи­маются и меры экономической политики применяются в зависимо­сти от происхождения товаров.

 

Зоны свободной торговли  (The zones of the free trade)

Зоны свободной торговли - это бойкие «коммерческие цент­ры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стиму­лировать внешнюю торговлю. Старейшими зонами свободной тор­говли (ЗСТ) являются немецкие, созданные в свободных городах Гамбург и Бремен в XIX веке. Более 60 лет функционируют зоны свободной торговли и в США.

ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение то­варов от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная админист­рация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров.

Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные по­шлиной, ввозимые в ЗСТ, принято считать экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же на­циональные и зарубежные товары распространяются все имеющи­еся в зоне экспортные стимуляторы, включая налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др..

Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону свободной торговли для потребления и использования в пре­делах ее границ, считается импортом и облагается таможенными пошлинами и налогами на импорт. Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве также обла­гаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, произведенные непосредствен­но в ЗСТ.

Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сор­тировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и стра­ховые взносы,

Наибольшее распространение зоны свободной торговли полу­чили в Соединенных Штатах Америки. В этой великой и богатой стране насчитывается 218 ЗСТ, функционирующих практически во всех штатах. Их создание связано с «Новым курсом» президента Рузвельта, когда изданный в 1934 г. «Акт о зонах свободной торгов­ли» требовал поощрять торговлю, ускорять товарооборот и сокра­щать торговые издержки Закон предусматривал: «при каждом офи­циальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона».

Ныне к числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free» или ма­газины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового ре­жима они рассматриваются как находящиеся за пределами госу­дарственных границ. Здесь действует таможенный режим, при ко­тором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания таможенной пошлины и налогов, без применения мер эко­номической политики. Магазины «Дьюти Фри» должны распола­гаться за линией таможенного контроля в международных аэро­портах, морских и речных гаванях, автомобильных пунктах про­пуска и международных вокзалах. Продавать товар в этих магази­нах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжаю­щим за границу.                            

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.