Рефераты. Рынок и рыночный механизм

3.                      На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ. Цена, при которой прибыль производителя достигает максимума.[8]

4.                      За пределами равновесной цены и равновесного количества на рынке существуют две зоны, которые свидетельствуют об определенном неблагополучии в отношении экономического положения либо продавцов, либо покупателей. Одна зона (на графике она занимает пространство, заштрихованное красным цветом или С2 - Р - П2) - зона избытка товаров: здесь предложение блага со стороны продавцов превышает покупательский спрос. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, нехватки денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельств. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Выходом из такой ситуации может быть, например, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
Другая зона (на графике: синим цветом или П1 - Р. - С1) - зона дефицита товаров: здесь величина спроса превышает количество предлагаемых товаров. Нехватка продуктов образуется по разным причинам:

1.                      выпускается мало изделий высокого качества, пользующихся повышенным спросом;

2.                      цены искусственно снижают (ниже стоимости или равновесной цены), что ведет к расширению покупательского спроса;

3.                      денежные доходы населения возрастают быстрее, чем расширяется производство.

Постоянный дефицит товаров может при определенных условиях перерасти в кризис недоприозводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно увеличивается спекуляция - скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на эти продукты.

 

Глава 2. Механизм рыночного равновесия

2.1.Взаимодействие спроса и предложения.

Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения) [9]

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага   в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка -на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий равновесными объемами спроса и предложения.

Как определить равновесие? Для этого нужно воспользоваться функциями спроса и предложения и определить, при каком значении цены функции спроса и предложения дадут одинаковые значения. Мы можем решать эту задачу двумя способами. [10]

1. Если функции спроса и предложения выражены с помощью таблицы 2, то нам нужно просто найти цену, для которой значения колонок, содержащих объемы спроса и предложения совпадут. В таблице приведена информация о спросе и предложении для рынка булочек. Нетрудно заметить, что цена 15 рублей за булочку дает одинаковые объемы спроса и предложения равные 2=800 булочкам. При цене 20 рублей предложение превышает спрос (3=600 > 2=000), а при цене 10 рублей, наоборот, спрос превышает предложение (2=000 < 4=150).

Таблица 2

Цена,
руб/шт

Объем
спроса,
штук в день

Объем
предложения,
штук в день

35
30
25
20
15
10
7
5
3
0

0
750
1400
2000
2800
4150
5500
6000
6300
6610

4650
4500
4100
3600
2800
2000
1000
200
0
0

 

2. А теперь давайте попробуем определить рыночное равновесие с помощью рис.4. Для определения равновесной цены и равновесного количества нам нужно просто совместить кривую спроса и кривую предложения на одном рис. и найти точку пересечения.

Предположим, что кривая D на рис.  является кривой спроса потребителей на булочки на рынке этого блага. А кривая S является кривой предложения булочек их производителями.

Кривые пересекаются в некоторой точке А (другими словами, имеют общую точку А), которая и показывает равновесные значения цены и количества на этом рынке. Точку пересечения кривых спроса и предложения называют точкой равновесия.

Рис.4 Рынок и рыночный механизм

 

В данном случае равновесной ценой является цена 15 рублей, а равновесное количество составляет 2=800 булочек.

 Любая цена выше 15 рублей вызовет на этом рынке объем предложения, превышающий 2=800 булочек, так как заинтересованные дополнительной прибылью производители захотят увеличить выпуск продукции. А объем спроса будет ниже, чем 2=800 булочек, так как возросшая цена заставит некоторых потребителей частично или полностью отказаться от потребления этого блага и поэтому общий объем спроса несколько уменьшится. В результате возникнет избыток предложения (часть общего объема предложения, которая не сможет найти себе покупателя). В этом случае продавцы, чьим продуктом он окажется, будут вынуждены терпеть убытки.

Например, по цене 20 рублей объем предложения составит 3=600 булочек, в то время как объем спроса = только 2=000 булочек. В результате 3=600=v=2=000===1=600 булочек останутся непроданными.

Соответственно, при любом значении цены ниже равновесного будет наблюдаться обратная картина. Продавцы захотят несколько сократить объем предложения, так как снижение цены означает уменьшение выгодности производства. А==покупатели захотят увеличить потребление, так как более низкая цена означает увеличение их покупательной способности и снижение "трудности" приобретения булочек. В результате возникнет дефицит предложения (избыток спроса) = на рынке останутся потребители, которые желали бы приобрести еще какое-то количество булочек по этой цене, в то время как все булочки, принесенные производителями, уже проданы.

Например, при цене 10 рублей объем спроса составит 4=150 булочек, в то время как объем предложения только 2=000. В результате на рынке некоторое количество потребителей, "не успевших" купить булочки, останется с избыточным объемом спроса 4=150 v 2=000 = 2=150 булочек.

Только цена 15 рублей вызывает такой объем предложения булочек и такой объем спроса на них, при которых рынок очищается, а все участники сделок остаются удовлетворенными таким состоянием дел и не желают изменять свое поведение.

При этом мы можем подсчитать стоимость всех сделок, если найдем произведение цены и объема продаж. В данном случае это 15=T=2=800 = 42=000 (рублей). Это значит, что всего было продано булочек на 42=000 рублей и эта сумма перешла от покупателей к продавцам. Каждый покупатель оплатил некоторую часть этой суммы, и каждому продавцу тоже досталась некоторая ее часть. На рис. эта сумма соответствует заштрихованному прямоугольнику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.