Рефераты. Переходная экономика Беларусии


В компании репрессированных стран, состоящей всего из 12 государств, самой свободной является Куба (144-е место с индексом 4,1). Замыкает мировой рейтинг Северная Корея (5,0). Эта страна получает больше денег от нелегальной продажи наркотиков, чем от всего легального бизнеса. Соседи нашей страны по ИЭС - Таджикистан, Венесуэла и Иран. Аналогичные белорусской имеют социально-экономические модели Бирма, Зимбабве и Узбекистан.

Ситуация в Беларуси глазами авторитетных экспертов достаточно точная. Стремительный рост складских запасов объясняется ошибками в экономическом управлении; 80% активов в руках государства - классический признак социалистической экономики; 40% промышленных предприятий убыточны. Эксперты отмечают невозможность покупки контрольных пакетов акций промышленных предприятий и наличие атавизмов советской эпохи в виде колхозов и совхозов. За прошедший год показатель «государственное вмешательство» стал на 0,5 пункта хуже, а вот по фактору «неформальный рынок», данные по которому представляет Transparency International, Беларусь улучшила свой рейтинг на 2 пункта, получив оценку 3.
По главным факторам ИЭС Беларусь может считать прошедший год временем упущенных возможностей. Торговая политика у нас оценена на 4 пункта (1 - полностью свободная торговля, 5 - изоляция). 3,4 пункта мы получили за «фискальное бремя государства» по причине большой доли госрасходов в ВВП и высоких ставок подоходного налога. Степень госвмешательства оценена на 3,5.
Критически низкой является оценка за «рынок капитала и иностранные инвестиции» - 4 балла. «Банки и финансовый рынок» оценены на 4, что говорит о монопольном статусе государства.
По фактору «цены и зарплаты» у нас наихудший показатель - 5. Регулирование цен, вмешательство в рынок продовольствия, контроль над торговыми надбавками и уровнем зарплаты на предприятиях вне зависимости от форм собственности, удешевление кредитов для избранных компаний - все эти меры противоречат принятым в рыночной экономике стандартам.
Частная собственность» в Беларуси оценена на 4 из-за отсутствия независимой судебной системы, возможности национализации практически любого предприятия, которое определяется как «наносящее ущерб государству», и проблем с разрешением споров по договорам. Еще хуже оценка по фактору «регулирование» - 5 баллов. Поэтому, по мнению международных экспертов, предприятия малого и среднего частного бизнеса занимаются в основном торговлей. В этом секторе в случае вследствие провала потери инвесторов относительно небольшие [9, c. 20-21].

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФЛЯЦИИ

В последние 10 лет качество белорусской статистики, безусловно, улучшилось. Однако наши показатели все еще имеют целый ряд национальных особенностей, которые и создают недоверие к ним и ко всей экономической политике в целом. Возьмем такой важный показатель как инфляция, самым распространенным измерителем которой является индекс потребительских цен (ИПЦ).

Динамика инфляции в Беларуси: 2002г. - 34,8%, 2003г. - 25,4%, 2004г. - 14,4%, 2005 г. –  8 - 8,5% (по самым пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9% - сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко 10 октября 2005г.). Но что такое белорусские 9% инфляции? Мы говорим о таком же показателе, как в ЕС, США или инфляция по-белорусски - что-то иное?
Однозначного ответа дать нельзя, потому как экономику не измеришь термометром или манометром по одной понятной в любой стране мира шкале. Макроэкономические показатели гораздо сложнее.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть следующие параметры: 1) по какому количеству товаров считается инфляция; 2) меняется ли корзина данных товаров; 3) насколько представленные товары и услуги отражают структуру потребления; 4) где измеряются цены; 5) можно ли производителям, оптовикам и рознице устанавливать свободные цены. ИПЦ характеризует изменение во времени «общего уровня цен и тарифов на товары и услуги». Чтобы определить его, Минстат использует около 350 «наименований товаров, товарных групп и видов услуг», которые должны отражать фактическую структуру потребительских расходов населения. И здесь мы отметим первое существенное отличие белорусской методики от международной. Чтобы корзина товаров и услуг была репрезентативной, отражала реальные изменения цен, на Западе ИПЦ считают приблизительно по 200 тыс. цен. В некоторых странах идут дискуссии на предмет того, чтобы учитывать и стоимость жилья, и высоту арендной платы, и цену кредитов. Манипулировать малым количеством товаров и услуг гораздо проще, чем большим.
Во-вторых, в Беларуси сложно сказать, меняется ли ежемесячно корзина товаров и услуг. Эта информация для независимого контроля недоступна. Поэтому риск подтасовки в зависимости от того, что именно подорожало в течение конкретного месяца, остается. Минстат мог бы легко снять обвинения в необъективности, если бы список товаров, по которым ежемесячно считается ИПЦ, был доступен для независимого контроля.  Поскольку неизвестно, насколько адекватно отражает корзина товаров реальную структуру потребления, и здесь остаются подозрения, что люди теряют больше покупательной стоимости своей зарплаты (пенсии), чем указывает официальный ИПЦ.

