Рефераты. Шпаргалки по экономической теории

1.Занятость населения. 2.Экономический рост. 3.Цены. 4.Внешнеэкономическое равновесие.

Цены- гос-во должно сдерживать инфляцию.

Занятость населения- уменьшение безработицы.

Экономический рост- политика экономического роста, антикризисная политика (меньше падения, меньше подъемы, т.е. сглаживание пиков кризисов).

Внешнеэкономическое равновесие- поддержание равновесия спрос-предложение.

Сдерживать все четыре показателя гос-во обязано. Вообще, этих углов может быть и больше, четыре это минимум.

Добиваясь успешного результата в одном углу, можно вызвать негативные колебания в другом углу. Именно поэтому квадрат называется магическим.


55. "Магический квадрат" целей и объектов государственной макроэкономической политики.

Две причины гос. вмешательства в хозяйственную жизнь: 1) гос-во обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономически агентов, 2) у рынка есть несовершенства и гос-во решает проблемы, которые не может решить сам рынок.

Гос-во вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего гос-во способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

«Магический квадрат» целей и объектов гос. регулирования экономики. Т.е. четыре аспекта которые требуют обязательного гос. вмешательства:

1.Занятость населения. 2.Экономический рост. 3.Цены. 4.Внешнеэкономическое равновесие.

Цены- гос-во должно сдерживать инфляцию.

Занятость населения- уменьшение безработицы.

Экономический рост- политика экономического роста, антикризисная политика (меньше падения, меньше подъемы, т.е. сглаживание пиков кризисов).

Внешнеэкономическое равновесие- поддержание равновесия спрос-предложение.

Сдерживать все четыре показателя гос-во обязано. Вообще, этих углов может быть и больше, четыре это минимум.

Добиваясь успешного результата в одном углу, можно вызвать негативные колебания в другом углу. Именно поэтому квадрат называется магическим.

 


56. Финансово-бюджетная политика государства.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определ. целей на уровне гос-ва представляет собой финансовую политику. Во-первых, речь идет о регулировании экономики с помощью доходов, расходов и налогов. Такое направление использования финансовых средств называется фискальной политикой. Во-вторых - регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Это мер наз бюджетной политикой.

Основная задача финансовой политики - достижение макроэкономич. равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего речь идет о доходах и расходах государственного бюджета. Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.

Инструменты бюджетной политики: 1.Гос. расходы 2.Гос. доходы 3.Гос. займы (гос. внутренние займы) 4.Гос. предпринимательство.

функции Гос бюджета: 1. Перераспределение национ. дохода; 2.Гос. регулирование и стимулирование экономики; 3.Стимулирование НТП; 4.Финансовое обеспечение социальной политики; 5.Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Расходы гос бюджетов можно разделить на группы: 1.Военные и внешнеполитические расходы; 2.Социально-экономические расходы; 3.Расходы на гос управлению и охрану правопорядка; 4.Проценты по гос долгу.

Доходы бюджета .

Главная роль в мобилизации средств в гос бюджет принадлежит налогам. Под налогами понимают обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юрид и физ лицами. Основные  налоги, обеспечивающие поступление в бюджет подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы таможенные пошлины. Сущность налогов проявляется в их функциях: Фискальная, Регулирующая, Социальная.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Природа дефицита: 1.необходимость осуществления крупных финансовых вложений в развитие экономики. 2.в результате чрезвычайных обстоятельств. 3.кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 4.Источники покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на государственные нужды.


57. Денежно-кредитная политика государства.

Совокупность гос. мероприятий в области денежного и кредита, получила название денежно-кредитной (монетарной) политики. Основные цели - обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, Денежно-кредитную политику обычно проводят ЦБ.

В условиях падения пр-ва и увеличения безработицы ЦБ пытаются оживить экономику путем роста денежной массы (в целях расширения кредита) или снижения ставки банковского %. А экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях ЦБ стремятся предотвратить «перегрев» экономики при помощи повышения процента, сдерживания роста денежной массы.

Инструменты денежно -кредитной политики.

Процентная (дисконтная) политика. Это условия, на которых ЦБ в конечном счете кредитует КБ и тем самым определяет уровень банковского % в стране. Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений.

