Рефераты. Промышленные отрасли естественных монополий

Промышленные отрасли естественных монополий

 

Глава 2. Состояние механизма контроля и регулирования субъектов естественных монополий промышленных  отраслей региона.

 

 

 

2.1. Анализ механизма регулирования субъектов промышленных естественных монополий, действующего на местном товарном рынке

 

 

 

В период глубоких системных преобразований российской экономики крайне необходим анализ целесообразности, порядка и степени внедрения рыночного механизма хозяйствования в инфраструктурные сектора экономики, в которых по-прежнему главенствующую роль играют субъекты естественных монополий. В промышленно развитых странах эта проблема нашла свое практическое решение [51,57]. В России вопрос государственного регулирования субъектов естественных монополий с сетью коммуникационных инфраструктур, и прежде всего масштабы, формы и эффективность его осуществления в условиях рынка, до недавнего времени находился в стадии теоретических дискуссий.

Не нашла пока адекватного решения данная проблема и в Орловской области. На нынешнем этапе реформирования в регионе государственного и муниципального секторов экономики отсутствуют:

-         механизм распределения ответственности за решения, принимаемые в процессе управления и распоряжения объектами федеральной и муниципальной собственности;

-         нормативная база, определяющая требования к управлению и регулированию субъектов естественных монополий;

-         учредительные документы унитарных предприятий сфер деятельности естественных монополий, в которых должны учитываться отраслевые и региональные особенности их функционирования;

-         внутрифирменная нормативно-правовая регламентация многих сторон финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях.

В соответствии с действующим в нашей стране механизмом [43, 72, 75 и др.] регулированию со стороны государства подлежат такие сферы деятельности субъектов естественных монополий, на которых базируется российская экономика - добыча энергоносителей, базовая энергетика, железнодорожный транспорт и др. Деятельность хозяйствующих субъектов местных естественных монополий, связанная прежде всего с обеспечением населенных пунктов любого региона Российской Федерации, в том числе и Орловской области, теплом, электроэнергией, водой, телефонной связью и другими жизненно необходимыми видами услуг, остается вне вышеуказанной системы управления и регулируется на основе разрозненных управленческих решений, принимаемых местными органами исполнительной власти, зачастую не связанных между собой и не учитывающих состояние конкретной сферы рынка. Такого организационно-экономического обеспечения для эффективного функционирования субъектов естественных монополий в рассматриваемых инфраструктурных секторах экономики, а также эффективного контроля за их деятельностью со стороны государства явно недостаточно. При сложившемся положении трудно ожидать позитивных результатов по той причине, что в существующей правовой базе, явно не соответствующей требованиям переходного периода, отсутствует система основополагающих экономических категорий, понятий и типовых мер исполнительного и контролирующего характера, при помощи которой регулируются сферы местных естественных монополий. Такая система мер должна не только стать неотъемлемой частью единого кодекса правил, обязательного для исполнения всеми сторонами рынка товаров, но и обозначить четкие границы рассматриваемого организационно-экономического механизма.

Анализ, проводимый в диссертационном исследовании, позволяет установить наличие ряда причин, серьезно сдерживающих формирование этого механизма. Так, например, на федеральном уровне не определены даже понятия федеральных энергетических систем, федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи. Это не позволяет субъектам Российской Федерации разграничивать предметы ведения и регулирования во всех сферах естественных монополий. Отсутствует также регламентация процесса реализации полномочий соответствующими федеральными органами исполнительной власти по регулированию сфер естественных монополий в части делегирования ряда своих функциональных прав и обязанностей территориальным органам или субъектам Российской Федерации.

На региональном и местном уровнях не разработан организационно-экономический механизм, устанавливающий, какие именно субъекты местных естественных монополий определяют состояние тех или иных местных товарных рынков, компетенцию органов регулирования и контроля их деятельности. Создание организационно-экономического механизма регулирования субъектов местных естественных монополий, как показывает практика, напрямую связано с наличием необходимой информации, поэтому формирование информационного банка данных о субъектах естественных монополий требует к себе самого пристального внимания.

Наличие такой информации позволит сформировать Реестр субъектов естественных монополий, функционирующих на местных товарных рынках (далее - Реестр), являющийся одним из важнейших элементов процесса управления рынками местных естественных монополий. При формировании этого компонента целостной системы государственного регулирования сфер естественных монополий целесообразно использовать методологический опыт антимонопольных органов по составлению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35%. Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов установлен Правительством Российской Федерации [79]. Это могло бы означать, что включение в Реестр и исключение из него субъектов естественных монополий (независимо от места их государственной регистрации) должно осуществляться на основе:

-результатов анализа состояния товарного рынка;

-аналитических материалов органов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________правления, общественными организациями, правоохранительными и судебными органами.

Сформированный на основе исследования данной информации Реестр должен носить открытый характер и поэтому содержащиеся в нем сведения при необходимости могут в установленном порядке свободно предоставляться всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.


                                                                                Таблица 3.

Реестр субъектов естественных монополий, функционирующих на местных товарных

рынках Орловской области

 

      №  п.п

 

Наиме-

нование

хозяй-

ствую-

щего

субъек-

та

 

Полный юридичес-

Кий

Адрес хозяйству-ющего

Субъекта

 

Наиме-нование

про-

дукции

 и код по ОКДП

Доля хозяйству-ющего

Субъекта

на товарном

рынке продукции (услуг)

Геогра-

фичес-

кие границы товарно-го рынка

Основа-ния для принятия решения о включе-нии в Реестр

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.