- предупреждение и пресечение актов и действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции в отраслях естественных монополий. Контроль за предоставлением необоснованных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, действующим в сфере естественных монополий или являющихся потребителями их продукции (услуг). Контроль за соблюдением соответствующими органами норм и правил лицензирования и регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- проведение государственного антимонопольного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в отраслях естественных монополий с целью недопущения чрезмерного усиления экономической концентрации и неоправданной диверсификации их деятельности;
- подготовка и анализ предложений по структурной перестройке отраслей и субъектов естественных монополий с учетом их воздействия на состояние конкуренции и обеспечение интересов потребителей;
- участие в разработке правовых актов, регулирующих деятельность естественных монополий на региональном уровне, и в формировании Реестра естественных монополий, определении механизмов их регулирования и контроля;
- взаимодействие с органами регулирования естественных монополий при осуществлении ценового контроля в порядке, предусмотренном Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [74].
Вновь создаваемому Органу регулирования естественных монополий необходимо делегировать такие полномочия, как :
- формирование и ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование;
- принятие решений по вопросам введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения конкретных методов регулирования, предусмотренных действующими нормативными актами;
- контроль соблюдения субъектами естественных монополий требований действующего законодательства и нормативных актов, регламентирующих их деятельность, направление им предписаний о прекращении выявленных нарушений;
- направление органам исполнительной власти и местного самоуправления предписаний об отмене (изменении) принятых ими актов, ущемляющих права субъектов естественных монополий и потребителей их продукции, а также ограничивающих создание (развитие) конкурентной среды на товарном рынке;
- принятие решений о наложении штрафов на субъекты естественных монополий и привлечение к административной (материальной) ответственности руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления в случаях, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами.
Полный перечень функций, полномочий, а также состав и структура Органа регулирования естественных монополий, порядок его взаимодействия с исполнительными органами власти на местах и Территориальным управлением ГАК России должны найти свое отражение в соответствующих нормативных документах, принимаемых и утверждаемых на уровне областного законодательного органа и Главы областной администрации. Правовая регламентация со стороны законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации требуется и в определении способов и методов регулирования естественных монополий, надежно пресекающих их злоупотребления на рынке продукции публичного потребления.
Опыт хозяйствования промышленно развитых стран, позволяет сделать вывод о том, что при определении наиболее перспективного и эффективного метода регулирования естественных монополий принимаются во внимание, два типа альтернативных решений [57].
Первый: будет ли контролирующий орган постоянно регулировать деятельность субъектов естественных монополий или он будет использовать свое право по регулированию «в порядке исключения», то есть периодически и преимущественно в тех случаях, когда заинтересованные стороны не смогут достичь соглашения.
Второй: прямо или косвенно контролирующий орган должен оказывать регулирующее воздействие на те или иные решения естественных монополий, от правильности принятия которых во многом зависит достижение баланса интересов производителей и потребителей (например, при установлении более низких тарифов за оказываемые услуги контролирующий орган может отрегулировать их непосредственно или же он будет пытаться решить этот вопрос косвенно путем предоставления определенных льгот тем потребителям, для которых установление низких тарифов крайне необходимо).
Требует своего определения роль регулирующего органа в стимулировании инноваций, внедряемых в отрасли естественных монополий. По мнению автора, на существование имеют право три основные альтернативные концепции:
- регулирующий орган активно способствует получению немедленного доступа к соответствующим материальным и финансовым ресурсам организаций, которые скорее всего осуществляют на практике инновационный процесс;
- регулирующий орган не принимает активного участия в выборе инновации или организации по ее внедрению, однако старается обеспечить такое положение, при котором саморегулирование не только не препятствует внедрению нововведений, но и содействует созданию благоприятной инновационной среды;
- регулирующий орган не имеет никакого отношения к принятию решения относительно инновации, однако при необходимости (как правило, по просьбе самих организаций - новаторов) он принимает необходимые меры, в том числе и по сведению к минимуму бюрократических препонов на пути ее внедрения.
Выбор регулирующим органом концепции в каждом конкретном случае зависит от того, входит ли в его планы расширение и модернизация сферы по оказанию услуг или же он будет полагаться на воздействие общего комплекса стимулов, предназначенных для убеждения естественных монополий самостоятельно решать эти вопросы. Качеством оценки правильности выбора регулирующим органом стратегии своего поведения в любом из этих случаев являются такие объективные показатели полученного конечного результата, как: быстрое расширение инфраструктуры в оказании тех или иных услуг и высокое качество обслуживания, приемлемая оплата за пользование услугами для низкооплачиваемых потребителей, создание эффективной конкуренции в предоставлении определенных категорий услуг и другие.
При выборе основных направлений и методов регулирования естественных монополий необходимо также четко представлять себе возможное решение задач, порождаемых системной перестройкой экономики субъекта Российской Федерации. Целесообразно ли, например, регулировать ту или иную отрасль как единое целое с вертикальной интеграцией или ее следует дезинтегрировать на отдельные и конкурентоспособные естественные монопольные части с сведением их регулирования в сферах производства и распределения услуг? Какова должна быть доля государственной собственности в регулируемой отрасли естественной монополии и насколько оправдан выбор системы регулирования в части демонополизации экономики страны (региона)? Уровень монополизации экономики во многом обусловливает перечень проблем, с решением которых в своей работе придется сталкиваться регулирующему органу. Так, при полной монополии ему подлежит решать следующие проблемы:
-каким образом наиболее эффективно осуществлять регулирование естественных монополий в условиях, когда доступность и качество обслуживания значительно ограниченны, а расширение сети оказываемых услуг и повышение их качества крайне необходимы;
-как добиться того, чтобы давление, оказываемое со стороны регулируемого органа на монополиста в целях улучшения его экономических и финансовых показателей, способствовало скорейшему достижению общедоступности той или иной услуги для всех категорий потребителей, в том числе и для малообеспеченных слоев населения.
При частично монополизированной экономике у регулирующего органа на повестке дня фигурируют специфические проблемы, основными из которых являются:
- определение секторов экономики, в которые разрешается приход конкурентов, и какие средства регулирования к ним применять;
- определение целесообразности и оптимальных условий для становления конкурентной среды на рынке услуг и способов пресечения антиконкурентных действий субъектов естественных монополий по отношению к новым конкурентам;
- выбор критериев при определении разграничительной линии между монополизированными и конкурирующими секторами экономики и обеспечение эффективности их функционирования.
В странах с развитой рыночной экономикой политика государства по регулированию деятельности естественных монополий сводится в основном к обеспечению эффективного функционирования уже сформированного конкурентного рынка. Там, где конкуренция не заработала еще в полную силу или со стороны отдельных хозяйствующих субъектов делаются попытки подавить или ограничить конкуренцию, принимаются все необходимые меры для предотвращения таких антирыночных действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35