Регистрация цен и тарифов в Беларуси проходит в 31 городе, в то время как их общее число в Республике Беларусь составляет 110. Одна треть - тоже, в принципе, репрезентативно, но ничто не мешает властям изменить список городов, если рост цен в них портит общую картину. График роста цен по регионам можно легко согласовать из Минска. Опять же: подозрения легко снимались бы, если бы мы знали наперед, где фиксирует цены Минстат[10, c.15-16].

Если по всем вышеперечисленным факторам у нас есть подозрения, но не факты, то по последнему - возможности формирования свободных цен - сомнений нет. По данным ЕБРР, в 2004г., число административно регулируемых цен на товары, по которым считается ИПЦ, тоже стало рекордным за последние 7 лет. Оно составило 28% от всей «корзины». Для сравнения: в Чехии таких цен только 10,9%, Польше - 1%, в России - 9%, в Казахстане нет вообще. В результате такого жесткого регулирования цен предприятия выпускают новые товары с новыми ценами, но они-то не входят в корзину для расчета ИПЦ. Люди платят больше, а зарплаты и пенсии индексируются на гораздо меньшую величину.
Можно привести несколько типичных примеров регулирования цен органами власти. 7 февраля 2004 года Гродненский облисполком установил предельные цены на 17 видов муки для организаций хлебопечения всех форм собственности. 2 февраля 2004 Минэкономики приняло постановление N29 «О ценах на природный газ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Цена зависит от того, кто и зачем использует газ. ИП должны платить примерно по 62 доллара США за 1 тыс. куб. м, а организации, подчиненные Минспорта и туризма, - всего лишь 40 долларов США. Гродненский «Азот» и ОАО «Доломит» получают газ почти по цене импорта – 52 доллара США. Около 15 других предприятий получили льготы по газу. Среди них много предприятий, выпускающих потребительские товары, по которым измеряется ИПЦ.
Постановление Минэкономики N19 от 2 февраля 2004 утверждает цены на лекарственные средства, а N18 - более чем на 30 видов табачных изделий. 29 января 2004 вступило в силу постановление Минэкономики, вводящее новый порядок формирования цены на различные мясомолочные товары. Десятки нормативных актов постоянно корректируют список социально значимых товаров и услуг [10, с. 16].

Современное определение  инфляции будет звучать так: инфляция – это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным  предложением и повышением цен [7, с. 126].

Так вот при инфляции по-белорусски вполне вероятно, что за кадром остается стремительный рост цен на многие товары и услуги, в первую очередь на жилье.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Анализируя данные пятой главы, касающейся, в основном, Беларуси можно констатировать о том, что уже с середины  90-х гг. в нашей стране начался процесс обратный тому и тем целям которые ставило перед собой государство в начале 90-х. Вместо построения основ рыночной экономики Беларусь активно восстанавливает централизованную плановую экономику. Госсектор по-прежнему составляет 80%. Остальные 20% работают под огромным бременем госрегулирования, при котором форма собственности теряет свое      экономическое значение. Сельское хозяйство отнюдь не достигло поставленных задач – не стало рентабельным и конкурентноспособным, несмотря на свой льготный статус; машиностроительный комплекс так и не занял достойную нишу на мировом рынке и, если честно, перспектив для этого пока не видно.

 
И все же рост белорусской экономики есть, полностью отрицать его нельзя. Но этот рост - отнюдь не уникальное явление. Если говорить о 2002-05гг., то Беларусь находится далеко не в лидерах не то что мира, но даже и региона. Наш рост был ниже, чем в среднем по СНГ, зато по инфляции мы опережаем практически всех. Ни украинцы, ни казахи не претендуют на «экономическое чудо», мы - да. А подобрать нужный статистический фон для демонстрации собственных «успехов» легко – было бы желание.

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Переходная экономика: сущность, особенности развития: Учеб. пособ./Под ред.  Лобковича Э. И. Мн., 2002 г. -86 с.

2) Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты// Белорусский экономический журнал. – 2001 - №3. – 118 с.

3) Богиня Д., Волынский Г. Государственное регулирование переходных процессов // Экономика Украины – 1999 г. – № 5. – 96 с.

4) Экономика переходного периода: Учеб. пособ./Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. – 560 с.

5) Романчук Я. Бес чудес// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 40. – 26 с.

6) Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. – Киров, изд-во «АСА», 1995 г. – 623 с.

7) Макроэкономика: Учеб. пособ./Под ред. Ивашковского С.Н.. -М.: Дело, 2002. – 217 с.

8) Романчук Я. Хуже только у Туркменистана// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 1. – 24 с.

9) Подвицкий А. Экономическая свобода - 2004// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2004. - № 2. – 26 с.

10) Романчук Я. Конфискуют, но позже// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 10. – 27 с.

11) Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. - http://belstat.gov.by


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.