Рефераты. Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

•   увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая ус­тойчивость и способность с максимальной эффективностью ис­пользовать авансированный капитал.

Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности органи­зационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механиз­мами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских под­разделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к не­посредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.

Принятие экономически целесообразных инвестиционных реше­ний имеет существенное значение для устойчивости финансового положения группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные аналитические подразделения, в состав кото­рых входят высококвалифицированные эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность принятия реше­ний. Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:

•   формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под доле­вые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;

•   создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;

•   широкое использование механизма создания совместных и дочерних организаций с целью органического соединения финан­совых ресурсов членов ФПГ.

Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:

•   активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных са­теллитов и развивая тесные кооперационные связи;

•   расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и со­вместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранно­го капитала;

•   расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;

•   разнообразить виды и формы деятельности финансовых орга­низаций в рамках групп, включая в их состав не только универсаль­ные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать времен­но свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;

•   расширять участие государственных средств в инвестирова­нии проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюд­жетных ассигнований, а через межбанковский кредит;

•   активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.

Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась моти­вация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный кон­троль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйствен­ных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализа­ции приоритетных федеральных и региональных программ, полу­чения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение про­изводства, освоения долгосрочных и перспективных инвестицион­ных проектов.

Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в настоящее время служат:    

•   стремление осуществить реальные инвестиции в производ­ство в результате объединения с финансово-кредитными учрежде­ниями;

•   государственные гарантии под внешние инвестиции;

•     возможность получить государственную поддержку предусмотренную законодательством;

•   попытка восстановить или сохранить кооперационные связи с предприятиями-партнерами других отраслей и стран СНГ.

Действующие ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью: они охватывают около 100 направлений промышленной деятельности. Приоритетными направлениями являются произ­водство легковых автомобилей, самолетостроение, выпуск чугуна и металлопродукции, производство железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди, алюминия), вы­пуск металлопроката, трубное производство., выпуск химической продукции и др.

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполага­ет наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путя­ми: 1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры. Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобно­го объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способ­ного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необхо­димыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной де­ятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуще­ствляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные хол­динг-структуры, холдинги в интегрированных компаниях, холдинги в конгломератах, банковские холдинг-структуры.

Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но посте­пенно утрачивающих его, по крайней мере, по отношению к запад­ным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать опре­деленные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гиб­кости и динамичности их структуры управления.

В ряде случаев финансово-промышленные группы в России соз­даются по инициативе государственных органов и являются отра­жением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опор­ными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их дея­тельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого поло­жения на рынке перераспределять инвестиционные средства из раз­витых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих прин­ципов государственной политики:

•   создание благоприятной среды и особая селективная поддер­жка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направ­лениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

• обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ;

•   разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее конт­ролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона. Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.