2. А теперь давайте попробуем определить
рыночное равновесие с помощью рис.4. Для определения равновесной цены и
равновесного количества нам нужно просто совместить кривую спроса и кривую
предложения на одном рис. и найти точку пересечения.
Предположим, что кривая D на рис. является
кривой спроса потребителей на булочки на рынке этого блага. А кривая S является
кривой предложения булочек их производителями.
Кривые пересекаются в некоторой точке А
(другими словами, имеют общую точку А), которая и показывает равновесные значения
цены и количества на этом рынке. Точку пересечения кривых спроса и предложения
называют точкой равновесия.
Рис.4
В данном случае равновесной ценой является
цена 15 рублей, а равновесное количество составляет 2=800 булочек.
Любая цена выше 15 рублей вызовет на этом
рынке объем предложения, превышающий 2=800 булочек, так как заинтересованные
дополнительной прибылью производители захотят увеличить выпуск продукции. А объем
спроса будет ниже, чем 2=800 булочек, так как возросшая цена заставит некоторых
потребителей частично или полностью отказаться от потребления этого блага и
поэтому общий объем спроса несколько уменьшится. В результате возникнет избыток
предложения (часть общего объема предложения, которая не сможет найти себе
покупателя). В этом случае продавцы, чьим продуктом он окажется, будут
вынуждены терпеть убытки.
Например, по цене 20 рублей объем
предложения составит 3=600 булочек, в то время как объем спроса = только 2=000
булочек. В результате 3=600=v=2=000===1=600 булочек останутся непроданными.
Соответственно, при любом значении цены
ниже равновесного будет наблюдаться обратная картина. Продавцы захотят
несколько сократить объем предложения, так как снижение цены означает
уменьшение выгодности производства. А==покупатели захотят увеличить
потребление, так как более низкая цена означает увеличение их покупательной
способности и снижение "трудности" приобретения булочек. В результате
возникнет дефицит предложения (избыток спроса) = на рынке останутся
потребители, которые желали бы приобрести еще какое-то количество булочек по
этой цене, в то время как все булочки, принесенные производителями, уже
проданы.
Например, при цене 10 рублей объем спроса
составит 4=150 булочек, в то время как объем предложения только 2=000. В
результате на рынке некоторое количество потребителей, "не успевших"
купить булочки, останется с избыточным объемом спроса 4=150 v 2=000 = 2=150
булочек.
Только цена 15 рублей вызывает такой объем
предложения булочек и такой объем спроса на них, при которых рынок очищается, а
все участники сделок остаются удовлетворенными таким состоянием дел и не желают
изменять свое поведение.
При этом мы можем подсчитать стоимость
всех сделок, если найдем произведение цены и объема продаж. В данном случае это
15=T=2=800 = 42=000 (рублей). Это значит, что всего было продано булочек на
42=000 рублей и эта сумма перешла от покупателей к продавцам. Каждый покупатель
оплатил некоторую часть этой суммы, и каждому продавцу тоже досталась некоторая
ее часть. На рис. эта сумма соответствует заштрихованному прямоугольнику.