Установление норм обязательных резервов КБ которые они обязаны держать в ЦБ, с одной стороны способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей КБ, соответственно ограничителя. роста денежной массы.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке  ЦБ у КБ гос. ценных бумаг. В результате увеличивается (при покупке ЦБ ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем денежных активов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и  соответственно стоимости кредита.

 

58. Инвестиционная и структурная политика гос-ва

Чтобы добиться конъюнктурного подъема, необходимо активизировать гос и частные инвестиции. С этой целью гос-во может:

1.увеличить свои инвестиц. расходы, используя бюджетные и внебюджетные резервы и прибегать к дополнительным займам. Гос-во при этом остается в рамках своих плановых  бюджетных затрат либо выходит за границы бюджетных возможностей, применяя способ дефицитного финансирования;

2.изменять бюджетный план в пользу большего финансирования конъюнктурных мер;

3.поддерживать рост частных инвестиций введением дополнительных налоговых льгот. Достаточно широко практикуется также метод допущения ускоренной амортизации. Он дает возможность предприятию направлять большую, чем это обычно разрешено, часть выручки на восстановление оборудования и тем самым легально уменьшать свой налоговый пресс в первые годы обновления производственного капитала;

4.сокращать налоговые ставки на доходы физических и юридических лиц;

5.предоставлять частному сектору субсидии, например, в целях повышения мобильности рабочей силы во всей экономике или прямой поддержки определенной отрасли.

Т.о. финансовыми методами гос-во как бы противодействует тенденциям движения конъюнктуры, т.е. проводит антициклическую финансовую политику. В случае заниженного уровня инвестиций и потребления гос-во ослабляет налоги и увеличивает свои бюджетные расходы. На этапе высокой конъюнктуры происходит обратное – сокращение бюджетных вливаний и усиление налогового обложения, что снижает возможности потребления и инвестиций в частном секторе.

Экономическая политика в области структурных изменений - совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение меж – и внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель данного направления– стимулирование НТП, повышение конкурентоспособности национ. экономики, решение ряда социальных проблем. Конкретные формы реализации в поддержке гос-вом определенных отраслей и видов пр-ва.

Структурная политика воздействует на всю совокупность структурных элементов в экономике. Влияет на отраслевые, территориальные и организационно – институциональные пропорции.  Действие гос-ва по косвенному регулированию соотношения размеров фирм, нахождению наиболее оптимальной пропорции между их размерами. Гос меры по формированию инфраструктуры также относятся к понятию структурная политика.

Государство помогает поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (под влиянием внешней конкуренции) или  обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.

 

59. Социальная политика государства. Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Социальная политика - улучшение  жизненных условий почти всех демографических и социальных категорий. Она сосредоточена на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. (Перераспределение доходов, реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирование занятости, заработной платы) С помощью социальной политики гос-во стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений. Все направления соц. политики жестко взаимосвязаны:

1.создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника (Функция – активная. Объект: Экономически активное население.

2.прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения (Функция – защитная. Объект – наиболее нуждающиеся, экономически не защищенные слои населения)

3.развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление натуральных услуг через систему социальной инфраструктуры (Функция – конструктивная. Объект – все слои населения)

Направления социальной политики:

1.Экономически активное население ( создание нормальных условий для оптимального использования труда на пр-ве, предотвращение вырождения и деградации работников – политика занятости, политика заработной платы, законодательное определение условий труда на пр-ве и его охраны)

2.Социальное обеспечение и социальная защита (поддержка доходов населения через систему социального обеспечения)

Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

По кривой Лоренца можно измерить неравенства распределения доходов между домозозяйствами. (американский экономист). Все население страны ранжируется в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого

Коэффициент Джинни показывает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен "0", для абсолютного неравенства он равен "1". Рост коэффициента Джинни свидетельствует о нарушениях воспроизводственного процесса в сфере распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости.

 

60. Внешнеэкономическая политика гос-ва.
Внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Внешнеэкономическая политика государства сочетает два противоположных элемента: политику свободной торговли – либерализм  и протекционизм, т.е. политику, ограничивающую объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

Виды протекционистских ограничений:

1.Импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара,

2.Нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

1.экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;

2.лицензирование  экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт.

Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Гос-во может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться, например, экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.