Рефераты. Рынок и рыночный механизм

При такой равновесной цене некоторые продавцы и покупатели могли вообще отказаться от сделок. Могли остаться "несостоявшиеся" продавцы и покупатели, которых совсем не устроила данная цена и они отказались купить или продать даже одну булочку. Конечно, таких может и не быть, если каждый покупатель купил, а каждый продавец продал хотя бы одну булочку.

 

 

2.2.Установление равновесной цены

Рис.5

 Рынок и рыночный механизм

Механизм установления единой цены[11] может различаться в зависимости от характеристик конкретного рынка и его участников. Предположим, что на рынке вообще не совершалось никаких сделок и продавцы и покупатели не знают желаний и возможностей друг друга. Таким образом, мы должны определить, как устанавливается равновесие на новом рынке.

На новом рынке сначала совершаются пробные сделки, в результате которых первые покупатели каким-то образом договариваются с отдельными продавцами относительно цены и приобретают благо. Образуется некоторый разброс цен. Так как рынок совершенный (по нашему предположению), каждый следующий покупатель и каждый продавец знают, по каким ценам уже совершались сделки, и ориентируются на самые выгодные. Покупатели будут стремиться купить по самой низкой цене и пойдут к тем продавцам, которые предлагают такую цену. Продавцы будут стремиться продать товар подороже, но не смогут предлагать цену за товар выше, чем другие, они останутся без покупателя. В то же время, если продавцы видят, что по устанавливающейся цене их продукт раскупается слишком быстро и скоро они окажутся без товара, они будут понемногу поднимать цену. Если же они видят, что товар не разойдется, они начнут понемногу снижать цену.

Быстрота, с которой рынок найдет равновесную цену, зависит от "подвижности" его участников и от легкости передачи информации на рынке.

Во все следующие дни продавцы и покупатели будут знать, по каким ценам совершались сделки ранее, и, начиная торговый день, будут ориентироваться на  "вчерашнюю" цену. Новая цена будет корректироваться уже в процессе торговли.

2.3. Равновесие рынка

 Спрос- это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течение определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность.[12] Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса.

Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.

Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, и поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде (эффект дохода). Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения - выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика кривой.

Рис. спроса показывает зависимость между ценой и количеством покупаемого товара в каждый данный момент времени. При этом предполагается, что все остальные условия остаются неизменными. Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке данного товара. Каждая точка на кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. В реальной действительности "прочие равные условия" тоже подвержены динамике. Если они меняются, то происходит изменение в спросе и перемещении самой кривой спроса на графике.
Влияние определенных факторов приводит к тому, что по прежним ценам покупатели готовы приобрести больше или меньше товаров. Если факторы оказывают положительное воздействие на спрос, кривая смещается вправо, если отрицательное - кривая смещается влево. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.

1. Потребительские предпочтения. Представления покупателей о полезности блага изменяются в благоприятном или неблагоприятном направлении для определенного товара. Среди факторов, изменяющих потребительские предпочтения выделяют:

*Изменение потребностей.

*Мода.

*Реклама.

2. Цена на другие товары.
Поскольку потребности взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.
3.Число покупателей. Увеличение числа покупателей повышает спрос, уменьшение- снижает.
4.Ценовые ожидания покупателей. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, может побудить их покупать теперь же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен приведет к падению спроса.
5.Доходы. При росте доходов кривая спроса на качественные товары будет смещаться вправо, а на некачественные товары - влево.
Степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора характеризует коэффициент эластичности спроса. Он показывает, насколько изменится спрос при изменении фактора на единицу. Цена, по которой будет реализован товар, должна возмещать затраты производителя. По мере роста цены производителю возмещаются все большие затраты на единицу продукции, а следовательно, создаются условия для его заинтересованности в наращивании объемов производства.

Покупатели готовы приобрести, а продавцы готовы продать самые различные товары. Все зависит от их цены. Избыточное предложение порождает уменьшение цены. При дефиците товара избыточный спрос ведет к росту цен за единицу товара. Колебания цен в конечном счете приводят к установлению такой цены, при которой спрос и предложение совпадают. Цену единицы продукции, при которой совпадают спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающее спрос и предложение, называют равновесным количеством. Равновесная цена- это единственная цена из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос. Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по такой цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары.
При построении графика точка пересечения кривой спроса и предложения является ценой равновесия.

Учитывая характер кривых, такая точка может быть одна. Конкурентная борьба, изменяя цены, будет способствовать достижению рыночного равновесия.

Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому все факторы, которые могут сместить кривые, изменяют и цену равновесия. При любой цене, превышающей цену равновесия, величина предложения окажется больше величины спроса. Избыток товара вызовет конкурентное снижение цены продавцами, стремящихся избавиться от своего излишка. Любая цена ниже равновесной цены, влечет за собой возникновение нехватки продукта, т.е. при этом величина спроса превышает величину предложения.
При увеличении спроса и неизменности других условий, кривая спроса переместится вправо и цена равновесия и равновесное количество товаров возрастет. При уменьшении спроса сдвигают кривую влево, цена равновесия и равновесное количество уменьшается. При увеличении предложения кривая сместиться вправо, что приведет к снижению цены равновесия, но при этом увеличивает равновесное количество. При уменьшении предложения кривая предложения сместится влево, при этом увеличится равновесная цена и уменьшится равновесный объем. При одновременном изменении спроса и предложения все будет зависеть от эластичности реагирования на эти факторы потребителей и производителей. При увеличении предложения и сокращении спроса (противоположное движение кривых) снижение цены окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом каждого из этих факторов, взятого в отдельности.

Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения. Рынок обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.