|
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Кривая П1-П2 на графике показывает, как с ростом цены
производители увеличивают объем продаж, и наоборот, предложение с их стороны
уменьшается при снижении цены.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует
эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его
изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент
эластичности предложения (Кп):
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена.[7] Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же по сравнению со спросом, предложение более инертно. Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.
Зависимость спроса и предложения от рыночной цены
проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и
предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей.
Имеется два варианта такого регулирования.
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к
снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате
экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают
выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).
Второй вариант: цена на товары снижается, что
способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны,
сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же
сумму денег они приобретают больше благ).
Но существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения.
Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот (при уменьшении спроса
снижается цена). Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот
(с сокращением объема предложения цена увеличивается).
Рис.3
Точка Р на графике - равновесная цена, свидетельствующая,
что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой
покупателей (которая устраивает последних).
Если спроецировать равновесную точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное
количество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и
предложения.
Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными
свойствами.
1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.