Рефераты. Шпаргалки по экономической теории

2.Необходимость удовлетворения ряда общественных потребностей, которые частный бизнес не хочет удовлетворять, например, уличное освещение, дорожная разметка и знаки, школьное образование, правоохранительные услуги, оборона.

3.Необходимость обеспечения развития экономики соответствующей законодательно правовой базой.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т.е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). Прежде всего государство должно обеспечить право частной собственности

4.Необходимость для государства выступать в роли главного общественного контролера. Выполнять роль хранителя общественного очага (во время войн, естественных катастроф).


17. План и рынок: их соотношение в современной рыночной экономике.

В советском союзе была реализована система, основанная на полной государственной собственности и централизованном планировании, как методе управления рыночной экономикой. Существовал Госплан, представлявший государство, который решал что, для кого, по каким ценам и в каких количествах производить. Контроль государства над экономикой был 100%. В централизованно - планируемой системе план и рынок противопоставлялись друг другу.

В рыночной экономике вмешательство государства в экономику ограничено сферами, в которых это необходимо (законодательство, производство общественных благ, борьба с негативными последствиями рыночной системы, защита национальных интересов). Вне этих сфер -  рынок саморегулирующаяся система, управляемая соотношениями спроса и предложения.

Современная рыночная система существовать без плана не может, но это не централизованный план, присущий командно – плановой системе.

Формы планирования в условиях рыночной экономики.

1.У фирм – бизнес планы, бюджеты.

2.На государственном уровне – государственный бюджет, общеэкономические целевые программы, государственное стратегическое планирование


18. Товар и его свойства. Стоимость и цена товара. Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности.

Товар – эконом благо, произведенное для обмена.(те создается не только трудом).

Два свойства товара: 1.Способность удовлетворять человеч потребности ,т.е. полезность, 2.Способность обмениваться на другие товары и деньги в определенных пропорциях (цены).

Что лежит в основе рыночного обмена? По Марксу – трудовая стоимость. Маркс: у любого товара есть внутренняя стоимость, которая создавалась трудом. Полезность на второе место. Для обмена нужно найти единую качественную основу для обмена – стоимость. Стоимость измеряется продолжительностью труда, которое измеряется общественно необходимым временем (неким средним временем). Труд бывает простой (неквалиф) и сложный (квалифиц.) На рынке товары продавались и покупались по ценам, а не по внутренней стоимости. По Марксу – цена товараотклоняется (вверх-вниз) от внутр. стоимости. Стоимость на рынке (по Марксу) обнаруживается в процессе обмена.

Трудовая теория стоимости Маркса. Цена – денежное выражение стоимости товара.

Затратная теория стоимости: в стоимость товара включается не только труд, но и все затраты производства (издержки пр-ва).

В 70-ч годах 19 века маржиналисты выдвинули Теорию предельной полезности. Суть в том, что предельная полезность – полезность какого либо товара, который дополняет уже имеющийся объем товаров данного вида. Закон убывающей полезности благ: чем больше благ на рынке, тем предельная полезность последнего блага будет меньше и наоборот.

Поэтому чем больше на рынке будет товаров и пред полезность низкая, тем цена будет ниже и наоборот.

Когда предельная полезность низкая цена будет низкой и эта цена будет распространяться на все товары данного вида на рынке.

Выводы: 1.издержки пр-ва не играют роли при рождении цены. 2.К концу 19 века было две теории (2 позиции) : либо полезность, либо затраты в основе цены. А. Маршалл объединил их в одну: ножницы Маршалла. По его теории рыночная цена всегда имеет двойственную основу: с одной стороны – издержки, с другой – полезность.

Т.к. у рынка 2 полюса – спрос и предложение, то с точки зрения продавцов – в основе издержки, а с точки зрения покупателей – полезность. Поэтому перед сделкой получаются две цены – цена продавца и цена покупателя. В идеале – эти цены равны.


19. Деньги: происхождение, сущность, функции. Природа современных денег.

Деньги имеют товарное происхождение, для развития и упрощения, а также для удобства обмена.

Деньги – универсальный товар.

Далее роль денег завоевывают драгоценные металлы (золото и серебро), а позже только золото.

Маркс: деньги – всеобщий эквивалент. «Полноценные деньги» - деньги как золото.

5 функций денег по Марксу:

1.мера стоимости (измерение стоимости любого товара),

2. средство обращения. Наличные деньги вступают в процесс обмена: покупка и продажа. Тут же возможны заменители «полноценных денег » по Марксу,т.е. денег как золото. У заменителей нет собств стоимости, но есть золотое содержание.

3. Средство накопления. Накопление золота в виду полноценных денег.

4. Средство платежа. Деньги не встречаются лицом к лицу (либо кредит либо аванс), т.е. БЕЗНАЛ.

5. Мировые деньги – в международных экономических отношениях. Маркс: в этом случае деньги выступают как слитки золота.

Современная эконом теория считает, что современные деньги (без золотого запаса) выполняют след функции:

1. Измерительная (мера стоимости)

2. Универсальное ср-во обмена (ГЛАВНАЯ функция). Это ср-во объединило наличные и безнал деньги.

3. Ср-во накопления.

Сегодня обеспечением современных денег явл товарное обеспечение.


20. Сущность и функции рыночной конкуренции

В рыночной экономике главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экон. выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Она была названа борьбой всех против всех

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы - борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экон. оптимальные рез-ты пр-ва и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей.

Без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются основные функции конкуренции:

Регулирующая фун-я конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по пр-ву каждого конкретного вида товара. Она указывает пр-лям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в пр-ве. Аллокационная ф-ция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов пр-ва в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Инновационная ф-ция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП. Адаптационная ф-ция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды. Распределительная ф-ция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма пр-ных благ среди потребителей. Контролирующая ф-ция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Согласно исследованиям Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.2. Конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены. 3. Угроза появления новых конкурентов. 4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.5. -||- покупателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.