Борьба за потребителя - это борьба за долю на рынке, а она зависит от дешевизны и качества товара. Именно это превращает потребителя в мерило и арбитра хозяйственной деятельности. Конкуренция ограничивает возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю потребителям. В ходе конкурентной борьбы происходит векторное сложение разных сил, образуется равнодействующая, полностью не совпадающая ни с одной из этих сил. В Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" правильно сказано: "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю".
Из-за отсутствия конкуренции в нашем хозяйстве в нем правит бал не потребитель, а производитель, не покупатель, а продавец. Приходится брать то, что дают. И еще благодарить за то, что хоть что-то дали. Это обрекает производство на застой и отставание. Иного здесь не дано.
Конкуренция, таким образом,- это не только обязательный признак рыночной системы, но и главный ее рычаг. Важнейшая задача перехода к рыночной экономике состоит поэтому в создании конкурентной среды, что невозможно сделать без обеспечения свободы хозяйственной деятельности и потребления. Только в этом случае "рынок продавцов" превратится в "рынок покупателей", а трон займет тот, кто и должен царствовать,- потребитель.
Необходимо изгнать из сознания людей столь крепко укоренившуюся психологию превосходства производителей над потребителями. Такая психология сформировалась и у тех, и у других. Потребитель свыкся со своим униженным положением и мирится с ним, считает его нормой. При переходе к рыночной системе важно, чтобы потребитель понял: не кто-то другой, а он - король.
В коренной перестройке нуждается и мышление производителей. Им предстоит понять, что в своей деятельности они должны руководствоваться не только и не столько соображениями производства (как это остается до сих пор), сколько соображениями, связанными с требованиями рынка.
Переход власти от производителя к потребителю, как и всякая смена власти,- процесс болезненный, сложный. Многие представления, которые почитались нерушимыми в условиях "рынка продавцов", окажутся теперь не состоятельными. Смириться с этим будет, конечно, нелегко, но это необходимо и пойдет на пользу не только потреблению, но и производству, которое приобретет, наконец, утраченный динамизм.
В деле повышения эффективности производства можно рассчитывать на долговременный успех только до тех пор, пока конкуренции не чинятся препятствия. Однако они подстерегают ее на каждом шагу даже в условиях сложившейся рыночной системы. Конкуренция сама способна порождать монополию, когда в ходе конкурентной борьбы кто-то один усиливается и ему нет достаточного противовеса. Угрозу конкуренции создают и неумелые действия государства. А в наших условиях тотальное огосударствление экономики привело к полному устранению конкуренции. На деле же государство не только не должно чинить ей препятствия, а наоборот, важнейшая задача его экономической политики состоит в поддержке конкурентной среды, ее защите от монополистических тенденций, кем бы и чем бы они ни порождались. Возможностей для решения данной задачи у него предостаточно. Это и налоговые и кредитные льготы мелкому бизнесу, поддержка его; и поощрение не только экспорта, но и импорта; и антимонопольная политика.
Идеальная конкуренция возможна лишь в условиях, когда число продавцов и покупателей велико и объем их производства или закупок составляет незначительную долю от общего выпуска данной продукции и все покупатели и продавцы имеют одинаковые возможности выбирать соответственно между продавцами и покупателями.
Противоположная ситуация на рынке называется монополией. В этом случае один из предпринимателей диктует свои условия рынку. В частности, имеет возможность а определенных пределах повышать цену (при продаже) или занижать ее (при купле), не опасаясь сокращения объема продаж. Образование монополии может быть связано с разными причинами. Она может быть естественной (например, уникальные природные условия или место положения), технологической (на пример, установка дает лишь определенное количество продукта, и оно достаточно для удовлетворения спроса в нем) либо связанной с особенностями самого продукта (качество, марка, стиль, упаковка).
Монополия возникает и в тех случаях, когда кто-то один сосредоточивает в своих руках подавляющую часть производства продукта.
Идеальное в жизни, однако, редко встречается: ее проза обычно находится где-то в промежуточной зоне между чистой конкуренцией и чистой монополией. Истина, как говорится посередине.
При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей западного предприятия на рынке, необходимо помнить, что на Западе покупатель - хозяин положения. Как правило, он имеет возможность выбирать не только между несколькими продавцами, но и между различными товарами, составляющими косвенную конкуренцию и удовлетворяющими потребности покупателя с самых разных сторон. Последнее означает, что продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Элементарный пример с производителями кремней для зажигалок: они конкурируют как с теми, кто выпускает кремни, так и с изготовителями электронных зажигалок, в которых нет таковых.
Одна из истин западной экономики гласит: изготавливать любой товар - это сравнительно просто, а вот продавать его - обычно сложно. Именно поэтому крупные универмаги для расширения своего ассортимента закупают товары у любого производителя - в Европе или в Азии - а продают всегда под своей маркой независимо от того, кто его сделал. Следовательно, торговые фирмы могут легко переключаться с одного поставщика на другого, если тот предлагает более выгодные условия.
Важнейший принцип выживания промышленных предприятий - произвоаить то, что можно продать, а не наоборот - продавать то, что производит предприятие.
На Западе в сфере сбыта товаров широкого потребления, включая бытовую технику, руководствуются тем, что стандарт качества изделий находится более или менее на одном уровне. Поэтому особое значение приобретают другие стороны удовлетворения желаний потребителя: хороший стайлинг, т.е. красивая форма и внешнее оформление, простота в эксплуатации, известность марки, престиж производителя, гарантийный срок, бесперебойное снабжение запасными частями, дешевый ремонт и отличное обслуживание.
Отдельные фирмы пытаются иногда привлекать новых покупателей низкими ценами на товар (например, автомашины), а компенсировать потерянную прибыль стараются за счет установления высоких цен на запасные части. Это, однако, недальновидная политика, так как покупатель обычно просчитывает все варианты своих расходов. Итак, условия успеха на рынке - это хорошее качество товара, быстрое и дешевое обслуживание, нормальный гарантийный срок, а также - и это приобретает все большее и большее значение при изобилии товаров - отличный маркетинг. Несмотря на то, что понятие маркетинг находит широкое распространение почти во всех языках и в последнее время быстро вошло в русский язык, его толкуют довольно широко и сложно.
Заключение.
Мировой опыт показал, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.
Список использованной литературы.
1. Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
2. А.С. Булатов. Экономика: учебник.
3. П.Г. Ермишин Основы экономической теории
4. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997
5. Ф. Котлер. Основы маркетинга
6. Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г
7. Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000
8. Маркс К. КАПИТАЛ
9. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003
10. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. МАРКЕТИНГ:
11. Под общ. ред. М.И. Молдованова. - Киев,,Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика 1993)
12. Чепурин.М.Н. Курс экономической теории. Киров 1997.
13. Хикс Джон Р. Общее равновесие производства:
[1] П.Г. Ермишин Основы экономической теории стр. 11
[2] Адам Смит Исследование о природе и причинах богатства народов стр. 10.
[3] Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика / Под общ. ред. М.И. Молдованова.-Киев, 1993)
[4] Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).
[5] Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. МАРКЕТИНГ:
[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003
[7] Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997
[8] Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000
[10] Общее равновесие производства: Джон Р. Хикс. Стр.55
[14] Курс экономической теории стр.108.
[15] Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
[16] Карл Маркс КАПИТАЛ стр 50
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10