Рефераты. Роль банка России в системе экономических преобразований

В 20-е годы в связи с возрождением разных форм собственности, рыночной ориентации экономики Советское правительство восстанавливает кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации. Однако эпоха рыночного Ренессанса закончилась, едва начавшись. В конце 20-х годов Советское правительство встало на путь отказа от многоукладной экономики, свертывания негосударственных форм собственности.

Вторичная после 1917 г. ликвидация рыночной модели кредитной системы сопровождалась созданием гигантских государственных банковских монополий. Характерной чертой нового Государственного банка стала работа по единому плану, утвержденному "сверху", жесткая зависимость от административно-командной системы. Эта система лишала банк права на самостоятельность. Его главной задачей становились поддержка малоэффективного механизма хозяйствования, льготное кредитование и финансирование государственных предприятий.

Относительное спокойствие царило в банковской системе вплоть до 1988 г. Именно тогда правительство Н.И. Рыжкова подписало постановление о ликвидации старой модели Госбанка СССР и создании двухуровневой банковской системы. Почти одновременно в стране начался процесс возрождения разных форм собственности, рыночной ориентации экономики.

Реформа банковской системы в России началась с принятия 13 июля 1990 г. Верховным Советом России постановления "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики". 2 декабря 1990 Верховный Совет России принял Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности на территории России". Эти два закона создали правовую основу для формирования двухуровневой банковской системы. Необходимо отметить, что появление начальных вариантов данных законов в декабре 1990 г., когда рыночная экономика делала первые шаги, банковская система страны находилась в стадии зарождения, а денежно-кредитное регулирование осуществлял Государственный банк СССР, означало собой значительный прогресс. Впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства (так же как и государство перестало отвечать по обязательствам банков). Были определены уставные капиталы и различные целевые фонды. В соответствии с Законом Банк России создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков. По законодательству РСФСР запрещалось использовать эмиссию денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР. Центральный банк Российской Федерации объявляется органом денежно-кредитного регулирования экономики, объема и структуры денежной массы в обращении. Он призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, а с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.


1.2. Организационно-правовой статус ЦБ РФ

Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке (Банке России)», принятым в 1995 г. с изменениями и дополнениями от 20.06.1996, от 27.02.1997, от 28.04.1997, от 04.03.1998, от 31.07.1998, от 08.07.1999, 2000 г. В то же время статус, задачи, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами.

В силу своего особого положения в кредитной системе Центральный банк, как правило, государственный банк, т.е. капитал банка принадлежит государству. В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком,  уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество являются федеральной собственностью (ст.2 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.

Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и всех других центральных банков, независимо от формы собственности, является его независимость, которая проявляется в том, что ЦБ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)». Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства Банк информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Необходимость независимости Банка связана с полномочиями, накладываемыми на Центральный банк, — эмиссией банкнот, регулированием денежного обращения, проведением денежно-кредитной политики, валютной политики. Положение Центрального банка весьма противоречиво: с одной стороны, в важнейших областях экономики и политики он «работает» вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики в отдельных областях экономической политики между правительством и банком существуют большие разногласия, которые иногда носят принципиальный характер. Политика Центрального банка — камень преткновения между государством, корпорациями и профсоюзами, что позволяет говорить о «магическом четырехугольнике».

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе Российское объединение инкассации и подразделения безопасности, необходимые для осуществление деятельности Центрального банка.

Высший орган Центрального банка — Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избираемых на 4 года Государственной Думой. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в 7 человек. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Советов директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка, заслушивает доклады председателя 2 раза в год о деятельности Банка.

Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций и экспертов. Председателем Совета является Председатель Центрального банка.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего Федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества.

 

ГЛАВА 2. Роль ЦБ в регулировании экономики России

2.1. Принципы деятельности и основные функции ЦБ

на современном этапе

Основными целями Банка России в соответствии со ст. 3 Закона РФ о Центральном банке являются:

1) укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам (при этом Центральный банк — единственный эмиссионный центр);

2) развитие и укрепление банковской системы РФ (ЦБ выступает как орган банковского регулирования и надзора);

3)  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Реализация этих целей осуществляется Центральным банком РФ независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Выполнение целей и задач, поставленных перед Центральным банком, предполагает наличие определенных функций, которые также законодательно регламентированы.

Функции Центрального банка

ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Денежно-кредитная политика — система мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении. Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной де-нежно-кредитной политики на предстоящий год.

Методы денежно-кредитной политики. Основной метод денежно-кредитной политики — учетная политика, включающая в себя политику рефинансирования (кредитования Центральным банком коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей). Под учетной политикой понимают условия переучета коммерческих векселей Центральным банком. Изменение учетной ставки приводит к притоку или оттоку векселей в Центральный банк, что связано с возможностью расширения или сужения кредитования экономики коммерческими банками, т.е. реальным увеличением или уменьшением денежной массы в обращении. Такая политика впервые появилась в Англии и в настоящее время имеет существенное значение для ФРГ, где вексельное обращение чрезвычайно развито. В России, где вексельное обращение не получило пока широкого развития, используется другое направление этой политики — рефинансирование, под которой понимается кредитование Банком России коммерческих банков, которые нуждаются в поддержке под соответствующую процентную ставку, называемую ставкой рефинансирования. Такая процентная ставка используется в правоприменительной практике как критерий для определения стоимости кредитных ресурсов. Увеличение ставки рефинансирования приводит к удорожанию кредитов, что означает снижение спроса на них и, наоборот, что непосредственно влияет на изменение денежной массы в обращении. Денежный рынок и рынок ценных бумаг взаимосвязаны, и изменение процентных ставок приводит к изменению курсовых соотношений и доходности на рынке ценных бумаг как способу альтернативного вложения денежных средств. Поэтому очень часто для защиты или стимулирования рынка государственных ценных бумаг используется изменение ставки рефинансирования, что стало характерным явлением для нашей страны, особенно проявившимся летом 1998 г., когда для спасения рынка ГКО ставка рефинансирования 27.05.1998г. была повышена с 50% до 150% годовых, а затем 05.06.1998 г. вновь снижена до 60 %. В то же время ставка рефинансирования отражает и уровень инфляции, ее изменение соответствует изменению и ставки рефинансирования, особенно при высоких темпах инфляции, например в период 1995—1996 гг., при условии снижения темпов инфляции происходило постепенное снижение ставки рефинансирования со 160 % (01.12.1995) до 24 % (05.10.1997).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.