Бюджет доходов в Европейских клубах можно представить в следующем виде:
Таблица 3.1
Основные источники дохода футбольных клубов Европейских стран (в %) [32,с. 140]
Страна
Продажа
билетов
Лицензирование
и спонсорство
телеправ
Англия
36
37
27
Италия
25
39
Испания
45
17
38
ФК Зенит
3
82
12
Главной статьей расходов клубов является зарплата игроков, тренеров и обслуживающего персонала. Доля зарплаты в бюджете клубов выглядит так:
Таблица 3.2
Доля зарплаты в бюджете иностранных клубов [32,с. 140]
Заработная плата
Германия
43
46
52
64
Франция
69
22,5
В иностранных футбольных клубах считается, что превышение доли зарплаты в бюджете клуба опасно для клуба. Доходы и расходы на трансферты учитываются, как правило, одной строкой. При этом клубы высшего дивизиона чаще всего являются покупателями.
Сложившиеся система организации соревнований в Европе способствует появлению клубов, которые доминируют в чемпионатах. В основе этого лежит очень большая разница в доходах клубов, которые могут позволить покупать наилучших игроков и платить им соответствующую зарплату.
В мировом профессиональном спорте существуют различные модели. И формировались в разных странах на протяжении длительного времени. Можно привести сравнительный анализ следующих основных моделей:
Таблица 3.3
Сравнительный анализ Американской, Европейской и Российской моделей профессионального спорта [32,с. 140]
Характеристика
США
Европа
Россия
Основной принцип проведения соревнований
Коммерческо-константный
(акцент на экономические интересы клубов, зрелищность соревнований)
Спортивно-ротационный
Тот же, что и в Европе
Менеджмент
Жёсткое разделение любительского и профессионального спорта
Объединение в одной федерации любительского и профессионального спорта
То же, что и в Европе.
Правовые
основы
Отсутствие специального федерального законодательства, опора на уставные документы спортивных организаций
Наличие специального законодательства
Тенденция создания собственной правовой базы профессионального спорта
Отношение
государства
Оказание помощи через льготы, налогообложение и т.п. Профессиональный спорт часть государственной идеологии.
Система схожа с Американской, но более сильно влияние спонсоров
Спортивная деятельность не окупает расходов. Акцент на неспортивные поступления.
Основные формы владения
Частная и корпоративная
Корпоративная, в виде акционерных обществ, частная.
Многообразие форм владения
Система отбора
Через школьный и студенческий спорт при помощи системы драфта
Через сферу спорта высших достижений
Через систему специализированных спортивных школ и профессиональный спорт
Степень интернационализации
Относительно закрытая система
Широкое участие легионеров, высокая степень интернационализации
Высокая степень интернационализации
Сложившиеся модель профессионального спорта в России сильно отличается от Американской модели, но несколько в меньшей степени от Европейской модели.
Из Американской модели профессионального спорта можно взять: акцент на экономические интересы клубов и зрелищность соревнований, ужесточение лимита легионеров.
Из Европейской системы следует взять: систему специального спортивного законодательства, выстраивание системы любительский спорт - профессиональный спорт – клуб.
Это позволит более эффективно развиваться клубу и выполнять поставленные перед ним задачи.
3.2 Проблемы и перспективы системы бюджетирования ЗАО “ФК “Зенит”
Финансовая составляющая функционирования клуба – одна из важнейших проблем стоящих на пути успешного развития клуба. Поэтому в середине 90-х г. клуб был акционирован, что позволило привлечь дополнительное финансирование.
В конце 90-х г. и начале 2000-х г. клуб рассчитывал на собственную спортивную деятельность при значительной поддержке других источников финансирования (спонсоры). С приходом ОАО “Газпром” клуб стал финансироваться, в целом, за счёт спонсорской поддержки. С приходом нового акционера бюджет клуба стал выглядеть следующим образом:
Бюджет доходов ЗАО “ФК “Зенит” представлен следующим графиком:
Рис 3.6 Постатейный бюджет доходов клуба 2007 г. (млн. руб.)
Составлено по данным ЗАО “ФК “Зенит”
Где:1-спонсорство (82 %); 2-телевизионные трансляции (12 %); 3-комерческая деятельность (3 %); 4-билеты (3 %); 5-Продажа атрибутики (2 %).
Бюджет расходов ФК “Зенит” можно представить в следующем виде:
Рис. 3.7 Постатейный бюджет расходов ЗАО “ФК “Зенит” 2007 г. (млн. руб.)
Где: 1-заработная плата (22,5 %); 2-расходы по трансфертам (48,17 %); 3-налоги (4,25 %); 4-финансовая деятельность (3,57 %); 5-расходы на участие в соревнованиях (3,32 %); 6-организация тренировочного процесса; 7-расходы на СДЮШР; 8-администранивные и коммерческие расходы.
В зарубежном маркетинге спорта разработана и широко применяется методология анализа эффективности спортивных соревнований, получившая название “треугольник спортивного события”. Эта методология демонстрирует финансовую взаимозависимость главных участников спортивного мероприятия: самого спортивного соревнования, болельщиков, спонсоров. В треугольнике спортивного события совместно действуют следующие факторы [26, с. 258]:
-спортивным соревнованиям для финансовой поддержки и получения паблисити необходимы спонсоры;
-спонсорам для продвижения своих товаров (услуг) и поддержки их продаж необходимы спортивные соревнования;
-спортсменам за затраченное время и демонстрацию своих способностей необходима соответствующая компенсация.
Треугольник спортивного события объясняет следующие явления [26, с. 258]:
-соревнования демонстрируют и продают личностные характеристики и спортивные таланты участников;
-соревнования демонстрируют маркетинговые достижения компаний по продвижению своих товаров (услуг);
-соревнования продвигают и продают товары (услуги) спонсоров. Согласно этому треугольнику: наблюдается высокий интерес зрителей к клубу. Это позволило привлечь финансовую поддержку спонсора в размере 82 % бюджета. Соответственно: ОАО “Газпром” за счёт поддержки клуба смог создать определенный образ своей торговой марки.
Проблема финансирования – одна из наиболее важных проблем, стоящих на пути развития клуба только крепкий в финансовом отношении клуб может показать яркую игру, а также привлечь спонсоров.
При анализе бюджета клуба можно выделить следующие проблемы:
-высокий удельный вес поступлений от спонсора (82 %);
-низкий уровень поступлений от других видов доходов (18 %);
-высокий удельный вес затрат на трансферты (48,17 %);
-высокий удельный вес заработной платы игроков (22,5 %).
Это можно решить с помощью следующих мер:
-повышение поступлений от телевизионных трансляций, продажи атрибутики и билетов;
-повышение поступлений от использования торгового знака.
Снижение расходов на трансферты и заработную плату игроков можно достичь за счёт:
-более активного привлечения в клуб игроков спортивных школ;
-поиск перспективных игроков в других клубах.
В дальнейшем политика клуба должна быть направлена на увеличение поступлений от продажи прав на телевизионные трансляции, продажи атрибутики и т.п., а также на снижение расходов на трансферты и зарплату.
Построение финансовой системы на предприятии – одна из наиболее важных проблем стоящих на пути развития клуба. Только хорошо функционирующей финансовой системой клуба, команда может показывать зрелищную игру, способную привлечь зрителей на трибуны и к экранам телевизоров, а также поддержку спонсоров.
В дальнейшем, при построении системы бюджетирования следует учитывать:
-основным источником доходов клуба являются финансовые поступления от владельцев клуба и спонсоров. На величину поступлений влияет уровень популярности клуба;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12