Рефераты. Рынок и рыночный механизм

Борьба за потребителя - это борьба за долю на рынке, а она зави­сит от дешевизны и качества товара. Именно это превращает потребителя в мерило и арбитра хозяйственной деятельности. Конкуренция ограничива­ет возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю потребителям. В ходе конку­рентной борьбы происходит векторное сложение разных сил, образуется равнодействующая, полностью не совпадающая ни с одной из этих сил. В Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" правильно сказано: "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие усло­вия обращения товаров на данном рынке стимулируют производство  тех товаров,  которые требуются потребителю".

Из-за отсутствия конкуренции в нашем хозяйстве в нем правит бал не потребитель, а производитель, не покупатель, а продавец. Приходится брать то, что дают. И еще благодарить за то, что хоть что-то дали. Это обрекает производство на застой и отставание. Иного здесь не дано.

Конкуренция, таким образом,- это не только обязательный признак рыночной системы, но и главный ее рычаг. Важнейшая задача перехода к рыночной экономике состоит поэтому в создании конкурентной среды, что невозможно сделать без обеспечения свободы хозяйственной деятельности и потребления. Только в этом случае "рынок продавцов" превратится в  "рынок покупателей",  а трон займет тот,  кто и  должен  царствовать,- потребитель.

Необходимо изгнать из сознания людей столь крепко укоренившуюся психологию превосходства производителей над потребителями. Такая психология сформировалась и у тех, и у других. Потребитель свыкся со своим униженным положением и мирится с ним, считает его нормой. При пере­ходе к рыночной системе важно, чтобы потребитель понял: не кто-то дру­гой, а он - король.

В коренной перестройке нуждается и мышление производителей. Им предстоит понять, что в своей деятельности они должны руководствовать­ся не только и не столько соображениями производства (как это остается до сих пор), сколько соображениями, связанными с требованиями рынка.

Переход власти от производителя к потребителю, как и всякая сме­на власти,- процесс болезненный, сложный. Многие представления, кото­рые почитались нерушимыми в условиях "рынка продавцов", окажутся те­перь не состоятельными. Смириться с этим будет, конечно, нелегко, но это необходимо и пойдет на пользу не только потреблению, но и произ­водству, которое приобретет, наконец, утраченный динамизм.

В деле повышения эффективности производства можно рассчитывать на долговременный успех только до тех пор, пока конкуренции не чинятся препятствия. Однако они подстерегают ее на каждом шагу даже в условиях сложившейся рыночной системы. Конкуренция сама способна порождать мо­нополию, когда в ходе конкурентной борьбы кто-то один усиливается и ему нет достаточного противовеса. Угрозу конкуренции создают и неуме­лые действия государства. А в наших условиях тотальное огосударствле­ние экономики привело к полному устранению конкуренции. На деле же государство не только не должно чинить ей препятствия, а наоборот, важнейшая задача его экономической политики состоит в поддержке конкурентной среды, ее защите от монополистических тенденций, кем бы и чем бы они ни порождались. Возможностей для решения данной задачи у него предостаточно. Это и налоговые и кредитные льготы мелкому бизнесу, поддержка его; и поощрение не только экспорта, но и импорта; и антимо­нопольная политика.

Идеальная конкуренция возможна лишь в условиях, когда число продавцов и покупателей велико и объем их производства или закупок составляет незначительную долю от общего выпуска данной продукции и все покупатели и продавцы имеют одинаковые возможности выбирать соответственно между продавцами и покупателями.

Противоположная ситуация на рынке называется монополией. В этом случае один из предпринимателей диктует свои условия рынку. В частнос­ти, имеет возможность а определенных пределах повышать цену (при про­даже) или занижать ее (при купле), не опасаясь сокращения объема про­даж. Образование монополии может быть связано с разными причинами. Она может быть естественной (например, уникальные природные условия или место положения), технологической (на пример, установка дает лишь определенное количество продукта, и оно достаточно для удовлетворения спроса в нем) либо связанной с особенностями самого продукта (качест­во, марка, стиль, упаковка).

Монополия возникает и в тех случаях, когда кто-то один сосредоточивает в своих руках подавляющую часть производства продукта.

Идеальное в жизни, однако, редко встречается: ее проза обычно находится где-то в промежуточной зоне между чистой конкуренцией и чистой монополией. Истина, как говорится посередине.

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей западного предприятия на рынке, необходимо помнить, что на Западе покупатель - хозяин положения. Как правило, он имеет возможность выбирать не только между несколькими продавцами, но и между различными товара­ми, составляющими косвенную конкуренцию и удовлетворяющими потребности покупателя с самых разных сторон. Последнее означает, что продавец на­ходится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изгото­вителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Элементарный пример с производителями кремней для зажига­лок: они конкурируют как с теми, кто выпускает кремни, так и с изгото­вителями электронных зажигалок, в которых нет таковых.

