Рефераты. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы челябинского филиала Внешторгбанка за счет ...

Следует отметить, что при рассмотрении заявки на кредит индивидуальному заемщику, существует ряд ключевых моментов, на которые банку следует обратить особое внимание:

- непрерывность занятости и постоянное место жительства;

- непротиворечивый характер информации, т.е. все данные и цифры, приведенные в заявке, согласуются между собой;

- законность цели, на которую испрашивается кредит;

- наличие соответствующих навыков управления денежными средствами, о чем свидетельствует хорошая кредитная история;

- благоприятные перспективы продолжения работы.

Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, которая характеризует: способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды; наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды и т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывает банк и его клиент и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т.п.

Для выяснения кредитоспособности заемщика анализируются доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, от сбережений и капитальных вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов заемщика относятся: выплата подоходного и других налогов, алименты, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д. Вопросы подтверждения размеров доходов и расходов возлагаются на клиента, который предъявляет необходимые документы:

- паспорт (для определения времени проживания по последнему адресу, возраста, семейного положения и наличия детей);

- справка с места работы (с указанием среднемесячной зарплаты, суммы подоходного и других налогов, ежемесячно уплачиваемых заемщиком, стажа работы на предприятии, суммы обязательных ежемесячных отчислений (алиментов, страховых взносов));

- книжка по расчетам за квартплату и коммунальные услуги;

- документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам.

Анализ платежеспособности проводится как по заемщику, так и по его поручителю. При этом методы анализа и документация идентичны.

Специальные банковские факторы включают: продолжительность ведения счета в данном банке, направление заработной платы на счет в данном банке, наличие факторов рассмотрения ранее споров в арбитражах, наличие отрицательной (положительной) информации кредитно-справочных бюро и т.д.

Большинство зарубежных банков используют в своей практике два метода оценки кредитоспособности:

- системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках и прогнозах результатов экономической деятельности с использованием предоставленного кредита.

При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический подход, т.е. банки анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку, как личных качеств, так и финансового состояния.

- балльные системы оценки кредитоспособности клиентов.

Балльные системы оценки создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных» кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.

Использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов - более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.

Во Франции, например, кредитоспособность физического лица оценивается по системе скоринга. Программа определения целесообразности и условий выдачи потребительского кредита содержит три раздела: информация по кредиту, сведения о клиенте, финансовое положение клиента.

В первый раздел вносятся данные о служащем банка, выдающем кредит, номер досье клиента, название агентства, вид и сумма кредита, периодичность его погашения, процентная ставка без страховых платежей, дата предоставления кредита, день месяца, выбранный клиентом для погашения, приводится ответ на вопрос о необходимости страхования, абсолютный размер ежемесячного погашения кредита со страховым платежом и без него, общий размер процентов и страховых платежей, которые будут уплачены банку.

Во второй раздел программы вводятся данные о профессии клиента, его принадлежности к определенной социальной группе, работодателе, чистом годовом заработке, расходах за год, стаже работы.

Третий раздел - финансовое положение клиента - содержит сведения об остатках на текущих и сберегательных счетах, соотношении доходов и расходов.

Системы балльной оценки обладают тем несомненным преимуществом, что они позволяют быстро и с минимальными затратами труда обработать большой объем кредитных заявок, сократив, таким образом, операционные расходы. Кроме того, они представляют собой и более эффективный способ оценки заявок, т.е. могут проводиться кредитными инспекторами, не обладающими достаточным опытом работы. Это позволяет сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов.

Скоринговое кредитование в России используется уже несколько лет, однако говорить о формировании полноценных методик преждевременно из-за

острейшего дефицита исходных данных: подавляющее большинство частных лиц не имеет кредитной истории.

Основополагающая идея применения балльной оценки кредита заключается в том, что банк способен вычленить финансовые, экономические и мотивационные факторы, обуславливающие отличие «хороших» кредитов от «плохих» путем анализа отношений с более крупными группами клиентов, являвшихся в прошлом заемщиками.

