Рефераты. Понятие качества и количества в товароведении

1)фактори, которые непосредственно влияют на формирование качества товаров (качество сырья и материалов, конструкция изделия);
2) качество упаковки(качество материалов, и состояние упаковки и тары);

3) факторы, которые обеспечивают сохранение потребительских свойств (за счет условий транспортировки, хранения и эксплуатации товаров).
 Основные свойства сырья и материалов и их влияние на потребительские свойства готовых изделий. Все сырьевые материалы делятся на:

1) органические и неорганические;

2)природні (углеводы, белки, жиры);
3)штучні - (фаянс, стекло,);

4)синтетичні (полиэтилен, металлокерамика).

 Основные свойства материалов делят на:

1) химические

 2) физические

3)фізико-хімічні

 4)микробіологичні.

      Для товаров кроме химических, физических, физико-химических и микробиологических свойств, важными свойствами являются:

5)      затратно-ресурснисть;

6)      взаимозаменяемость;

7)       комплектность;

8)       универсальность;

9)      трансформуемисть;

10)   габарит изделий.

 Классификация  свойств товаров


Различают следуя группы  свойств товара

 1) свойства назначения;

2) эргономичные свойства;

 3)естетичні свойства;

4)екологічні свойства;

5) беспечность

 6)надійність


Это подгруппа свойств и показателей удовлетворяет физиологичные потребности
или выполняет вспомогательные функции. Показатели функционального назначения
зависят от специфики продукции: 1) показатели совершенства выполнения
основной функции; 2) показатели универсальности; 3) показатели выполнения
вспомогательных функций. Например: функциональное свойство утюга может быть выражено количеством и качеством выглаженного белья. Таким образом  при  определении функциональных свойств  необходимо установить:

1) основное назначение товара;

 2) условие использования по назначению.

Совершенство выполнения основной функции характеризует степень удовлетворения
потребности при использовании товаров потребителями. Эффективность выполнения основной функции зависит от эксплуатационно-технических характеристик изделия.
Совершенство вспомогательных функций характеризует особенности функционирования на всех этапах производства. Совершенство вспомогательных функций существенно влияет на выполнение основной функции. Совершенство выполнения вспомогательных функций определяет расходы времени потребителя на выполнение вспомогательных операций. Универсальность функционального назначения характеризует возможность
выполнения товаром дополнительных функций, полезных для потребителя.
Например: для многих пищевых продуктов универсальность выражается в том, что они есть одновременно и лечебно-профилактическими средствами. Функциональные свойства, а это означает и назначение в целом, могут изменяться в процессе транспортировки, потребления, эксплуатации.


Основные функциональные свойства пищевых товаров(продуктов).


Основное функциональное свойство продовольственных товаров – это пищевая ценность. Пищевая ценность – это комплексное свойство. Составными элементами пищевой ценности есть:

1) биологическая ценность;

 2)фізіологічна ценность;

 3) энергетическая ценность.

 Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически-активных веществ (витамины, макро и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, поле ненасыщенные жирные кислоты и балластные вещества. По химическому составу и физиологичному назначению вещества, что входят в состав продовольственных товаров делят на 3 группы:

 1) энергетические (жиры и углеводы);

2)пластичні (вода, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества);
3) обменно-функциональные (витамины, азотные соединения, ферменты и
экстрактные вещества).

Физическими свойствами  продовольственных товаров являются: форма, размер,
масса, прочность, вязкость, упругость, цвет, эластичность, прозрачность.
Физиологичная ценность
определяется способностью продуктов  влиять на
нервную, сердечно сосудистую, пищеварительную, иммунную систему человека.
Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, углеводов,
белков и их усвояемостью. Измеряется в джоулях и калориях. Существует методика расчета теоретической и практической энергетической ценности. Для этого необходимо знать энергетическую ценность: 1 грамм белка, жира, углевода
и их усвояемость.

Усвояемость характеризуется показателем(коэффициент усвоения 0,7-0,9), который определяет степень использования организмом продукта в целом, или отдельных его составляющих.

Доброкачественность продукта – определяется по органолептическим  и химическим показни(цвет, вкус, запах, консистенция, визначенний химический состав, отсутствие посторонних доме шкив, особенно вредных для организма веществ – солив тяжелых металлов, ядов, канцерогенных веществ, или таких, что возникают в продукте  в следствие порчи, разложения и развития микрофлоры.

Влияние на пищевую ценность сенсорных свойств обусловлено влиянием на органы чувств человека, возбуждением или подавлением секретно-проворной деятельности  пищеварительного аппарата и зависит от традиционных вкусов.