Одна из истин западной экономики гласит: изготавливать любой то­вар - это сравнительно просто, а вот продавать его - обычно сложно. Именно поэтому крупные универмаги для расширения своего ассортимента закупают товары у любого производителя - в Европе или в Азии - а про­дают всегда под своей маркой независимо от того, кто его сделал. Сле­довательно, торговые фирмы могут легко переключаться с одного постав­щика на другого, если тот предлагает более выгодные условия.

Важнейший принцип выживания промышленных предприятий - произво­аить то, что можно продать, а не наоборот - продавать то, что произво­дит предприятие.

На Западе в сфере сбыта товаров  широкого  потребления,  включая  бытовую  технику,  руководствуются тем,  что стандарт качества изделий находится более или менее на одном  уровне.  Поэтому  особое  значение приобретают другие стороны удовлетворения желаний потребителя: хороший стайлинг, т.е. красивая форма и внешнее оформление, простота в эксплу­атации, известность марки, престиж производителя, гарантийный срок, бесперебойное снабжение запасными частями, дешевый ремонт и отличное обслуживание.

Отдельные фирмы пытаются иногда привлекать новых покупателей низкими ценами на товар (например, автомашины), а компенсировать поте­рянную прибыль стараются за счет установления высоких цен на запасные части. Это, однако, недальновидная политика, так как покупатель обычно просчитывает все варианты своих расходов. Итак, условия успеха на рын­ке - это хорошее качество товара, быстрое и дешевое обслуживание, нор­мальный гарантийный срок, а также - и это приобретает все большее и большее значение при изобилии товаров - отличный маркетинг. Несмотря на то, что понятие маркетинг находит широкое распространение почти во всех языках и в последнее время быстро вошло в русский язык, его тол­куют довольно широко и сложно.

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление  рынка– это следствие очень длительного исторического развития.

  Рыночный механизм –  это  сложный  и  постоянно  развивающийся  механизм, представляющий саморегулирующую и само  развивающуюся  систему.  В  условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают,  что,  когда  и  сколько покупать. В свою очередь, все  производители  также  самостоятельно  решают, какую  продукцию,  когда   и   сколько   производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными  интересами.  Но,  преследуя свои частные интересы, они тем самым  объективно  удовлетворяют  потребности всего общества.

  Любой рынок независимо  от  его  конкретного  вида,  базируется  на  трех основных элементах:

   1. Цена;

   2. Спрос и предложение;

   3. Конкуренция.

  В состав рынка  входят  домашние  хозяйства,  фирмы  и  государство.  Все субъекты рыночного механизма могут  поочередно  или  одновременно  выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

  Для решения этих вопросов  рынок  выполняет  ряд  функций.  Выполняя  эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества,  включая каждого отдельно взятого человека.

  Для нормального функционирования рынка формируется его  инфраструктура–система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.

  Практика хозяйствования во  всех  странах  мира  убедительно  подтвердила преимущества  рыночной  системы   хозяйствования,   перед административной системой, однако не стоит идеализировать  рынок,  поскольку  ему  присущи  и недостатки  или  пороки  рыночного   механизма,   для   устранения   которых необходимо активное вмешательство государства.

  Мировой опыт показал, что нет,  и  не  может  быть  эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

  Таким  образом,   эффективность   национальной   экономики   предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.

 

 

 

                                       Список использованной литературы.

 

1.     Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом

2.     А.С. Булатов. Экономика: учебник.

3.     П.Г. Ермишин Основы экономической теории

4.     Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997

5.     Ф. Котлер. Основы маркетинга

6.     Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г

7.     Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000

 

8.     Маркс К. КАПИТАЛ

 

9.     Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.,  Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003

10. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. МАРКЕТИНГ:

11. Под общ. ред. М.И. Молдованова. - Киев,,Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика  1993)

12. Чепурин.М.Н. Курс экономической теории. Киров 1997.

13. Хикс Джон Р. Общее равновесие производства:

 


[1] П.Г. Ермишин Основы экономической теории стр. 11

[2] Адам Смит Исследование о природе и причинах богатства народов стр. 10.

[3] Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика / Под общ. ред. М.И. Молдованова.-Киев, 1993)

[4] Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).

 

[5] Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. МАРКЕТИНГ:

[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003

[7] Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997

[8] Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000

[9] А.С. Булатов. Экономика: учебник стр 19.

 

[10] Общее равновесие производства: Джон Р. Хикс. Стр.55

[11] Ф. Котлер. Основы маркетинга стр 139

 

[12] Пол Хейне. Экономический образ мышления стр 21.

 

[13] Карл Маркс КАПИТАЛ стр 232

 

 

[14] Курс экономической теории  стр.108.

[15] Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом

[16] Карл Маркс КАПИТАЛ стр 50


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.