Рефераты. Роль банка России в системе экономических преобразований

Банк РФ имеет право покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что позволяет ему проводить денежно-кредитную политику, о которой уже говорилось, а также облигации, депозитные сертификаты, иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года, что в большей степени пока является лишь теоретической операцией банка.

Банк вправе покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями. Эта операция реализуется на валютной бирже, где Центральный банк выступает в качестве продавца, а иногда и покупателя иностранной валюты в целях регулирования валютного курса рубля.

Очередной операцией является покупка, хранение и продажа драгоценных металлов, прежде всего золота, и иных видов валютных ценностей. В условиях демонетизации золота, оно выполняет функцию гарантийного резервного фонда, но для его использования золото необходимо продать на рынке золота, а для пополнения резервов — приобретать, чем и занимается Центральный банк.

Банк России может проводить  расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности. Центральный банк выступает единым расчетным и кассовым центром, осуществляет эмиссию банкнот.

Кроме рассмотренных операций Центральный банк вправе выдавать гарантии и поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками, открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государств, выставлять чеки и векселя в любой валюте.

Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» существенно ограничил перечень банковских операций, оказываемых Центральным банком. Это коснулось, прежде всего, кредитования и обеспечения кредитов, в частности, Банк России не вправе кредитовать Правительство РФ, субъекты РФ, местные органы власти и государственные внебюджетные фонды для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; ограничения сроков операций, например по кредитам — 1 год, по векселям — 6 месяцев, по негосударственным ценным бумагам, облигациям и депозитным сертификатам — менее года. В ст. 48 Федерального Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержится ряд дополнительных ограничений деятельности Банка России. Так, Банк не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением регионов, где отсутствуют кредитные организации; приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением организаций, учреждений, обеспечивающих деятельность Банка России, международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах.

 

2.2. Значение ЦБ для развития экономики страны

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государ­ства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего госу­дарственного регулирования экономики. Поэтому эффективная дея­тельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Повсеместное распространение и современное значение центральные банки получили только в XX веке. На Международной финансовой кон­ференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г., отмечалось: «В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Более того: «Банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разум­ных финансов».   

Поскольку правительство, как правило, озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями — победой на очередных выборах, мнением избирателей и т. д., то деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государ­ства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает ста­бильность экономического развития. Вместе с тем независимость цент­рального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиаль­ных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государ­ственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможно­стей правительства пользоваться средствами центрального банка.  

Правительство заинтересовано в размещении государственного дол­га в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвид­ность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресур­сов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга, ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызы­вать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капи­талов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.

В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполне­ние эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торгов­ле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной ва­люты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдава­лись зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортны­ми товарами.

Государственный банк России являлся «банком банков». В нем име­ли счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Гос­банк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накопле­ний населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сбер­касс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государ­ственных займов. 

С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк  способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:

• защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — руб­ля, повышения его покупательной способности и стабильности     курса по отношению к валютам других стран;

• развития и укрепления банковской системы России;

• обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.

ГЛАВА 3. Совершенствование деятельности ЦБ России в системе экономических преобразований

      Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

    В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

    Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

    В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

    Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

    Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

    Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

    С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

    В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

    С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.