неустойчивое финансовое состояние характеризуется наличием нарушений финансовой дисциплины (задержки в оплате труда, использование временно свободных собственных средств резервного фонда и фондов экономического стимулирования и пр.), перебоями в поступлении денег на расчетные счета и платежах, неустойчивой рентабельностью, невыполнением финансового плана, в том числе по прибыли;
кризисное финансовое состояние характеризуется, кроме вышеуказанных признаков неустойчивого финансового положения, наличием регулярных неплатежей, по которым кризисное состояние может классифицироваться: первая степень (наличие просроченных ссуд банкам); вторая степень (наличие, кроме того, просроченной задолженности за товары); третья степень (наличие, кроме того, недоимок в бюджеты), которая граничит с банкротством.
7. Система критериев и методика оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
Одной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство или несостоятельность хозяйствующих субъектов.
Под банкротством предприятия понимается его неспособность финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах рыночной экономики выработан механизм учреждения и защиты предприятий от полного краха. Основными его элементами являются:
правовое регулирование банкротства;
наличие организационного, экономического и нормативно-методического обеспечения процессов принятия решения при реализации актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;
финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;
экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;
ведение реестра неплатежеспособных предприятий, обеспечение гласности информации о банкротах для широкой общественности.
Действующим в Российской Федерации порядком установлено, что решения о несостоятельности (банкротстве) предприятий принимаются:
в добровольном порядке самим предприятием;
по заключению арбитражного суда;
Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе.
Основание для принятия решения о несостоятельности (банкротстве) предприятия является система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498.
Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
1) коэффициент текущей ликвидности, определяемый по формуле:
где: IIa — итог раздела II актива баланса;
IIп — итог раздела II пассива баланса;
IIIа — итог раздела III актива баланса;
500, 510, 730, 735, 740 — соответствующие строки пассива баланса.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует степень общего покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств (суммы краткосрочных кредитов, а также кредиторской задолженности).
2) коэффициент обеспеченности собственными средствами, определяемый по формуле:
где: Ia — итог раздела I актива баланса;
Iп — итог раздела I пассива баланса;
IIа — итог раздела II актива баланса;
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.
3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определяемый по формуле:
где: Ктлк — значение коэффициентов текущей ликвидности в конце отчетного периода;
Ктлн — значение коэффициентов текущей ликвидности в начале отчетного периода;
Т — продолжительность отчетного периода в месяцах;
У — период восстановления (утраты) платежеспособности.
При расчете коэффициента восстановления платежеспособности У = 6 мес.
При расчете коэффициента утраты платежеспособности У = 3 месяцам.
По результатам расчетов и полученным значениям перечисленных показателей (критериев) может быть принято одно из следующих решений:
о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным;
о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятием, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Принятое решение является основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, либо иных действий в пределах полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным, является выполнение одного из следующих условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
При неудовлетворительно структуре баланса для проверки реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев. Если значение коэффициента К3 больше 1, то может быть принято решение о наличии у предприятия реальной возможности восстановит свою платежеспособность и решение о признании структуры баланса неудовлетворительной может быть отложено на срок, определяемый Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).
Результаты расчетов оформляются в таблицу 10. Одной из частых причин неплатежеспособности предприятия является задолженность государства перед ним. Под задолженностью государства перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной исполнительной власти России или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого предприятие не вправе отказаться в соответствии с законодательством. Наличие задолженности государства перед предприятием определяется на основании справки о структуре государственной задолженности (договоров, распоряжений, приказов и т.д.).
На основании представленных документов по каждому из неисполненных в срок гособязательств, определяются объемы государственной задолженности и сроки их возникновения. При наличии государственной задолженности оценка текущей ликвидности осуществляется по скорректированной формуле:
где: К1* — скорректированный коэффициент текущей ликвидности;
Pi — объем государственной задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства;
å Pi — суммарная задолженность;
Z — сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, рассчитываемая по формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33