Кредитный скоринг обычно базируется на данных заявки на потребительский кредит и предусматривает присвоение соответствующим пунктам некоторого балла (от 1 до 10). Например, показатель – квалификация. Если у заемщика нет квалификации – 0 баллов, если он вспомогательный персонал – 1, специалист – 2, служащий – 3, руководящий работник – 4 и т.д. Осуществив ввод в компьютер необходимой информации, служащий банка по сумме набранных баллов получает заключение, можно ли выдавать кредит.

Российские банки в своей практике используют подобные методы оценки, например в Сбербанке РФ платежеспособность заемщика определяется следующим образом:


Р = Дч*К*Т                                          (1)


Где Дч - среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам и др.);

К - коэффициент, зависящий от величины Дч, а именно К=0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долл. США, К=0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1000 долл. США, К=0,5 при Дч в эквиваленте свыше 2000 долл. США;

Т - срок кредитования (в мес.)

Доход в долларовом эквиваленте определяется следующим образом:


Дч = Доход в рублях / Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на момент обращения заявителя в банк                                                               (2)

 

Максимальный размер предоставляемого кредита (S) рассчитывается в два этапа.

1). Определяется максимальный размер кредита на основе платежеспособности клиента


S = Р / 1+Годовая процентная ставка *срок кредитования (в месяцах) (12*100)                                                                                                           (3)

 

2).        Полученная величина корректируется с учетом: предоставленного обеспечения возврата кредита, информации, предоставленной в заключениях других подразделений банка, остатка задолженности по ранее полученным кредитам.

Балльная система базируется на двухуровневой системе оценки.

На первом этапе сотрудник банка предлагает заемщику заполнить тест-анкету (прил. 2). Тест-анкета используется для предварительной оценки возможности предоставления кредита. При заполнении тест-анкеты от клиента не требуется паспортных данных, необходимы только общие сведения о заемщике, месте работы, имуществе, доходах и расходах.

По результатам заполнения заемщиком тест-анкеты подсчитывается количество набранных заемщиком баллов и подписывается протокол оценки возможности получения им кредита.

Следующим шагом является оценка качества кредитов, предоставляемых физическим лицам. Кредиты физическим лицам оцениваются по следующим критериям: характер клиента, финансовые возможности клиент, достаточность незаложенного имущества клиента, обеспечение кредита, условия кредитования.

В каждый критерий входят показатели, формирующие оценку по критерию. Каждый показатель оценивается в баллах, оценка по критерию равна сумме оценок показателей, входящих в него. Оценка качества кредита равна сумме оценок всех критериев.

Следует отметить, что при существовании множества методик оценки кредитоспособности потенциального заемщика, большинство из них носит формализованный характер. Поэтому при оценке кредитоспособности огромную роль играет профессионализм и интуиция служащих банка.

Итак, кредитование – одно из ключевых направлений в деятельности банка. Потребительский кредит – это кредитование физических лиц с целью приобретения товаров длительного пользования.

В России ниша потребительского кредитования остается частично незаполненной, а потому перспективной для многих коммерческих банков.

В целях развития потребительского кредита банкам необходимо вести работу по снижению риска кредитования и дифференциации условий предоставления кредитов.

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВНЕШТОРГБАНК»


2.1. Общая характеристика ОАО «Внешторгбанк»

 

Внешторгбанк был учрежден в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале.  Внешторгбанк был призван обеспечить эффективное банковское обслуживание внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации. Датой рождения Внешторгбанка является 17 октября 1990 г. - день, когда был зарегистрирован Устав Банка. После непродолжительного организационного периода, получив Генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте, Внешторгбанк начал свою деятельность. В 1998 г. Банк был преобразован в открытое акционерное общество.

С юридической точки зрения Внешторгбанк достаточно молодой банк, однако он является хранителем профессиональных традиций банковских работников еще с советских времен. За плечами большинства сотрудников и руководителей Банка не один десяток лет опыта работы в области международных банковских операций в стране и за рубежом. Руководство Банка - это профессиональные банковские управляющие, которые дорожат своим именем и репутацией, как и репутацией Банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.