│ Рентабельность │ │ Оборачиваемость │ │ Рентабельность │
│ продажи │ │ активов │ │ активов │
│ │ х │ │ = │ │
│ 4500 │ │ 11 500 │ │ 4500 │
│ ------ │ │ ------ │ │ ------ │
│ 11 500 │ │ 23 440 │ │ 23 440 │
└────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘
┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐
│ Рентабельность │ │ Финансовый │ │ Рентабельность │
│ активов │ │ рычаг │ │ собственного │
│ │ │ │ │ капитала │
│ 4500 │ │ 23 440 │ │ 4500 │
│ 23 440 │ │ 11 750 │ │ 11 750 │
Критический подход к научным рекомендациям
Если бухгалтер (или финансовый директор) на основании аналитических коэффициентов дает управленческие советы руководству компании, ему следует учитывать и современные тенденции на рынках, а не полагаться только на академичные выкладки и теории, которыми нельзя слепо руководствоваться. Результаты, полученные в ходе применения аналитических коэффициентов, нужно оценивать через призму текущего положения компании на рынке, ее целей и перспектив на других рынках, ее специфики и проблем. По сути, для каждой отрасли, и даже фирмы, есть свой набор значений коэффициентов, к которым следует стремиться.
Долгое время считалось, рынок действует исключительно по законам логики и его поведение всегда можно предсказать и просчитать. А раз так, то можно спрогнозировать и положение фирмы на долгие годы. Но ультрасовременные научные исследования показывают, что рынок объясняется скорее теориями хаотического движения и каждый его субъект движется в любом свободном направлении, но ограничен движением и скоростью других участников этого, по сути, броуновского движения. Все движутся, постоянно приспосабливаясь к своему текущему положению, выбирая дальнейшее направление осознанно или спонтанно, не всегда руководствуясь лишь здравым смыслом. Это ближе к действительности, чем теория логики.
Инвесторы на рынке не подчиняются законам логики - они рискуют, они далеко не всегда принимают взвешенные решения, они подвержены эмоциям. Компании и потребители так же поддаются чувствам, предпринимают серьезные шаги в результате несущественных и непрогнозируемых, с точки зрения экономики, событий. Например, потребители могут отказаться потреблять продукт компании не по причине плохого качества, а из-за какого-то факта, предположим, незаконного увольнения работников профсоюза. Правительства, в свою очередь, тоже далеко не всегда руководствуются логикой, как во внутренних, так и в геополитических вопросах. Амбиции, эмоции, личные счеты и отношения в не меньшей степени определяют исход событий, чем финансовые стимулы. В результате наложения множества подобных факторов, образуется некое состояние рынка, условно стабильное на короткий срок. Но принимать управленческие решения нужно не только на этот срок, но и на более отдаленную перспективу.
Пример 31. Например, некий коэффициент говорит вам о том, что из основных фондов (станков и оборудования) нужно "извлекать" как можно больше продукции, повышая эффективность выработки. Однако не последним вопросом тут является конкурентоспособность выпускаемых товаров: что, если данные технологии, станки и оборудование, еще не изношенные, уже устарели морально или достоверно известно, что устареют в ближайшем будущем (скажем, конкурент запустил принципиально новую технологическую линию)? Стоит ли "затаривать" склады такой продукцией сверх меры? Кому нужна такая эффективность станка?
Пример 32. Еще одна рекомендация - повышать содержание денежных средств в составе ликвидных активов фирмы. Но деньги в наше время не являются абсолютным показателем - они подвержены естественной инфляции и колебаниям на рынке, они испытывают давление со стороны других валют, фактически, они являются одним из видов товаров. Работая в России, имея крайне нестабильную валюту и непредсказуемое Правительство, лицо, управляющее финансами компании, не может принять решение всегда стараться повышать абсолютную ликвидность баланса, поскольку это может в какой-то момент оказаться губительным для компании. В момент кризиса 1998 г. больше всего пострадали компании с высокой рублевой ликвидностью, а меньше всех те, кто имел конкурентоспособные технологии. В середине шкалы оказались те, кто имел товары. Причем те, кто работал с отечественным производителем и с его низкокачественными, но дешевыми товарами, пострадал меньше, чем работавшие с качественными зарубежными аналогами.
Пример 33. Еще один пример - с оборачиваемостью товаров. В стабильной рыночной ситуации каждая транзакция товар-деньги-товар приносит дополнительную прибыль. Чем чаще производятся эти операции, тем больше прибыль. Однако в условиях гиперинфляции или дефолта такие операции могут проходить с фактическим убытком, хотя по данным бухгалтерского учета реализация будет прибыльной.
Поэтому любые управленческие решения в России следует принимать обдуманно, ориентируясь на текущие тенденции на рынке. Но при этом работать с аналитическими коэффициентами жизненно необходимо для фирмы любого уровня. Даже если фирма ведет два учета - для государства и для себя, то ей необходимо наладить столь же четкий учет истинных оборотов и применять перечисленные нами коэффициенты к ним для обеспечения принятия верных управленческих решений. Технически это организовывается очень просто: достаточно иметь две базы данных в компьютерной программе для бухгалтера, и тогда результатом работы этих двух параллельно ведущихся баз будет два балансовых отчета. Те же коэффициенты, которые будут исчислены от официальных показателей, можно указать в пояснительной записке к годовой отчетности.
В пояснительную записку
В пояснительной записке к финансовой отчетности за год желательно отразить наиболее выгодные финансовые показатели компании, чтобы они всегда были "под рукой", когда необходимо представить деятельность организации в выгодном свете. В нашем примере желательно отразить показатели, касающиеся основных средств и прибыльности. А не очень удачные результаты деятельности можно оставить для внутреннего пользования фирмы и работы над их улучшением.
Впрочем, показывать ли деятельность предприятия в пояснительной записке в максимально розовом цвете, или же отразить там все положительные и отрицательные стороны максимально полноценно, решать руководителю. Кстати, существует и такое практическое наблюдение за банкирами: при выдаче кредита они больше склонны доверять тому руководителю, который показывает и положительные, и отрицательные стороны своего бизнеса честно. Это доказывает, что руководство компании знает о своем бизнесе все и принимает меры к улучшению ситуации, а не придерживается "страусиной политики". Банк определенно это оценит.
Заключение
В заключение еще раз обращаем внимание на то, что разработка частной методики анализа в конкретной организации потребует учета особенностей отрасли, в которой работает организация, рынка или сегмента рынка, а также характерных особенностей самой организации, ее структуры, культуры и других факторов внутренней среды.
Вообщем если с головой дружишь, то нашел все мои приписки, на подобии этой (всего их 4 штуки), к моей работе и получил пять баллов. А если нет, тот тупой вор, и тебе двойка, если конечно твой преподаватель не туп до неприличия и не прочитал заключение.
Литература
1. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского.- Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003.
2. Голованов О.В., Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.
3. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита / Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
4. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности / Пер. с фр. - М.: ЮНИТИ, 1997.
5. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: Дело и Сервис, 1998.
6. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - Издание пятое, переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6