При определении биологической ценности белков используют химические и биологические методы. Химические методы опираются на сравнении аминокислотного состава исследуемого продукта с так называемыми идеальными шкалами аминокислот, которые отвечают полностью сбалансированному по аминокислотному составу мнимому белку. На этом сравнении основанный метод  аминокислотного скорую(счета) .Для расчету Скорую ФАО/ ВОЗ предложенное следующее содержание в идеальном белке аминокислот в г на 1 кг белку: Изолейцин -40;Лейцин-70; Лизин-55, Метіонін+цистин -35;Фенілаланін +тирозин-60; Треонин-40;Т Триптофан-10; Валин -50.


Таким образом, расчет аминокислотного скорую сводится к разрахунку проценту каждой из вишеприведених аминокислот в дослиджуемому белке по отношении их к выше приведенному содержанию в идеальном белке по формуле:

 

АКх=  -Мг АКх в 1г дослуджуемого белке

              Мг АКх в 1 г идеального белку.

Аминокислотой, что определяет биологическую ценность белку, считается и, скор которую имеет минимальную величину. В качестве идеального принято считать белок куриного яйца.

Биологические методы определения ценности белковых компонентов продуктов основаны на исследовании влияния одного и того же количества исследуемых и стандартных белков на развитие молодых животных. Для характеристики биологической ценности белков используют коэффициент эффективности белку(КЕБ), который показывает прибавку массы крысы на грамм съеденного белку и коэффициент использования белка (КВБ) -засвоюванисть организмом белка, что поступил с пищей .

Для определения пищевой ценности продуктов  служит интегральный скор – определение соответствия каждого из наиболее важных компонентов пищевых продуктов по формуле сбалансированного питания:

Белки : жиры :вуглеводи = (25-30%) : (10-15%) : (55-60%)

 Групповые эргономичные свойства  и  показатели


Для того, чтобы оценить удобства пользования товаров необходимо определить степень соответствия формы, массы, размеров и других свойств товаров эргономичным  (антропометрические, психофизиологические, психические) свойствам человека . Таким образом,зручність пользование - это комплексное свойство,

 которая  определяет способность товара реализовать свое назначение; Ее можно разделить на следуя подгруппы:

 антропометрические свойства товара,

 психофизиологические свойства товара,

 психологические свойства  товара.

Таким образом, удобство пользования учитывает удобства подготовки товара к эксплуатации (установка, подключение, открытие, загрузка), учитывается удобство функционирования товара (содержание, регуляция, перевозка, удобство присмотра).

            Антропометрия – это метод, который заключается в разных измерениях человеческого  тела. Антропометрические свойства  товара – это способность товаров отвечать в наибольшей степени размерным характеристикам потребителя. Единичными свойствами для антропометрического свойства являются: размер, форма, конструкция. Наибольшее значение антропометрического свойства имеют при оценке качества непродовольственных товаров.
Психофизиологические свойства товара характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека. Выделяют 5 видов ощущений:

1) прикосновение – это кожное ощущение, ощущение возникающее при прямом
контакте с предметами внешнего мира;

2) вкус – это химическое ощущение;

3)нюх - это химическое ощущение;

4) слух – это способность воспринимать звуковые волны;

5) зрение – обусловлено восприятием световых волн.
            Психофизиологические свойства товаров всегда являются  решающими при определении качества новых продуктов питания и некоторых непродовольственных товаров. Все богатство субъективных ощущений товаров формируется из 4 типов вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький); 7 первичных запахов (камфорный, мускусный, цветочный, ментоловый, эфирный, острый, гнилостный); Основные цвета - три цвета(синий, красный, зеленый), при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальное цветов. Ни один основной цвет не может быть получен смешением остальных двух основных цветов. Число возможных наборов основных цветов бесконечно

. Таким образом восприятие свойств товаров органами чувств  является физиологичным процессом, который во многом зависит от индивидуальных особенностей организма. Психологические свойства товаров – это способность товаров отвечать психике потребителя (восприятию, мышлению, памяти) .Психологічні требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости тембра звучания, яркости изображения. Психологические  свойства товаров отвечают традиционным  и новосформованим навыкам человека, а также возможностям восприятия и переработки информации. Эти свойства  характерны для продовольственных и непродовольственных товаров. (выполнение и стабильность товарного вида).

Гигиенические свойства – это такие свойства товаров, которые влияют на организм и работоспособность человека. Определяются условиями эксплуатации изделия
(шум, вибрация, газовый состав, естественный материал). Для оценки гигиенических свойств используют следуя показатели: гигроскопическая, паро- и пило- емкость, влажность, уровень шума, вибрация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.