Рефераты. Проблемы дефицита бюджета и государственного долга в современных экономических системах

 

-6,0

 

-2,8

 

-1,6

 

0

 

 Из таблицы видно, что 1992,1994,1996 года - были годами наиболее кризисными в экономике страны. Ключом к решению проблемы дефицита бюджета является проводимая государством фискальная и денежная политика.

Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Здесь мы подошли к такому вопросу как взаимосвязь дефицита бюджета и государственного долга.

 

 

2.4. Начать следует с особенностей связанных с состоянием госдолга. Так дефицит бюджета приводит к ускоренному росту госдолга: например в течение 1996 года он увеличился в два раза, в течение 1997 года - в 1,8 раза. На государственный долг списываются все текущие недофинансирования. Еще один недостаток экономической политики России - ориентация рынка ценных бумаг на выпуск и рефинансирование ГКО и ОФЗ. В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты  и обязательные резервы. В мае 1993г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций. Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов. Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка.  После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным  разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а  с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активное использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга. Однако это не помогло сократить дефицит бюджета, поэтому появилась необходимость допустить иностранных покупателей на рынок внутреннего долга. В феврале 1994 г. Центробанк официально объявил о допуске иностранных инвесторов на этот рынок и разрешил им приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг. В феврале 1996 г. правила смягчили, разрешив иностранцам участвовать через уполномоченные банки- нерезиденты в аукционах  по ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль под гарантии Центробанка.  С 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации рынка для иностранных инвесторов. В результате доля иностранного капитала на рынке ГКО и ОФЗ стала составлять около 28-30%.

 Все это привело к широкому доступу нерезидентов на рынок внутреннего долга, что позволило одной стороны, снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. С другой стороны, резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Эту ситуацию осложняло еще и то, что Госдума ежегодно принимала дефицитный бюджет, а правительство проявляло нерешительность в проведении налоговой реформы

      Итак, бюджетный дефицит привел к росту как внутреннего, так и внешнего государственного долга. Следовательно, дефицит бюджета оказывает непосредственное влияние на объем государственного долга. При этом чем выше дефицит бюджета, тем больше заимствований следует привлекать на его покрытие, что в свою очередь увеличивает госдолг. Здесь же, чем выше госдолг, тем больше требуется расходов на его обслуживание, что соответственно повышает расходную часть бюджета.  Чтобы разорвать этот замкнутый круг от правительства страны требуется меры по предотвращению роста бюджетных расходов, а также государственных заимствований. Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можно выделить следующие две доминирующие позиции.

Первая основывается на незнании экономики и поверхностном здравом смысле. Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долга воспринимается как знак грядущей катастрофы.

Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против.  Национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гос.облигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом, стоимость в результате госзаимствований не теряется.

 И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия госдолга?

Для того чтобы попытаться ответить на эти вопросы, следует подробнее, рассмотреть, историю возникновения государственного долга в России, его виды, а также проследить какое влияние  оказывает госдолг на экономическую политику страны.

3. Государственный долг                                            

 

3.1. История государственного долга России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке около 15 млрд. руб. Накануне революции основная часть долга была погашена. В тот момент старейшими займами российского государственного долга были 6%-ные  займы 1817-1818 г.

    В начале ХХ в. сумма задолженности государственного долга России возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась. На протяжении XIX и в начале ХХ в. правительство осуществляло финансирование строительства железных дорог, выкупало частные линии. Поэтому правительство разделило бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся за счет традиционных источников дохода (налоги, акцизы и др.), а  чрезвычайный бюджет составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно эти заемные средства шли на строительство железных дорог, ведение войн, борьбу со стихийными бедствиями. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялось за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Затем Госдума получила право утверждения каждого займа в отдельности. Время и условия займа определялось по решению правительства.  Основными видами ценных бумаг, в то время, были:

1. Долгосрочные обязательства

2. Краткосрочные обязательства

3. Бессрочные обязательства

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные обязательства могли заключаться на срок 50-80 лет.  Бессрочные обязательства для держателя, становились рентой, так как по ним он получал лишь договорной процент.

   В тоже время существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые были ориентированы на иностранного покупателя и обращение за границей, вторые были рассчитаны на российский рынок. При этом никаких ограничений в покупке иностранных выпусков для российских подданных не было. Россия зарекомендовала себя, как один из исправных плательщиков по долгам. Однако Советское правительство отказалось платить долги своим и иностранным гражданам.

За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в соответствии, с которым СССР официально прекратил существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР ". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.

За годы реформ после распада СССР доходы государства уменьшились, а расходы возросли многократно, спад производства, уход бизнеса в теневую экономику, привели к тому, что государственный долг возрос, а обслуживание его стало непосильной ношей для государства. Государственный долг составляет на 1 января 2002 года:

1) по внешнему долгу 138,1 млрд. долларов

2) по внутреннему долгу 531,1 млрд. руб.       

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.